Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита прав и свобод человека и гражданина как одно из приоритетных направлений прокурорского надзора
Научные статьи
07.09.15 10:57

вернуться

Защита прав и свобод человека и гражданина как одно из приоритетных направлений прокурорского надзора


Алиев Х. О., Юсупкадиева С. Н.
В статье рассматриваются роль и значение Прокуратуры Российской Федерации в государственном механизме защиты и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России.


Проблема защиты прав и свобод человека приобретает особую значимость в период реформирования российского общества, поскольку состояние их обеспечения становится ос­новным критерием демократичности государства, его привер­женности правовым началам и общечеловеческим ценностям. Для решения этой проблемы государство должно располагать определёнными властными структурами и механизмами, ко­торые бы осуществляли постоянный надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, а также за соб­людением Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации. Среди таковых заметное место отводится органам прокуратуры. Прокуратура РФ относится к числу именно тех правоохранительных органов, которые непосредственно вы­полняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Усиление судебной формы защиты прав и свобод граж­дан, проявившееся в том числе в изменениях российской пра­вовой системы, не означает умаления альтернативных форм защиты прав и свобод граждан, самой распространенной из которых является деятельность органов прокуратуры. Гражда­не по-прежнему предпочитают приходить за защитой своих прав не в суд, адвокатуру или к уполномоченному по правам человека, а в прокуратуру, где их обращения рассматрива­ются, как правило, относительно быстро, а самое главное, бесплатно. Поэтому правозащитная функция прокуратуры необходима, прежде всего, для самих граждан, она служит дополнительным средством обеспечения, защиты личных, со­циально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан.


 

Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, затрудненный доступ к правосудию, недоступ­ность для многих граждан услуг адвокатов и, как следствие, ослабление их правовой защиты предопределяют необхо­димость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина. В сознании людей прокуратура прежде всего ассоци­ируется со структурой, следящей за соблюдением законов и законностью (законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно) всеми и повсеместно. И уж в прокура­туре можно найти управу на тех, кто не соблюдает закон. Это верное формальное представление, поскольку прокуратура — специализированная структура в сфере поддержания за­конности.

В России исторически сложилось, что прокуратура - го­сударственный орган, который безвозмездно выступает в за­щиту прав человека и гражданина, оказывая бесплатную квалифицированную юридическую помощь в сравнительно короткое время. Особое внимание прокуроры уделяют защи­те прав социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, нетрудоспособных и престарелых граждан, несовершенно­летних. Не случайно число лиц, обратившихся в этот орган за защитой своих прав, неуклонно возрастает3. В настоящее вре­мя прокуратура — едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение на­селения.

Граждане России широко используют предоставлен­ное им конституционное право личного обращения в госу­дарственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя свое право на обращение, граждане добиваются восстанов­ления нарушенных прав и свобод, социальной справедли­вости.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина феде­ральными органами исполнительной власти, законодатель­ными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также ор­ганами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворитель­ных и иных фондов) является одним из основных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры. Конкретными и систематическими действиями органы прокуратуры реали­зуют это приоритетное направление прокурорского надзора. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государ­ственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятель­ность организаций.

Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2). Указанное положение, составляющее одну из основ конституционного строя, является определяю­щим в том, что правам и свободам человека и гражданина спе­циально посвящена гл. 2 Конституции РФ, в которой, в частно­сти, отмечается, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода­тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Выделение рассматриваемого вида деятельности проку­ратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации ее правоза­щитного потенциала, о существенном усилении позиций ор­ганов прокуратуры в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура — один из эффективно действующих пра­возащитных институтов не только в России. В более чем 30 государствах — участниках Совета Европы прокуратура в той или иной степени осуществляет свои полномочия вне уголов­но-правовой сферы, обеспечивая защиту трудовых, семейных, жилищных и других прав граждан.

Российская прокуратура имеет ряд преимуществ по срав­нению с органами прокуратуры (и органами, выполняющими сходные с ней функции) некоторых других стран. Эти преиму­щества заключаются в организации и характере ее деятельно­сти, активной роли по защите граждан и утверждению закон­ности во всех сферах государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения их конституционных прав и свобод. К числу таких гарантий можно отнести доступность прокуратуры для населения, оперативность рассмотрения об­ращений в определенные законом сроки, бесплатность юри­дической помощи, дифференцированную систему реагирова­ния на выявленные нарушения законов, в том числе и путем обращения в суд.

Закрепление за прокуратурой функции надзора за со­блюдением прав и свобод человека и гражданина не случайно, ибо прокуратура, не входя ни в одну из ветвей государствен­ной власти, в силу своего положения объективно наиболее приспособлена для выполнения данной функции. Только при соблюдении прав и свобод каждого человека, каждого гражда­нина возможно обеспечение соблюдения законных интересов общества и государства. И именно в этих целях осуществление надзора за правами и свободами человека и гражданина было возложено на органы прокуратуры.

Вместе с тем следует отметить, что соблюдение прав и сво­бод человека и гражданина определяет содержание предмета не только обозначенного вида прокурорской деятельности, но входит и в сферу надзора за исполнением законов, в том чис­ле органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями мест содержания задержан­ных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назна­чаемые судом меры принудительного характера. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре вни­мания прокуроров также в ходе осуществления уголовного преследования, участия в рассмотрении дел судами, коорди­нации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, при участии в правотворческой деятельности, осуществлении международного сотрудничества.

Таким образом, осуществляя правозащитную деятель­ность, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жало­бы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресе­чению нарушений прав и свобод человека и гражданина, при­влечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и воз­мещению причиненного ущерба. Надзирая за исполнением законов, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, а также применяет иные меры прокурорского реагирования. Иными словами, правозащитная деятельность прокуратуры довольно удачно дополняет существующие мо­дели правового обеспечения прав и свобод человека и граж­данина в РФ.

К числу приоритетных направлений прокурорского над­зора следует отнести исполнение законодательства о: граж­данстве, пенсионном и социальном обеспечении, материнстве и детстве, несовершеннолетних, ветеранах, борьбе с наркома­нией. При наличии сведений о нарушении этого законода­тельства прокурорские проверки следует проводить в перво­очередном порядке либо поручать проведение проверок дру­гим органам.

Приоритетность надзора за исполнением законодатель­ства о здравоохранении и экологического законодательства связана с сокращением продолжительности жизни в России, ростом заболеваемости населения и недоступностью квалифи­цированной медицинской помощи для большей части населе­ния нашего государства.

На одном из первых мест в деятельности прокуратуры на­ходится надзор за исполнением законодательства об образова­нии. Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передвижение и выбор места жительства, вероисповедание, личную непри­косновенность, занятие предпринимательской деятельностью. В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители организа­ций исполняют возложенные на них обязанности по рассмо­трению и разрешению писем, жалоб и заявлений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предо­ставленных им прав и свобод.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную дея­тельность прокурора. Какие бы действия ни совершал проку­рор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его, в первую очередь, интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор прини­мает меры, предусмотренные законом к восстановлению на­рушенных прав и свобод граждан.

Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, что­бы надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина находился в центре их постоянного внимания и чтобы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы проку­роров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищен­ных категорий населения (инвалиды, престарелые, дети, поте­рявшие родителей, и некоторые другие).

Прокурор должен быть нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с прось­бой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

Таким образом, в механизме защиты личных прав и свобод человека и гражданина прокуратура занимает самое важное место, так как правозащита является для нее особой задачей. Конечно, в интересах личности действуют и другие государственные органы, которые осуществляют правоохра­нительную деятельность. Но в государственном механизме России именно органы прокуратуры — гарант реального со­блюдения прав и свобод человека и гражданина, так как они являются наиболее действенными органами в защите всех прав граждан, представляют собой единую централизован­ную систему, владеющую целым рядом специфических пра­вовых средств и различными формами прокурорского реаги­рования.

Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка в интервью жур­налу «Человек и закон» 8 июля 2010 г. справедливо заметил, что «у работников прокуратуры никогда не бывает мало рабо­ты. Мы ощущаем, как растет востребованность прокурату­ры, повышается ее авторитет. Люди нам доверяют, потому что получают здесь реальную помощь. Ни одно обращение гражданина не остается без внимания.. .».

Конечно, хотелось бы, чтобы это было именно так!




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика