Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Традиционные факторы в формировании правовой системы России X-XIX вв.
Научные статьи
24.08.15 10:44

Традиционные факторы в формировании правовой системы России X-XIX вв.

alt 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Ханмурзаев Р. Б.
6 85 2015
В данной статье рассмотрены традиционные факторы становления и развития российской правовой системы, ведь российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировалась с ориентиром на личностные начала, т.к. право, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее, духовно - с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

В основе формирования правовых систем лежат социаль­ные, экономические, политические и иные факторы, существу­ющие в системе общественных отношений в виде определен­ных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, которые должны быть учтены при рассмотрении правовой си­стемы конкретного государства.

Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки представлений о правильном, справедливом, нормальном лежат еще в мифо­логии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.

В правовую систему через юридические тексты, тесно свя­занные с текстами народной устно-поэтической традиции, про­никли не только те или иные языковые формулы и конструкции, но и наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления древних людей о порядке, гармонии и дисгармо­нии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воз­даянии, норме, обычае и последствиях их нарушения, т.е. все то, что может рассматриваться как некий предправовой материал, на котором базировалась в период становления правовая систе­ма, из которого складывались юридические традиции.


 

Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (напри­мер, древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточе­ны, главным образом, на осознании и понимании природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основном аграрно-природный характер представления, которые у греков, например, воплотились в мифах о Фемиде (богине правосудия, основе правопорядка) и ее дочерях Эвномии («благозаконии»), Дике («справедливости»), Ирене («мире»). У римлян предпра- вовые представления воплотились в Юстиции («правосудии», «праве»), обожествляемом (с 1 в.) понятии, в Эквитас («справед­ливости»), часто изображавшейся женщиной с весами.

В русской мифологии мы не найдем весов - важного и не­обходимого для внедрения в жизнь правовых начал символа предправа, свидетельствующего об осознании людьми таких понятий, как мера, мерность, соразмерность деяния и воздая­ния за него и т.д. В то же время славянские Правда и Кривда, Суд (Усуд) во многом близки символу Доли, т.е. непостижимой, трансцендентной (а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так и всю жизнь человека.

  Право, правовая система и правовая культура экономи­чески сопряжены с индивидуальной собственностью, а идео­логически, точнее, духовно - с осознанием человеком своей ин­дивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимо­логии: индивидуальность, самостоятельность и собственность, присвоение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе», и означает принадлежащее индивиду.

Коллективная форма общежития русского крестьянства - община - была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, значительно повлиявшим на его полити­ческую и духовную жизнь и культуру. Сильная община препят­ствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного погло­щения лица миром и рационального отрицания всякого лично­го права. Поэтому и «стоимость» персонифицированных вопло­щений коллектива (князя, дружинника, общинного имущества), являющегося главной ценностью в обществе, в ранних правовых памятниках была во много раз выше и посягательства на них на­казывались гораздо строже. Например, жизнь боярина, дружин­ника, других приближенных князя по Русской Правде оценива­лась в 80 гривен штрафа, а жизнь смерда или холопа - лишь в 5.

И, тем не менее, русское право, российская правовая си­стема в целом, как и любая другая правовая система, форми­ровалась с ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образом представителя господствую­щего класса. Так, из 43 статей краткой (одной из самых ранних) редакции Русской Правды 40 были прямо посвящены защите от преступных посягательств личности и собственности (кото­рая является лишь экономическим выражением личности).

Развитие российской правовой системы в культуры, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-герман­скую семью правовых систем на правах особой - евразийской - разновидности. Особенности эти заключаются в следующем:

1. Высокая, приоритетная защита общих интересов, об­щего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям ин­дивида, его правам и интересам, составляющие, с нашей точ­ки зрения, смысл содержательный корень, основание права и правовой культуры как таковых.

2. Слабость личностного и, следовательно, правового на­чала в культуре вообще.

3. Широкое распространение неправовых регуляторов в об­ществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

4. Отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества, а тем самым и к праву, правовой культуре.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика