Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К 150-летию со дня учреждения Международного союза электросвязи – специализированного учреждения ООН
Научные статьи
11.09.15 10:49

К 150-летию со дня учреждения Международного союза электросвязи – специализированного учреждения ООН

alt
Абашидзе А. Х.
alt
Солнцев А. М.
alt
Черных И. А.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Черных И. А.
К 150-летию со дня учреждения Международного союза электросвязи – специализированного учреждения ООН
В связи с празднованием в 2015 г. 150-летнего юбилея Международного союза электросвязи в настоящей статье рассматриваются основные аспекты его деятельности, начиная с 1865 г. и по настоящее время. Особое внимание авторы уделяют проблемам реформирования МСЭ, участию МСЭ в постконфликтном строительстве, поддержке развивающихся стран в области электросвязи.

Уважаемые читатели, настоящая статья посвящена самой «старшей» международной межправительственной организа­ции среди специализированных учреждений системы ООН - Международному союзу электросвязи, который в этом году отмечает своё 150-летие со дня учреждения. Именно с учреж­дения этой организации начинается эпоха международных межправительственных организаций, которые вслед за суве­ренными государствами основательно заняли ведущую роль в регулировании международных отношений.

Если изначально МСЭ занимался решением вопросов, связанных с телефонией и телеграфией, то в настоящее вре­мя в сферу его деятельности входит куда более широкий круг вопросов: выработка основополагающих стандартов широко­полосной связи и распределение спектра частот; разработка базовых технологий доступа к высокоскоростной широкопо­лосной подвижной связи; вопросы, связанные с подводны­ми кабелями и наземным оптическим волокном, линиями СВЧ-связи и спутниковой связи; доступностью электронного здравоохранения; вопросы гендерного расширения прав и возможностей пользователей электросвязи. Работа, выпол­няемая в МСЭ в сотрудничестве с государствами, частным сектором, академическими организациями и гражданским обществом, способствует повсеместному распространению и доступности радио- и телефонной связи, телевидения и ин­тернет-соединений.

   По оценкам МСЭ, к концу 2013 г. в мире насчитывалось 6,8 млрд контрактов на подвижную сотовую связь. Эта цифра показывает, что 96 % жителей планеты использует техноло­гии подвижной сотовой связи. К концу 2013 г. доступ к теле­видению имели около 5 млрд. человек, число пользователей Интернета составило 2,4 млрд человек. Во всем мире продол­жается рост внедрения услуг как фиксированной (проводной) широкополосной, так и подвижной широкополосной связи. В настоящее время число контрактов на подвижную широкопо­лосную связь в 3 раза превышает число контрактов на фикси­рованную широкополосную связь (2,1 млрд против 700 млн). Например, по прогнозам аналитиков, в течение 5 лет число контрактов на услуги «4G» во всем мире увеличится в десять раз (с 88 млн. в 2012 г. до 864 млн. в 2017 г.). Годо­вой глобальный IP-трафик, как ожидается, к концу 2017 г. превысит порог в один зеттабайт (1,4 зеттабайтов), что обусловлено диверси­фикацией услуг платного телевидения и потокового видео, а также других насы­щенных мультимедийным контентом услуг. Ежемесяч­но на сайте «YouTube» про­сматривается более 4 млрд часов видеоматериалов; на сайте «Facebook» ежеме­сячно размещается 30 млрд единиц контента, а через сервис «Твиттер» ежемесяч­но отправляется около 400 млн «твитов». По оценкам экспертов, к 2020 г. будет создано 40 зеттабайтов дан­ных, т.е. в 300 раз больше по сравнению с 2005 г. Приве­денные данные показывают, насколько широко исполь­зуются современные средства связи, какова их важность в жиз­ни человека и, следовательно, как весома роль МСЭ в между­народном регулировании различных средств электросвязи.


 

Предпосылками появления МСЭ стало изобретение в конце XVIII в. сигнальных средств на железных дорогах. В XIX в. происходит кардинальное изменение в сфере обработки информации - третья информационная революция - ученые изобретают электричество, благодаря которому появляется телеграф, а затем телефон и радио.

    Однако, в связи с появлением новых способов передачи информации с помощью телеграфа, телефона и радио, госу­дарства столкнулись с определенной проблемой. Когда в 1858 г. впервые был проложен трансатлантический телеграфный кабель, проходящий по территориям различных государств, возникла потребность приостанавливать сигнал и переко­дировать его на территории каждого государства. Поэтому для более эффективного сообщения, невзирая на границы, возникла необходимость стандартизации и сотрудничества между государствами в области телефонии. С 1849 г. по 1865 г. был заключен ряд двусторонних и многосторонних согла­шений между странами Западной Европы по вопросам тари­фов на обмен телеграммами между странами и установления стандартного кода. К таким международным соглашениям относились Бернская телеграфная конвенция 1858 г. (участ­никами которыми являлись Бельгия, Франция, Нидерланды, Сардиния и Швейцария) и Брюссельская конвенция 1858 г. об обмене корреспонденцией с помощью телеграфии. Вви­ду возрастающего числа таких соглашений и необходимости универсальных стандартов возникла идея объединить их и создать всеобъемлющий многосторонний договор. С такой инициативой выступила Франция, которая с 1 марта по 17 мая 1865 г. собрала в Париже на Международной телеграфной конференции представителей 20 европейских государств, за исключением Великобритании, в которой сервис по телегра­фии находился в руках частных компаний. Целью конферен­ции являлся поиск решений по ряду таких аспектов в сфере телеграфии, как: стандартизация телеграфного оборудования, установление единых операционных инструкций, разработка общего международного тарифа и правил, а также подписа­ние многостороннего соглашения. По итогам конференции 17 мая 1865 г. государства единым решением учредили Междуна­родный телеграфный союз (МТС) и подписали Международную телеграфную конвенцию. С 1885 г. Союз стал принимать первые нормативы, регулирующие телефонию. Так, например, длина телефонного разговора была ограничена 10 минутами.

Одна из первых Полномочных конференций МТС была проведена в России (в Санкт-Петербурге) с 1 июня по 19 июля 1875 г. - 4-я Полномочная конференция МТС. В её работе при­няли участие представители 22 государств (в том числе впервые была представлена делегация США) и 11 частных телеграфных компаний, владевших телеграфными кабелями в различных регионах мира. Главной дипломатической и профессиональ­ной победой для Директора Телеграфного департамента МВД Российской империи Карла Карловича Людерса, который вел Конференцию, стали её итоги: была полностью пересмотрена и упрощена Международная телеграфная конвенция 1865 г. (если в предыдущей Конвенции было 65 статей, то в новой их сократили до 21 статьи). Здесь интересно отметить один мало­известный факт - именно тогда впервые встал вопрос о кон­троле за содержанием телеграмм. В ст. 2 Петербургской кон­венции государства - члены Союза обязались уважать тайну переписки, однако в ст. 7 оставили за собой право задерживать депеши, содержание которых противоречило законам, инте­ресам государственной безопасности, общественному порядку и нравственности. В итоге представители Великобритании и США отказались подписать конвенцию, выступив против цен­зуры. Жаль, что спустя 140 лет мы можем наблюдать, как США попирают основы демократии, осуществляя надзор за перепи­ской не только рядовых граждан, но даже глав государств. Это явно доказали нам Джулиан Ассанж и Эдвард Сноуден.

С изобретением беспроводной телеграфии в 1890 г. нача­лись разработки и постепенная стандартизация в новой сфе­ре - радио9. Напомним, что изобретателем радиотелеграфии является великий российский ученый Александр Степанович Попов.

Первые проблемы в сфере радио появились в 1902 г., когда Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский, не смог передать сообщение вежливости с корабля президенту США Теодору Рузвельту, возвращаясь через Атлантику из поездки в США, так как береговая станция США не смогла принять сообщение по причине наличия радиооборудования другого типа. Это послужило импульсом для созыва конференции в Берлине в 1903 г., целью которой стало создание международ­ных норм в области радиотелеграфии. В итоге в 1906 г. состо­ялась Берлинская конференция, в которой приняли участие 29 государств. Результатом конференции стало принятие Между­народной конвенции о радиотелеграфии с приложением, в кото­ром содержались первые правила в этой области, в том числе принцип обязательной связи между сушей и находящимися в море судами. Фактически получилось, что невыполнение норм международной вежливости послужило основой для ко­дификации и прогрессивного развития международного пра­ва в сфере радиотелеграфии.

   Регулярные конференции МТС были прерваны Первой мировой войной, и очередная конференция состоялась только в 1925 г. в Париже. На этой конференции были созданы новые органы МТС - Международный междугородный телефонный консультативный комитет (CCIF) и Международный телеграфный консультативный комитет (CCIT). В 1927 г. на конференции по вопросам радиосвязи в Вашингтоне был создан Междуна­родный консультативный комитет по радио (МККР). Все три комитета стали отвечать за координацию технических иссле­дований и составление международных стандартов во всех этих областях телекоммуникаций. На конференции 1927 г. также были распределены полосы частот различных служб радиосвязи (фиксированных, морских и воздушных подвиж­ных служб, служб вещания, любительских и эксперименталь­ных служб). Позже, в 1956 г. CCIF и CCIT были объединены в Международный телефонный и телеграфный консультатив­ный комитет (CCITT).

В 1932 г. на конференции в Мадриде МТС был переиме­нован в МСЭ в связи с тем, что произошло объединение Пол­номочной конференции по телеграфии и Международной радиотелеграфной конференции. Таким образом, были объ­единены две конвенции - Международная телеграфная конвен­ция 1865 г. и Международная радиотелеграфная конвенция 1906 г., регулирующие три области: телеграфию, радио и телефонию. Новая организация - Международный союз электросвязи - начала свою деятельность 1 января 1934 г.

После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. между МСЭ и ООН 15 ноября 1947 г. было подписано соглашение (вступило в силу 1 января 1949 г.), в соответствии с которым МСЭ стал специализированным агентством ООН по теле­коммуникациям. С 1952 г. МСЭ становится участником рас­ширенной программы ООН по технической помощи, целью которой являлась поддержка развивающихся стран на экс­пертном уровне и подготовка собственных кадров в сфере телекоммуникаций. С 1959 г. в сферу деятельности МСЭ было передано управление схемами технической поддержки в об­ласти телекоммуникаций.

Таким образом, к началу 60-х годов ХХ в. МСЭ наработал колоссальный опыт по регулированию связи и зарекомендо­вал себя как международная межправительственная органи­зация, охватывающая и регулирующая широкий круг вопро­сов на международном уровне, поэтому освоение новых сфер, требующих нормативно-правового регулирования, для МСЭ не составило сложности. С 1959 г. МСЭ стал заниматься во­просами исследования космического пространства с точки зрения его использования и для развития радиосвязи. В 1959 г. была проведена Всемирная административная конференция (Женева), на которой в действующие международные радио­регламенты были внесены изменения, в т.ч. в список терминов были включены такие новые понятия, как: «космическая стан­ция», «наземная станция», «космическая служба» и «служба земля-космос». При этом слово «станция» означало станцию передачи сигнала. Профессор Бин Ченг отмечает, что первая договорная норма, регулирующая космическую деятельность, была создана именно в МСЭ в Регламенте радиосвязи 1959 г., впервые выделившем специальные радиочастоты для косми­ческих служб.

В 1963 г. была проведена Внеочередная специальная ми­ровая конференция по радиотелекоммуникации, на которой впервые было распределено 15% единого радиочастотного спектра, или 6000 МГц. Толчком этому послужило начавше­еся освоение человечеством космоса и геостационарной орби­ты вокруг Земли путем запуска спутников различного назна­чения.

В 1988 г. были пересмотрены Международный телеграф­ный регламент и Регламент по телефонии, вследствие чего их объединили в единый Регламент международной электросвязи. Очевидно, что столь богатый опыт международного сотрудни­чества породил как разнообразную практику, так и колоссаль­ный массив нормативных документов.

Важным этапом в развитии МСЭ стал пересмотр уставно­го документа организации и её реструктуризация, решение о которой было принято на Полномочной конференции в Ниц­це в 1989 г. на фоне растущей глобализации и либерализации рынков электросвязи. Уставными документами МСЭ после разделения ранее действовавшей Конвенции МСЭ (г. Найро­би, 1982 г.) стали Устав МСЭ и Конвенция МСЭ, подписанные 22 декабря 1992 г. (вступили в силу 1 июля 1994 г.), которые установили юридический статус, цели, функции и структуру Союза. Административные регламенты, дополняющие Кон­венцию, остались разделенными на два: Регламент радиосвязи и Регламент международной электросвязи (подписан 9 декабря 1988 г., вступил в силу 1 июля 1990 г.). Также был создан Ко­митет высокого уровня для проведения глубокого пересмотра структуры и методов работы Союза с целью изучения и, если необходимо, рекомендации мер, направленных на более высо­кое достижение экономической эффективности всех органов МСЭ. Именно поэтому по инициативе Административного совета МСЭ с 7 по 22 декабря 1992 г. была проведена внеоче­редная дополнительная Полномочная конференция в Женеве, где МСЭ был разделен на три сектора: Сектор стандартизации электросвязи, Сектор радиосвязи и Сектор по развитию электро­связи. В этом же году МСЭ распределил частоты для глобаль­ной спутниковой системы персональной мобильной связи.

В соответствии с целями МСЭ, определенными в Уставе МСЭ (статья 1, пп. 1-2) и Конвенции МСЭ, Союз воплощает в жизнь идею соединения мира. Для достижения этой цели МСЭ ведет деятельность, направленную на обеспечение беспе­ребойной и эффективной работы глобальной инфраструкту­ры связи, с тем чтобы каждый имел доступ к преимуществам электросвязи/ИКТ. МСЭ осуществляет надзор за международ­ным распределением спектра и координирует работу спутни­ковых сетей; проводит деятельность по разработке и дости­жению консенсуса по новым стандартам электросвязи/ИКТ; работает над созданием благоприятной политической среды, оказывая техническую помощь своим государствам-членам.

МСЭ: СЕГОДНЯ

В развитии электросвязи/ИКТ принимает участие широ­кий круг организаций. МСЭ, как один из ключевых участников в этой сфере деятельности, содействует сотрудничеству на всех уровнях для того, чтобы выполнять свою миссию наиболее эф­фективно.

Членство в МСЭ можно разделить на 2 формы: полное членство и членство в рамках секторов. По состоянию на 1 июня 2015 г. полными членами МСЭ являются 193 государства — члена ООН (последней вошла Республика Южный Судан 10 марта 2011 г.).

Членство в рамках секторов предусматривает возмож­ность присоединиться как ко всем трем секторам (Сектору стандартизации электросвязи, Сектору радиосвязи и Сектору по развитию электросвязи), так и к какому-либо в отдельности. Так, на сегодняшний день насчитывается 558 членов секторов МСЭ (329 входят в сектор развития электросвязи, 266 в сектор радиосвязи, 272 в сектор стандартизации электросвязи), сре­ди которых региональные и другие международные органи­зации, региональные телекоммуникационные организации, межправительственные организации в области эксплуатации спутниковых систем. Также в рамках секторов насчитывается 161 ассоциированный член и 92 академии (университета).

Таким образом, в настоящее время МСЭ объединяет в себе более чем 700 различных субъектов и акторов междуна­родного права из сферы промышленности, а также междуна­родные межправительственные и региональные организации, академические сообщества, образуя уникальную мировую платформу сотрудничества, основанную на доверительном участии и партнерстве заинтересованных сторон государствен­ного и частного секторов.

По мере приближения срока достижения Целей разви­тия тысячелетия (2001—2015 гг.), а также осуществления про­цессов ООН по выполнению Повестки дня в области развития на период после 2015 г. и достижению Целей в области устой­чивого развития (2016—2030 гг.) государства-члены ООН при­влекаются к разработке единой программы развития, включа­ющей один согласованный набор Целей, который содержит три компонента устойчивого развития, определенные в рам­ках процесса «Рио+20» (социальное развитие, экономическое развитие и защита окружающей среды). В этой части МСЭ может внести существенный вклад в достижение Целей в обла­сти устойчивого развития на 2016-2030 гг. Электросвязь/ИКТ, включая широкополосную связь, имеют решающее значение в ускорении прогресса в направлении устойчивого развития. Эти технологии являются одной из основ любой политики в области развития и одним из основных полезных инструмен­тов любого плана в области развития на национальном, регио­нальном и/или глобальном уровнях.

Электросвязь/ИКТ вносят все возрастающий вклад в со­циально-экономическое развитие, обеспечивая возможность доступа к информации и услугам и обмена ими в любом ме­сте и в любое время, а также возможность быстрой обработки и хранения огромного объема такой информации, повышая эффективность, действенность, доступность и ценовую при­емлемость предоставляемых государственных и частных ус­луг. Электросвязь/ИКТ также расширяют доступ к рынкам, совершенствуют управление операциями в случае бедствий и упрощают демократическое участие в процессах управления. Электросвязь/ИКТ обеспечивают также более рентабельные и эффективные способы сохранения и распространения мест­ной культуры. Они снижают затраты на социально-экономи­ческую деятельность (например, заменяя транспортные и по­чтовые услуги) и открывают абсолютно новые коммерческие возможности (такие, как услуги на основе «облака», мобиль­ные приложения и услуги, внешнее исполнение бизнес-про­цессов и коммерческая деятельность, связанная с контентом).

Широкополосная связь имеет огромное значение для формирования новых навыков и активизации экономического роста и технологических перемен во всей экономике - от сель­ского хозяйства до финансов, образования и здравоохранения.

МСЭ: ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

Являясь многофункциональной международной меж­правительственной организаций со сложной структурой орга­нов, МСЭ нуждается в развитии и периодическом пересмотре методов своей работы. Например, в отношении Устава МСЭ совместно с Конвенцией МСЭ с момента их образования воз­никали вопросы, связанные с необходимостью разработки так называемого единого Стабильного Устава из-за того, что прак­тически каждые 4 года в данные документы вносились и про­должают вноситься поправки либо изменения, требующие дальнейшего процесса ратификации в каждом государстве - члене МСЭ.

Все это с юридической точки зрения стало приводить к нарушению целостного и однородного характера высшего нормативного документа, применимого ко всем государствам - членам МСЭ, поэтому важной для МСЭ стала инициатива о внесении изменений в уставные документы Союза.

В 2010 г. впервые за 18 лет с момента принятия устав­ных документов был поднят вопрос «Об изменении Устава и Конвенции и необходимости создания нового документа (до­кументов), более соответствующих новым реалиям», и была создана соответствующая рабочая группа Совета по созданию Стабильного Устава в связи с тем, что, во-первых, цели и зада­чи, закрепленные в Уставе и Конвенции, неправильно сформу­лированы с точки зрения доктрины международного права и порой противоречат друг другу, а во-вторых, в силу большого количества поправок и изменений к уставным документам, они становятся сложными для восприятия и использования.

Юридическим закреплением начала реформы стала Ре­золюция МСЭ 163 «Создание рабочей группы Совета по ста­бильному Уставу МСЭ» (Гвадалахара, 2010 г.), принятая на Полномочной конференции МСЭ. В Преамбуле Резолюции была закреплена необходимость подготовки к следующей Полномочной конференции МСЭ 2014 г. проекта Стабильно­го Устава. Положения, которые не войдут в новый документ, предполагается перенести в иной документ, который не будет требовать в дальнейшем процедур ратификации, принятия, присоединения или утверждения согласно Венской конвен­ции о праве международных договоров 1969 г. и конститу­ционным нормам государств - членов МСЭ. Для этого была создана Рабочая группа Совета по Стабильному Уставу (РГС/ СТБ-У). За время работы Рабочей группы в период с июня 2011

г.   по апрель 2013 г. было проведено 5 рабочих встреч. Итогом финального собрания было утверждение разработанных пред­ложений членами группы, среди которых стоит отметить:

- необходимость принятия Стабильного Устава и Конвен­ции МСЭ, а также «Основных положений и правил», включа­ющих в себя документы, положения которых не войдут в но­вый Устав;

- передачу на рассмотрение государствам-членам вопро­са о том, будет ли создан новый документ или только внесе­ны необходимые изменения (Рабочая группа, в свою очередь, предложила, что проект будет представлять из себя новый единый документ в виде международного договора, но итогом должны стать изменения к действующему Уставу МСЭ, если же будет решено разработать новый Устав, то потребуется больше времени на его разработку);

- передачу на рассмотрение государствам-членам вопро­са о том, будут ли «Основные правила и процедуры» сгруппи­рованы в единый документ совместно с Правилами процеду­ры конференций, ассамблей и собраний МСЭ (Рабочая группа предложила в свою очередь перегруппировать ряд докумен­тов, разделив их на две части: общие положения и основные правила, при этим сделав оговорку, что в случае решения вы­работки единого документа потребуется дальнейшая прора­ботка и модификация такого документа);

- передачу на рассмотрение государствам-членам вопро­са о введении новой статьи, закрепляющей обязывающую силу «Основных правил и процедур».

По итогам работы в 2014 г. разработанные предложения были разосланы государствам - членам МСЭ для обсуждения. Работу по разработке решили продолжить до очередной Пол­номочной конференции в 2018 г. Следовательно, в ближай­шие 3 года изменения в Устав МСЭ или Конвенцию МСЭ вне­сены не будут, что скорей всего не отразится на работе органов Союза, поскольку предлагаемые Рабочей группой изменения, в первую очередь, направлены на гармонизацию уставных до­кументов, а не на реструктуризацию его органов.

Помимо вышеуказанных изменений, в рамках деятель­ности ООН Союз также обязуется включать приоритеты ООН в свое стратегическое планирование и работу, например, в таких областях, как гендерное равенство, молодежь, лица с ограниченными возможностями, сельское население, лица по­жилого возраста, а также снижение риска бедствий. Система ООН также участвует в процессе реформирования МСЭ, для чего необходимо, среди прочего, согласование бизнес-практи­ки, в частности применение методики управления, ориенти­рованного на результаты. В стратегии МСЭ учитываются эти глобальные приоритетные усилия и реформы.

Так, Стратегический план МСЭ на период 2012-2015 гг. оказался достаточно эффективным, о чем говорит полученный в ходе его выполнения опыт и выявленные проблемы: проис­ходит существенный рост использования электросвязи/ИКТ, и они становятся все более широкодоступными и распростра­ненными; по мере распространения электросвязи/ИКТ воз­растают проблемы неравенства и изоляции, поэтому следует уделять особое внимание преодолению цифрового разрыва и обеспечению интеграции; по мере ускорения роста и рас­ширения использования электросвязи/ИКТ возникают новые риски и проблемы; конвергенция происходит на разных уров­нях, уничтожая обособленность между разными технологиче­скими секторами.

При этом ожидаемые изменения в сфере электросвязи/ ИКТ потребовали соответствующего планирования в приня­том на 2016-2019 гг. новом Стратегическом плане.

Основными целями, поставленными на 2016-2019 гг. пе­ред МСЭ, являются: предоставление доступа к электросвязи/ ИКТ, расширение и увеличение использования электросвязи/ ИКТ; сокращение цифрового разрыва и обеспечение широко­полосной связи для всех; решение проблем, связанных с раз­витием электросвязи/ИКТ; управление изменяющейся средой электросвязи/ИКТ, совершенствование ее и адаптация к ней.

Согласно имеющимся оценкам, к 2025 г. ИКТ могут ока­зывать глобальное экономическое воздействие, исчисляемое триллионами долл. США. Годовая экономическая выгода мо­бильного интернета к 2025 г. составит в глобальном масштабе от 3,7 до 10,8 трлн долл. США. Доведение уровней проник­новения широкополосной связи на формирующихся рынках до существующих сегодня в Западной Европе уровней может добавить в ВВП 300-420 млрд долл. США и создать 10-14 млн рабочих мест. По оценкам экспертов, мобильное здравоохра­нение может дать развитым странам экономию в размере 400 млрд долл. США в 2017 г. и за пять лет спасти миллион жиз­ней в странах Африки к югу от Сахары. По оценкам экспертов, 2,5 млрд людей в мире не пользуются банковскими услугами. Для многих стран финансовые услуги на базе ИКТ предостав­ляют возможность добиться финансового охвата малоимущих слоев населения.

Невзирая на этот стремительный рост в доступе к элек­тросвязи/ИКТ и в их использовании, около 4,4 млрд людей - почти 2/3 населения мира - все еще лишены регулярного доступа к сети Интернет. Наряду с этим 92% населения 49 стран, определенных ООН как наименее развитые страны (в которых в общей сложности проживают около 890 млн чело­век), все еще не имеют доступа к самым большим и ценным библиотеке и рынку мира на регулярной основе. 53% населе­ния развивающихся стран живут в сельской местности, поэто­му проблема развития в области инфраструктуры, связанная с подключением этих людей к высокоскоростному Интернету, является довольно острой.

В этом контексте надо подчеркнуть существенную по­мощь, которую МСЭ оказывает государствам в постконфликт- ный период (например, Палестине, Ливану и Ираку). Со­гласно Уставу и Конвенции МСЭ одной из его целей является укрепление мира и безопасности во всем мире в интересах развития международного сотрудничества и улучшения вза­имопонимания между народами, поэтому вышеуказанным государствам оказывается помощь в развитии современной и надежной сети электросвязи ввиду наличия определенных сложностей в их создании. Так, Палестина до сих пор нуждает­ся в воссоздании институтов сектора электросвязи, разработ­ке законодательства и нормативно-правовой базы в области электросвязи, включая план нумерации, управление исполь­зованием спектра радиочастот, разработке тарифов и разви­тия людских ресурсов, а также всех других форм помощи. При этом Палестина является наблюдателем МСЭ и участвует во всех конференциях, ассамблеях и собраниях МСЭ с наличием определенных дополнительных прав. Таким образом, учиты­вая опыт других международных организаций и специализи­рованных учреждений ООН, например, таких как ЮНЕСКО, в которой Палестина является государством-членом с 2011 г., це­лесообразно учитывать данный опыт и рассмотреть возмож­ность принятия Палестины в государства - члены МСЭ.

Ливан нуждается в восстановлении, развитии и обеспече­нии безопасности его сетей электросвязи (фиксированных и подвижных). Ирак - в восстановлении и переоснащении его инфраструктуры электросвязи и развитии технических навы­ков, в создании соответствующих учреждений в области ИКТ и развития людских ресурсов, а также оказании помощи в установлении соответствующих тарифов, создании и развитии людских ресурсов и потенциала путем организации, в случае необходимости, программ профессиональной подготовки на территории Ирака и за его пределами, с тем чтобы эксперты могли решить проблему нехватки квалифицированных ка­дров в ключевых областях, удовлетворяя запросы администра­ции Ирака в отношении необходимых технических специали­стов и предоставления других форм помощи.

В данном направлении МСЭ не раз подчеркивал важность систем электросвязи для социально-экономического развития стран, в частности, находящихся в особо трудном положении, которые пострадали от внутренних конфликтов или войн, в связи с чем необходимо не только проводить оценку конкрет­ных потребностей для каждой страны, но и координировать деятельность Секторов МСЭ для повышения эффективности предпринимаемых мер. В настоящее время такая политика проводится также в отношении Афганистана, Бурунди, Ти- мор-Лешти, Эритреи, Эфиопии, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Ли­берии, Руанды, Сьерра-Леоне, Демократической Республики Конго, Сомали, Южного Судана, в которых необходимо вос­станавливать инфраструктуры электросвязи частично или полностью.

Существенную роль МСЭ играет и в отношении развития международного космического права. Только МСЭ принадле­жит право распределять радиочастотный спектр, присваивать и регистрировать орбитальные позиции на геостационарной и других видах орбит. Также МСЭ обеспечивает спасание кос­монавтов посредством принятия радиостанциями сигналов о бедствии с помощью Глобальной морской системы для случа­ев бедствия и обеспечения безопасности, регулирует соотно­шение контроля за непосредственным телевизионным веща­нием и предоставлением свободы его регулирования в рамках регионального и национального законодательства, регулирует вопросы эксплуатации служб и станций радиосвязи, а также спутников в случае обнаружения вредных помех и установле­ние международной ответственности за их причинение.

МСЭ определяет следующие проблемы, которые пред­стоит решить в 2016-2019 гг.:

- цифровой разрыв между мужчинами и женщинами. В раз­вивающемся мире на 16% меньше женщин, чем мужчин, пользуются Интернетом (в развитом мире этот показатель со­ставляет лишь 2%), что говорит о том, что во многих странах женщины переходят к онлайновой деятельности медленнее и позже, чем мужчины. Это имеет серьезные последствия для возможностей женщин пользоваться Интернетом для доступа к информации и развития основных навыков работы с элек­тросвязью/ИКТ, необходимых для участия и деятельности в сегодняшней цифровой экономике;

- защита наиболее уязвимых групп населения. Во всем мире наиболее активными пользователями электросвязи/ИКТ яв­ляются молодые люди, при этом они уязвимы в отношении новых форм рисков, представляемых электросвязью/ИКТ, в особенности когда они не готовы решать эти проблемы и не­достаточно защищены законодательством. Молодые люди, и в особенности дети, сталкиваются в интернете с целым рядом рисков, включая детскую порнографию, совращение, «кибер­запугивание», воздействие вредного контента и нарушения не­прикосновенности частной жизни. По данным обследования журнала «Consumer Reports», в 2011 г. 1 млн детей подверга­лись преследованию, угрозам или другим формам киберзапу­гивания на интернет-сайте «Facebook». В последних инициати­вах по защите ребенка в онлайновой среде основное внимание уделяется не только борьбе с рисками и их снижению, но и расширению прав и возможностей молодых людей, чтобы они могли активно участвовать в гражданской и обществен­ной жизни в онлайновом режиме ответственным и этичным образом как «цифровые граждане». Для комплексных мер по защите и расширению прав и возможностей необходим под­ход с участием многих заинтересованных сторон, при котором был бы задействован широкий круг правительственных и не­правительственных участников;

- электросвязь/ИКТ и изменение климата. Отрасль элек­тросвязи/ИКТ играет ключевую роль в решении проблемы изменения климата, но на нее также приходится от 2 до 2,5% глобальных выбросов парниковых газов, или 1 гигатонна двуо­киси углерода (CO2) ежегодно. По оценкам экспертов, на пер­сональные компьютеры и другие устройства конечных поль­зователей приходится около 40% выбросов парниковых газов от ИКТ, тогда как на сети электросвязи и центры обработки данных приходится, соответственно, 24 и 23%. Международное энергетическое агентство (МЭА) отмечает, что на связанное с ИКТ потребление уже приходится более 5% общего конечного потребления электроэнергии, а к 2022 г. суммарное потребле­ние ИКТ может удвоиться, повысившись к 2030 г. в три раза по сравнению с 2010 г. Кроме того, только в 2013 г. на рынок было поставлено 67 млн тонн электрического и электронного оборудования, а в мире были утилизированы 53 млн метриче­ских тонн электронных отходов. В то же время благодаря «ум­ному» применению ИКТ можно добиться до 25% сокращения выбросов парниковых газов. Также МСЭ внес свой вклад в использование информационно-коммуникационных техноло­гий, для того, чтобы прервать цепочку вызванных болезнями чрезвычайных ситуаций, таких как передача вируса Эбола.

Различные международные организации, неправитель­ственные объединения, гражданское общество, многонаци­ональные компании, академические организации и фонды играют ту или иную роль во все усложняющихся среде/сек­торе электросвязи/ИКТ. Так, новая стратегия Группы Все­мирного банка в области электросвязи/ИКТ направлена на оказание помощи развивающимся странам в использовании ИКТ для преобразования предоставления базовых услуг, со­действия инновациям и повышению производительности, а также укрепления конкурентоспособности. Другие возникаю­щие инициативы, такие как партнерство государственного и частного секторов и многих заинтересованных сторон, способ­ны внести значительный вклад в изменяющиеся среду/сектор электросвязи/ИКТ. Ввиду этого большое значение для буду­щих среды/сектора электросвязи/ИКТ будет иметь сотрудни­чество различных существующих и новых участников.

Заметны изменения и в финансировании деятельности МСЭ: на 2012-2015 гг. бюджет МСЭ составил 654, 889 тыс. швей­царских франков, на 2016-2019 гг. его планируется снизить до 635 704 тыс. швейцарских франков за счет мер, направленных на сокращение расходов (экономия за счет естественного сни­жения численности персонала, проведение полностью безбу­мажных мероприятий/собраний/конференций, рассмотрение вопроса об экономии в лингвистических службах, уменьше­ние затрат, связанных со служебными командировками, путем разработки и применения критериев сокращения путевых за­трат и т.д.).

В целом для МСЭ, как специализированного учреждения ООН, досягаемы все части света. МСЭ вносит существенный вклад распространение средств ИКТ по всему миру и призна­ет главенствующее значение прав человека, включая право на свободу мнений и их выражения, в том числе свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, а также право не подвергаться произвольному вмешательству в част­ную жизнь.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика