Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Перспективы развития гармонизации законодательства ЕС в области уголовно-процессуального права
Научные статьи
15.09.15 10:39

вернуться

Перспективы развития гармонизации законодательства ЕС в области уголовно-процессуального права


ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
Сорокина Е. М.
7 86 2015
В статье рассматриваются возможности и перспективы дальнейшей гармонизации законодательства Европейского союза в области уголовного процесса, касающиеся содержания лиц под стражей. Особое внимание уделяется стремлению ЕС к установлению единых гарантий для подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе в целях развития принципа взаимного признания судебных решений и приговоров между государствами – членами ЕС.


С принятием в 2007 г.  Лиссабонского договора Европей­ский союз был наделен компетенцией по изданию законода­тельных актов в области уголовно-процессуального законода­тельства.

Статья 82 Договора о функционировании Европейского Союза устанавливает, что в Европейском союзе судебное со­трудничество по уголовным делам основано на принципе вза­имного признания приговоров и судебных решений и вклю­чает в себя сближение законодательных и процессуальных положений государств-членов.

Европейский парламент и Совет ЕС наделены компетен­цией посредством обычной законодательной процедуры из­давать Директивы в целях сближения законодательства в уго­ловно-процессуальной сфере.

Если Европейский Парламент и Совет ЕС являются двумя институтами, к компетенции которых относится принятие за­конодательных актов, то Комиссия ЕС является тем институ­том, к компетенции которого первичным правом ЕС отнесено право выступать с законодательной инициативой.


 

Поэтому именно Комиссия ЕС издает различные про­граммные документы, предшествующие проектам норматив­но-правовых актов (например, директив) в форме белых книг или зеленых книг, дорожных карт. На основе названных про­граммных документов в области уголовно-процессуального законодательства Комиссией ЕС разрабатываются и сами про­екты директив в области гармонизации уголовно-процессу­ального права.

В ЕС действует дорожная карта от 30 сентября 2009 г., устанавливающая процессуальные права подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе (Roadmap for strengthening procedural rights of suspected or accused persons in criminal proceedings - англ.).

Большая часть мер Дорожной карты к настоящему мо­менту реализована и приняты директивы ЕС в области уголов­ного процесса:

Директива 2010/64/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 октября 2010 г. о праве на перевод в уголовном процессе (Мера А);

Директива 2012/12/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 мая 2012 г. о праве на информацию в уголовном процес­се (Мера В);

Директива 2013/48/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 22 октября 2013 г. о праве на доступ к адвокату в уголов­ном процессе и при производстве по европейскому ордеру на арест, а также о праве сообщить третьим лицам о своем лише­нии свободы, на общение с третьими лицами и консульством во время лишения свободы (Мера С, D).

В связи с различием в процессуальных системах госу­дарств-членов Дорожной картой, устанавливающей процессу­альные права подозреваемым и обвиняемым в уголовном про­цессе (мера F), предполагается издание Зеленой книги в целях изучении режима предварительного заключения, времени, которое будет проведено с момента задержания до вынесения судебного решения.

14 июня 2011 г. Европейской комиссией в целях усиления взаимного признания и сближения в юридической области в ЕС была издана Зеленая книга «О применении в ЕС в сфере уголовной юстиции законодательства о содержании под стра­жей»  (далее - Зеленая книга о содержании под стражей). Зе­леная книга о содержании под стражей основывается на Сток­гольмской программе, а также учитывает действующий на территории ЕС европейский ордер на арест (англ. - European arrest warrant), как один из инструментов задержания лиц в рамках процедуры выдачи лиц, совершивших особо тяжкие преступления на территории государств - членов ЕС. Евро­пейский ордер на арест изменил процедуру сотрудничества государств-членов в уголовно-процессуальной сфере с приня­тием 13 июня 2002 г. Советом ЕС рамочного решения 2002/584/ ПВД «О европейском ордере на арест и процедурах переда­чи лиц между государствами-членами»11 и вступлением его в силу с января 2004 г.

Комиссия ЕС в преамбуле Зеленой книги о содержании под стражей отмечает, что решение вопроса о содержании лица под стражей, идет речь о предварительном заключении или об уже осужденном лице, является компетенцией наци­онального законодательства государств - членов ЕС. Вместе с тем с учетом принципа субсидиарности вопросы содержания лиц под стражей относятся к компетенции ЕС в части защиты прав и свобод человека, а также в целях содействия действую­щей процедуре взаимного признания и доверия ее беспере­бойному функционированию.

Комиссия отмечает, что ее приоритетом в уголовно-про­цессуальной сфере является укрепление процессуальных прав путем установления минимальных правил для подозреваемых или обвиняемых в уголовном судопроизводстве.

Гарантии минимальных стандартов прав личности будут обеспечивать расширение полномочий судов, следователей и прокуроров государств - членов ЕС и их взаимное доверие к уголовному процессу в другом государстве - члене ЕС за счет соблюдения единых стандартов прав подозреваемых и обви­няемых в уголовном процессе.

Стремление к единым стандартам содержания под стра­жей обусловлено влияниям Конвенции о защите прав и ос­новных свобод и Хартии Европейского союза об основных пра­вах12. Согласно данным документам на территории Европы запрещены пытки, какие-либо иные бесчеловечные и уничи­жающие человеческое достоинство действия.

Как подчеркивается в Зеленой книге о содержании под стражей, государство - член ЕС на основе европейских конвен­ций может отказать в выдаче лица в государство, в котором существует риск содержания его в бесчеловечных условиях, что подтверждает тезис о сохраняющихся на территории ЕС различных условиях содержания под стражей лиц.

В программном документе - Зеленой книге о содержании под стражей уделено внимание вопросам содержания под стражей лиц в разных государствах ЕС, также Комиссия при­водит график и таблицы по содержащимся под стражей и от­бывающим наказание на 2009-2010 г.

Отдельный пункт посвящен проблеме содержания под стражей детей.

Особый интерес представляет факт того, что Комиссия ЕС в своих документах, предшествующих проектам законода­тельных актов в области уголовного правосудия, уделяет осо­бое внимание Совету Европы и практике Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ).

Так, в Зеленой книге отмечается, что Советом Европы в январе 2006 г. приняты Европейские пенитенциарные прави­ла, которые содержат руководство по управлению тюрем и обращению с заключенными. Эти правила направлены на за­щиту основных прав заключенных таким образом, чтобы это соответствовало законной цели их задержания и обеспечения условий их дальнейшей «реинтеграции» после отбытия нака­зания.

Однако Европейские пенитенциарные правила не яв­ляются обязательными, хотя ЕСПЧ использует их в качестве основы при оценке жалоб на условия содержания в тюрьмах. Прецедентное право ЕСПЧ стремится исправить слишком плохие условия содержания в тюрьмах в отдельных случаях, но не может добиться равномерного соблюдения единообраз­ных правил содержания во всех государствах - членах ЕС.

Комиссия отмечает, что учитывает большой опыт ЕСПЧ и работу в области обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей. Будущие действия Европейского союза в этой обла­сти могут сыграть определенную роль в обеспечении единоо­бразного уровня содержания в тюрьмах в целях функциониро­вания инструментов взаимном признании судебных решений и приговоров между государствами ЕС.

Таким образом, можно говорить о том, что любое госу­дарство - член ЕС при реализации в дальнейшем указанных мер при принятии директивы сможет в полной вере доверять пенитенциарной системе в другом государстве-члене с точки зрения соблюдения прав заключенных, а также условий их со­держания.

ЕС стремится не только к гармонизации законодатель­ства в области уголовного процесса в целях установления еди­нообразных правил, но и к улучшению прав лиц, чья свобода ограничена, повысив стандарты содержания под стражей в тех странах, где они хуже, что станет возможным в случае приня­тия в дальнейшей Директивы ЕС в области содержания под стражей.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика