Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Муниципальный экологический контроль (контроль в сфере охраны окружающей среды)
Научные статьи
26.08.15 10:10


Муниципальный экологический контроль (контроль в сфере охраны окружающей среды)

alt 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Бышков П. А.
6 85 2015
В настоящей статье автором рассматриваются вопросы, связанные с муниципальным экологическим контролем (контролем в сфере охраны окружающей среды). Данный вид контроля, исключенный из перечня видов экологического контроля в федеральном законодательстве, используется органами местного самоуправления, как единый вид контроля в сфере охраны окружающей среды.

Контроль в сфере местного самоуправления является си­стемой способов обеспечения соблюдения законодательства в деятельности органов и должностных лиц местного само­управления. Данный вид контроля делится на государствен­ный, реализуемый полномочными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, и внутримуниципальный контроль, осуществляемый непосредственно му­ниципальными органами власти.

Экологический контроль и надзор, как обоснованно отме­чает заведующий сектором эколого-правовых исследований ИГП РАН доктор юридических наук, профессор М. М. Бринчуком, «как правовая мера обеспечения рационального при­родопользования и охраны природы выполняет ряд функций - принудительную, информационную и карательную», следо­вательно, представляет особую важную часть механизма реа­лизации концепции экологической безопасности общества и государства.

    Согласно ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» до 2006 г. предусматривался такой вид контроля, как эколо­гический муниципальный контроль. Данный вид контроля осуществлялся органами местного самоуправления или упол­номоченными ими органами и был отменен федеральным законом в связи с муниципальной и административной ре­формой. Поводом для изменения законодательства стала не­однозначная практика реализации норм муниципального экологического контроля. Во многом отсутствие необходимо­го финансирования контрольных мероприятий ухудшило их качество. Решение задач по экологическому контролю было возложено на органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, которые в свою очередь могли делеги­ровать ряд полномочий органам местного самоуправления в экологической сфере, с соответствующим финансированием. Ослабление полномочий местного самоуправления полно­стью не прекратило существование муниципального контроля в сфере охраны окружающей среды, что подтверждается целым рядом федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих правовое поло­жение отдельных объектов окружающей среды.

Как справедливо отмечал заведующий отделом аграр­ного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов, «одним из наиболее эффективных механизмов охраны окружающей среды, доказавших за годы своего существования свою эффек­тивность, являлся упраздненный в настоящее время муници­пальный экологический контроль. Он существенно дополнял федеральный государственный экологический контроль и государственный экологический контроль субъектов Россий­ской Федерации, позволял им сконцентрироваться на контро­ле крупных объектов, оказывающих серьезное негативное воз­действие на окружающую среду».

Важно отметить, что, исходя из ст. 15 и ст.16 ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», экологический муниципальный кон­троль (контроль в сфере охраны окружающей среды) может осуществляться муниципальными районами и городскими округами в качестве «организации мероприятий по охране окружающей среды».

    На данный момент институт муниципального эколо­гического контроля (контроля в сфере охраны окружающей среды), отмененный на федеральном уровне, по сути, продол­жает реализовываться на местном. Во многих муниципаль­ных образованиях существуют свои нормативные правовые акты, устанавливающие положения о видах муниципального контроля, среди которых закреплен муниципальный эколо­гический контроль (контроль в сфере охраны окружающей среды). Необходимо отметить, что в тех муниципалитетах, где данный вид контроля существует, он финансируется из мест­ного бюджета.

В некоторых субъектах Российской Федерации региональ­ные власти приняли законы о наделении органов местного са­моуправления компетенциями в сфере охраны окружающей среды, фактически передав им функции по экологическому контролю (контролю в сфере охраны окружающей среды).

Анализируя нормативные правовые акты регионально­го и муниципального уровня, следует отметить, что органам местного самоуправления делегируются полномочия по осу­ществлению государственного экологического надзора.

Важно понимать, что муниципальный экологический контроль (контроль в сфере охраны окружающей среды) бази­руется на основных принципах экологического государствен­ного надзора, среди которых значительную роль играют:

- независимость должностных лиц, осуществляющих контроль;

- приоритет превентивной функции контроля;

- открытость и доступность для проверок объектов хозяй­ственной деятельности;

- периодичность проведения контрольных мероприятий;

- координация с другими видами экологического контро­ля (производственным и общественным).

Объектами муниципального экологического контроля (контроля в сфере охраны окружающей среды), как правило, являются: атмосферный воздух; водные объекты; отходы про­изводства и потребления, особо охраняемые природные тер­ритории местного значения. Контроль проводится на объек­тах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципалитета, района (городского округа), за исключением объектов, подлежащих региональному государственному эко­логическому надзору органом исполнительной государствен­ной власти субъекта Российской Федерации, уполномочен­ным в сфере охраны окружающей среды.

Среди компетенций муниципального экологическо­го контроля (контроля в сфере охраны окружающей среды) можно выделить такие, как контроль за: ведением учета объ­ектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; распространением достоверной информации о состо­янии окружающей среды на территории муниципального образования; обращением в судебные органы в целях пресе­чения нарушения законодательства в сфере охраны окружаю­щей среды в процессе хозяйственной деятельности; предъяв­лением исков о возмещении вреда окружающей среде.

    Следует отметить, что муниципальные нормативные пра­вовые акты, регулирующие вопросы осуществления отдельных государственных полномочий, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено правительством субъек­та Российской Федерации, если указанные акты противоречат федеральному и/или региональному законодательству.

Муниципальный экологический контроль, закрепленный в ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г., а после исклю­ченный из перечня видов отраслевого экологического контро­ля сохранился на муниципальном уровне и продолжает суще­ствовать в виде делегированного муниципального контроля в сфере охраны окружающей среды. Данная форма публичного контроля является наиболее эффективной для реализации прав населения (наряду с общественным экологическим кон­тролем), заинтересованного в благоприятной окружающей среде на территории проживания. Кроме того, дальнейшее законодательное развитие муниципального экологического контроля (контроля в сфере охраны окружающей среды) спо­собствует проведению муниципальной реформы, усиливает ответственность должностных лиц и органов местного само­управления перед населением.

экологическое право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика