Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Система правовых актов органов прокуратуры Республики Казахстан
Научные статьи
14.09.15 12:02

вернуться


Система правовых актов органов прокуратуры Республики Казахстан

alt 
ПРАВО СТРАН СНГ
Растопшин Р. А.
7 86 2015
Статья посвящена системе правовых актов прокуратуры Республики Казахстан. Рассматриваются особенности протеста, постановления, указаний и предписаний, которые дает прокурор.

Акт прокурорского надзора - официальный документ, вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выяв­ленных нарушений закона и дается предписание об их устра­нении.

Хочется отметить, что Закон Республики Казахстан «О прокуратуре» в отличие от ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», содержит более убедительный перечень право­вых актов, которые использует прокурор в своей деятельности.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О про­куратуре» в систему правовых актов прокуратуры входят:

1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона; приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции;

2) акты, регулирующие вопросы организации и деятель­ности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, поло­жения, инструкции.

Акты прокурорского надзора, приостанавливающие дей­ствие нормативных правовых актов, подлежат опубликова­нию.

Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров.

Позволим себе остановиться на некоторых из них, имею­щих отношение к первой группе.



Протест

Прокурор приносит протест на противоречащие Консти­туции, законам и актам Президента Республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.

В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и закона­ми, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

Протест приносится в орган или должностному лицу, принявшим незаконные акты, решение, или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу. В таком же порядке опротестовываются незаконные действия органа или должностного лица.

Протест прокурора подлежит рассмотрению соответ­ствующим органом или должностным лицом в течение де­сяти календарных дней. Прокурор вправе установить иной

срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее десяти календарных дней. Орган или должностное лицо обязаны из­вестить прокурора о дате рассмотрения протеста.

Прокурор вправе приостановить исполнение опротесто­ванного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действия.

Постановление

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дис­циплинарного производства, производства об администра­тивном правонарушении.

Прокурор выносит постановление о производстве про­верки применения закона, о производстве выемки, досмо­тра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретитель­но-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также и в иных случаях, предусмотренных законом.

Постановление прокурора подлежит обязательному ис­полнению уполномоченным органом или должностным ли­цом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный прокурором. О результатах исполне­ния постановления прокурору сообщается незамедлительно. Неисполнение постановления прокурора в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную законами Ре­спублики Казахстан.

Санкция

Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на: обыск и (или) выемку в случаях, предусмотренных уголовно­процессуальным законодательством; проведение оперативно­розыскных мероприятий и следственных действий, затрагива­ющих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища; принимает решение об объявлении международного розы­ска в отношении лица, совершившего преступление на терри­тории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия и иных случаях, прямо предусмотренных законом.

Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на поста­новлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испраши­вается санкция, в течение двадцати четырех часов.

Прокурор дает согласие на действие ведомственных нор­мативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Указание

Прокурор имеет право дать указания: органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголов­ных дел и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Указание Генерального Прокурора Республики норма­тивного характера по вопросам оперативно-розыскной дея­тельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность.

Заявление

Прокурор в соответствии с законодательством вправе об­ратиться с исковым заявлением в суд для восстановления на­рушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц.

В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо не рассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействи­тельными действий и актов органов и должностных лиц, а так­же об устранении нарушений законов.

Прокурор вправе своим постановлением приостановить действие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.

Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматрива­ется судом в порядке, установленном законом.

Предписание

Письменное предписание об устранении нарушения зако­на вносится прокурором и направляется органу или должност­ному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охра­няемым законом интересам юридических лиц, общества и госу­дарства и не будет незамедлительно устранено. Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.

В предписании обязательно содержаться указания на нормы Конституции, на законы и акты Президента Республи­ки, которые нарушены, характер правонарушения и конкрет­ные предложения о мерах по устранению нарушения.

Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписа­ния незамедлительно сообщается прокурору.

Предписание может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование предписания не приоста­навливает его исполнения.

Вышестоящий прокурор или суд может приостановить исполнение предписания до принятия решения по жалобе.

Представление

Прокурор в пределах своей компетенции вносит пред­ставления: об устранении нарушений законности; об устра­нении причин и условий, способствующих совершению пре­ступлений и других правонарушений; по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соот­ветствии с Конституцией Республики Казахстан; в иных случа­ях, установленных законом.

Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом с обязательным принятием мер по устра­нению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им, в сроки, установленные прокурором, но не позднее тридцати календарных дней.

Прокурор вправе участвовать при рассмотрении пред­ставления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех календарных дней до дня рассмотрения представления.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.

Предостережение

В целях предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод челове­ка и гражданина или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме физическим и юридическим лицам предостережение о недопустимости нарушения закона и предупреждает их об установленной законом ответственности.

Обращение

Органы прокуратуры вправе выступить с обращением к должностным лицам, государственным органам, юридиче­ским и физическим лицам в целях обеспечения законности, предупреждения правонарушений, а также обеспечения об­щественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

При этом обращение распространяется с использовани­ем средств массовой информации или иным публичным спо­собом.

Разъяснение закона

При наличии достаточных оснований полагать, что незна­ние или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина или неограниченного круга лиц, прокурор разъясняет содержание закона.

В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или долж­ностному лицу, принимающему акт.

Как мы знаем, прокурор при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в от­ношении поднадзорных органов и их должностных лиц. По­этому в случае выявления фактов нарушения законов или из­дания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может он и применить меры воздействия к лицу, допустившему нару­шение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права. Реагирование на вы­явленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения одного из перечисленных выше документов.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика