Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности системы власти в Арабском халифате
Научные статьи
21.08.15 12:19

Особенности системы власти в Арабском халифате

alt
Макаева Г. 3.
alt
Амангалиев А. К.
alt
Валиева Э. Н.
 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Макаева Г. 3., Амангалиев А. К., Валиева Э. Н.
6 85 2015
В статье раскрываются исторические и идеологические условия и причины возникновения системы власти в Арабском халифате, определяется место и роль ислама в государственно­правовых, социальных, духовных, семейно-бытовых и иных отношениях. Особое внимание уделяется рассмотрению ислама как идеальной религиозно-политической основы для централизованного государства, а также роли ислама в жизни тех стран, где он оказался господствующим.

Заметное влияние на современное государственно­правовое развитие целого ряда стран исламского мира оказывают ислам и мусульманское право. Среди рассма­триваемых вопросов сегодняшнего дня особое место зани­мают концепции мусульманского пути развития, выдвига­емые идеологами арабских стран. Эти концепции высту­пают чаще всего как различные направления идеологии «возрождения ислама» и различаются своей политической направленностью, социально-классовым содержанием, со­отношением в них религиозных и светских элементов и ря­дом других свойств.

Пытаясь найти ответы на насущные вопросы современно­сти, очень часто многие исследователи обращаются к вопросу о природе власти, о роли ислама в государственно-правовых, социальных, духовных, семейно-бытовых и иных отношениях, а также в целом к вопросам влияния ислама на социокультур­ное становление человеческой цивилизации.

Как известно, возникновение и развитие новой религии в эпоху раннего Средневековья в среде арабов на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь в истори­ческом плане было закономерным результатом развития ара­вийского общества в период перехода от общинно-родового строя к классовым отношениям; в религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателей Аравии.


 

Основная часть Аравийского полуострова до появления пророка Мухаммеда была царством язычества. Большинство арабов жили кочевой жизнью на принадлежащих им терри­ториях. Городов было мало. Главными среди них можно на­звать Мекку, Йасриб (Медина). Мекка была процветающим торговым центром в силу географического, экономического и др. положения.

  Религию населения Аравии до принятия ислама можно отнести к «примитивному» и «архаическому» этапам её раз­вития (Р. Белла). Характерная черта архаической религии -«возникновение подлинно­го культа с комплексом бо­гов, жрецов, богослужений, жертвоприношений». В честь божеств строились величественные храмы, устраивались святилища, выделялись места покло­нения, оформлялись по­святительные надписи и приносились жертвы. Сле­дуя древним, восходящим к довавилонской Месопо­тамии традициям, жители Аравии поклонялись ду­хам предков, исповедовали астральные культы, покло­нялись деревьям, скалам, камням, животным. Ярким проявлением фетишизма в среде арабов является по­клонение чёрному камню Кааба, который воспри­нимали как высший боже­ственный символ.

В течение первых веков новой эры в Аравии все яв­ственнее стали прослежи­ваться тенденции постепен­ного перехода от политеиз­ма к единобожию. В Мекке в то время появились люди, в той или иной мере отражавшие взгляды и устремления жителей всего аравийского региона, а частично и соседних стран. Эти арабы, отказавшиеся от местного политеизма и религий ино­земцев, явились сторонниками движения ханифов - искателей истины, выразителями идей раннего арабского монотеизма - ат-таухида. Среди искателей и проповедников истины, выра­жавших идеи политического объединения арабских племён, были лица, которые выдавали себя за пророков - наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им вер­ховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед, выходец из древнего, но обедневшего рода хашим.

Говоря о религиозной жизни древней Аравии эпохи язычества, нужно отметить её неоднозначность и сложность, потому что здесь переплелись иудаизм и христианство, зоро­астризм и манихейство, несторианцы и монофизиты (направ­ления в христианстве), древнеаравийские политеистические культы и верования, свидетельствующие о том, что страна эпо­хи джахилийи (язычества) жила на стыке мощных религиозных потоков4. В момент своего возникновения ислам был синкре­тической религией, впитавшей в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Ара­вийского полуострова. Он основывался на предшествующем культурном развитии аравийского общества.

Ключевыми в исламе являются слова «Ля иляха илля Лля- ху ва Мухаммадун Расулу Ллахи»: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммеда; через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он осно­вал общину верующих (умма).

В руках Мухаммеда находилась не только религиозная, но и светская, и военная власть. Все откровения, которые Бог по­ведал своему пророку, Мухаммед передал людям. Это были знания не только о том, как служить Богу, готовясь к загробной жизни, но и о том, как жить в этой, земной жизни: правила молитвы, правила наследования и раздела добычи, правила внесения религиозного налога и милостыни, определённые запреты и дозволения и т.д.

Мухаммед проповедовал религию, призванную стать оригинальным синтезом иудаизма и христианства. Утвержде­ние ислама было своеобразной религиозной реформацией в жизни арабов. Но становление ислама не сводилось только к синтезу культурно-исторических начал, так как цивилизаци­онный синтез происходил на основе определенного ядра уче­ния Мухаммеда. Пророк Мухаммед в кратчайшие историче­ские сроки духовно «переродил» полудикие племена Аравии в единую нацию и на месте язычества утвердил строгий моно­теизм. Ислам стал духовным ядром, вокруг которого и с по­мощью которого складывалась новая социальная и культурная общность народов Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Прежде всего это ознаменовалось сменой родовых связей и отношений феодальными и установлением новых форм организации общественной жизни. В результате борьбы с родоплеменной идеологией и языческой религией на огром­ной территории установилось господство монотеистической религии, ставшей идеологией, духом, этикой и эстетикой это­го объединения. В отличие от арабского (языческого) обще­ства, основанного на родственных и генеалогических связях, исламская культура укреплялась на основе единства религи­озного духа. Великим достижением мусульман было управление обширной территорией при помощи единого закона - шариата (свод норм морали, права, культовых предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульма­нина), базирующегося на Коране и Сунне.

В шариате достаточно широкое развитие получили та­кие институты гражданского права, как право собственности, договорное право, семейное и наследственное право. Ислам запрещал взимание процентов, ростовщичество, спекуляцию. Мусульманскими правоведами хорошо были разрабо­таны нормы, регулирующие права и обязанности отдельных лиц, за нарушение которых полагалось публичное суровое наказание (смертная казнь, тюремное заключение, имуще­ственные санкции и т.д.). Ислам изменил социальное поло­жение женщины, признав её равноправным членом обще­ства и наделив определёнными правами и обязанностями, проявил огромную заботу о семье, обязав строить её через создание сильного, сплочённого союза между женщиной и мужчиной, в основе которого лежат преданность, милосер­дие, любовь, сочувствие, справедливость, равенство, обще­ственная солидарность.

Шариат развивался как строго конфессиональное право. Это была всеохватывающая и всеобъемлющая нормативная система, вобравшая в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль, поэтому нормы ша­риата (правила, предписания), с одной стороны, регулируют общественные («человеческие») отношения, а с другой - опре­деляют отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Постепен­но, с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, шариат стал своеобразной мировой системой права, в которой всё большее проявление получили местные особенности и различия при толковании отдельных правовых институтов.

Ислам, обладая сильной социально-политической на­правленностью, довольно быстро приобрел черты идеологии, оформляющей, обосновывающей господствующее положение её приверженцев и формулирующей принципы устройства новой общности, общности государственной. Он формировал­ся как идеология религиозно-политической организации, на­правленной на преобразование и устроение социальной жиз­ни арабских племён, вынужденных отстаивать свои экономи­ческие интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жёсткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религи­озно-политической основой для централизованного государ­ства и ведения военных действий.

Во времена Мухаммеда в исламе не было чёткого разли­чия между догматикой и ритуалом, религией и правом. Тео­кратический характер власти пророка утверждал неразделённость духовной и светской власти в руках главы мусульман­ской общины. Халифы представляли как высшую духовную власть - имамат, так и светскую, в том числе политическую и военную - эмират.

Образование великой мусульманской цивилизации с мощной политической организацией (халифатом) позволи­ло арабам вести великие войны против соседних государств. Отличительной чертой мусульман, отважно бросившихся покорять континенты, была стальная, несокрушимая уве­ренность в себе, в своей вере и своей цивилизации. На по­корённых арабами землях возник новый культурный мир - мусульманский. Не физическая мощь нового учения, не воз­никновение его в определённом географическом и интеллек­туальном регионе, но имманентный ему универсализм были решающими факторами его развития (Г. Э. Грюнебаум). Ре­лигиозное движение, зародившееся в глубокой провинции, вскоре приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших событий мировой культуры. Ислам постепенно стал сложной и неоднозначной социокультурной системой, повлиявшей на всё последующее развитие многих народов и культур.

Как всепроникающее, неустранимое и тоталитарное яв­ление ислам с самого начала своего возникновения вступил в сложную, неоднолинейную и неоднозначную связь с фило­софией, наукой, моралью, искусством и другими областями духовной культуры, которые взаимно влияли друг на друга и образовывали единство и целостность - универсум духовной жизни мусульманских народов. Ислам стал доминирующим во всех сферах жизни арабов. Вместе с другими механизмами социального и культурного наследования ислам стал одним из авторитетных способов культурной самоидентификации ара­бов в области как материальной, так и духовной деятельности. По мере усложнения арабского общества, его материальной и духовной культуры усложнялась и сама исламская система, образуя своеобразную подсистему ценностей. Ислам предстал как социокультурный комплекс, совмещающий в себе не толь­ко собственно сакральные представления, верования и риту­алы мусульман, но также нормативную мораль, право, эсте­тику, социальные учения. В этот социокультурный комплекс вошли и соответствующие институты различной степени са­крализации, регулирующие отношения между верующими в духовной сфере. Ислам оказал огромное воздействие на общество в целом и во многом изменил облик тех стран, где оказался господствующим. Коран, Сунна и шариат веками формировали сознание, поведение, образ жизни, систему цен­ностей, генеральные установки каждого мусульманина, полно­правного члена великой исламской общины - уммы. Создавая общую систему духовной регуляции и мотивации, ислам ока­зал большое влияние на хозяйственную жизнь арабов и наро­дов халифата. В свою очередь, арабское общество в процессе саморазвития способствовало обновлению исламских куль­турных традиций.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика