Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Нормы «мягкого права» в современной правовой системе
Научные статьи
16.09.15 13:59
вернуться

Нормы «мягкого права» в современной правовой системе

alt
Алиева А. Б.

alt
Идрисова Н. Г.
 
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Алиева А. Б., Идрисова Н. Г.
 7 86 2015
В статье раскрывается проблемы, связанные с возникновением и развитием в современной правовой системе такого понятия, как «мягкое право». Ведь «мягкое право» включает разнообразные юридически необязывающие соглашения, например, договоры о намерениях, декларации, руководящие принципы и т.п.

«Мягкое право» (англ. soft law) — отсылает к квазиправовым инструментам, которые не имеют обязательной юриди­ческой силы или обязательная сила которых отчасти «слабее», чем обязательная сила традиционного права; часто противо­поставляется тому, что подразумевают под «жёстким правом» (hard law). Например, в европейских исследованиях мягкое право концептуализируется таким образом, что претендует на поиск и охват собой регулирующих систем, более эффек­тивных и менее репрессивных, чем обычное, жёсткое право. Традиционно термин «мягкое право» связан с международ­ным правом, хотя совсем недавно начал применяться к ветвям внутреннего права, а также к области корпоративного управ­ления.

Инструменты «мягкого права» обычно рассматриваются как необязательные соглашения, которые, тем не менее, со­держат много потенциала для оформления в «жёсткое пра­во» в будущем. Эта «жёсткость» «мягкого права» может быть привнесена двумя способами. Первый состоит в том, что де­кларации, рекомендации и др. - являются первым шагом к процессам договаривания, в рамках которых может быть сде­лана ссылка на принципы, уже утверждённые в инструментах «мягкого права». Другая возможность состоит в том, что недо­говорные соглашения предназначены для того, чтобы влиять на практику государств, и в той мере, в какой они успешны в этом, они могут привести к созданию обычного права. «Мяг­кое право» - удобное и пригодное средство для переговоров, которое может не предоставлять обязательств, имеющих юри­дическую силу, в то время, когда они не удобны и не пригод­ны в определённый момент времени по политическим и/или экономическим причинам для сторон, участвующих в перего­ворах для создания основных обязательств (о которых сторо­ны пытаются договориться), но в то же самое время, когда они ещё хотят договариваться о чём-то с честными намерениями (bona fides).

     «Мягкое право» привлекательно потому, что оно часто содержит желательные цели, направленные на развитие в руслах лучших возможных сценариев. Однако язык во многих документах «мягкого права» может быть противоречивым, несогласованным с существующими юридическими обяза­тельствами и потенциально дублирующим существующие правовые/юридические и политические процессы. Другой ключевой особенностью «мягкого права» является то, что до­говаривающиеся стороны не оказываются ослеплён­ными потенциалом, скры­тым в «мягком праве». Если договаривающиеся сторо­ны ощущают что «мягкое право» имеет потенциал для дальнейшего превращения его в нечто обязательное (в «жёсткое право»), это может негативно повлиять на про­цесс договаривания, и со­держание «мягкого права», которое обсуждается, может быть «слито» так низко и окружено столькими огра­ничениями, что теряется смысл их создания.


 

Тем не менее, опора на и зависимость от «мягкого пра­ва» продолжается, и маловероятно, что его использование прекратится; намного более вероятно, что на него не следует полагаться в большом количестве случаев, поскольку оно так­же служит в качестве «испытательного полигона» для новых, передовых идей, на котором прорабатываются политические формулировки для происходящих в мире быстрых изменений и предстоящих спорных проблем, например таких, как изме­нение климата.

Примером области, где использование «мягкого права» играет важную роль, является биоэтика. Принципиальные международные документы по этому вопросу (Нюрнбергский кодекс, Хельсинкская декларация, Belmont Report, Барселон­ские принципы и т.д.) обеспечивают общую точку отсчета для решений и стимулирования дебатов в области биоэтики, они также предоставляют возможность принять стандарты в стра­нах, где ранее эта тема была представлена слабо или совсем не развита.

    «Мягкое право» также рассматривается как гибкое сред­ство, избегающее непосредственной и бескомпромиссной приверженности договорам, которая рассматривается ещё и в качестве пути, потенциально более быстрого в сравнении с юридическими обязательствами, которые принимаются и функционируют более медленными темпами, присущими обычному международному праву. С течением времени в со­временном глобализированном обществе проще использо­вать возможности медиа и интернета для того, чтобы делиться знанием о содержании деклараций и обязательств, сделанных на международных конференциях. При этом эти желатель­ные не-обязательства, представленные в инструментах «мягко­го права», часто захватывают воображение граждан, которые начинают верить в них как если бы они были юридическими инструментами. В свою очередь, инструменты «мягкого пра­ва» влияют на правительства, которые вынуждены принимать во внимание пожелания граждан, НКО, организаций, судов и даже корпораций, которые начинают ссылаться на них (на инструменты «мягкого права») так часто и придавая им такую значимость, что ими начинают доказывать правовые/юриди­ческие нормы.

Другим полезным аспектом, вытекающим из природы «мягкого права» является то, что оно часто может быть ис­пользовано как свидетельство обязательной нормы междуна­родного права (opinio juris) для применения или интерпрета­ции договора.

В развивающихся странах инструменты «мягкого права» являются некой «правовой кнопкой» международных орга­низаций, например, ООН, используемой для производства международного консенсуса.

«Мягкое право» оказалось очень важным в поле междуна­родного экологического/средового права, где государства не­охотно брали на себя обязательства за многие экологические инициативы, когда пытались балансировать между решением экологических задач, с одной стороны, и экономическими и социальными целями, с другой. Оно также важно в поле меж­дународного экономического права и международного права в вопросах устойчивого развития.

«Мягкое право» может рассматриваться как средство, соз­дающее контекст и оттачивающее формулировки, с опорой на которые в дальнейшем может образовываться обычное, «жёст­кое право».

«Мягкое право» включает разнообразные юридически не­обязывающие соглашения, например, договоры о намерени­ях, декларации, руководящие принципы и т.п.

В настоящее время процессы интеграции и глобализации пронизывают практически все сферы человеческой деятель­ности. Сближение законодательств различных государств (как в рамках отдельного района, так и в рамках правовой семьи) является одним из результатов международного сотрудниче­ства.

Международное сотрудничество приобретает дополни­тельное значение и весомость в контексте последних тенден­ций в процессе усиления взаимозависимости мировой эконо­мики. Налицо настоятельная необходимость в перестройке и активизации существующих процессов и структуры сотрудни­чества и в разработке новых и новаторских форм сотрудниче­ства. В данной связи регулирование правоотношений тради­ционными правовыми средствами не всегда эффективно.

Международному праву уже достаточно давно известна концепция «мягкого права». Ряд исследователей определяют «мягкое право» как систему норм рекомендационного харак­тера, другие же говорят о системе морально-политических норм. Существует также позиция, согласно которой «мягкое право» вовсе не относится к праву. Такое разнообразие под­ходов свидетельствует о том, что на сегодняшний день не сло­жилось единого определения термина «мягкое право». Впер­вые нормы мягкого права сформировались в международном экологическом праве или международном праве окружаю­щей среды. Это объясняется специфичностью экологическо­го права как отрасли международного права - действительно, человечество не может контролировать природные явления подобно тому, как исключить воздействие на окружающую среду. Окружающая среда вне государственных границ явля­ется общим достоянием человечества. Поэтому очевидна вза­имозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Дан­ные принципы указывают на гибкость международного права окружающей среды; практически невозможно урегулировать экологические правоотношения, не прибегнув к альтернатив­ным средствам - нормам «мягкого права».

Инструменты «мягкого права» обычно рассматриваются как необязательные соглашения, которые, тем не менее, содер­жат много потенциала для оформления в «жёсткое право» в будущем. Эта «жёсткость» мягкого права может быть привне­сена двумя способами. Первый состоит в том, что декларации, рекомендации и др. - являются первым шагом к процессам договаривания, в рамках которых может быть сделана ссылка на принципы, уже утверждённые в инструментах «мягкого права». Другая возможность состоит в том, что недоговорные соглашения предназначены для того, чтобы влиять на практи­ку государств, и в той мере, в какой они успешны в этом, они могут привести к созданию обычного права. «Мягкое право» - удобное и пригодное средство для переговоров, которое мо­жет не предоставлять обязательств, имеющих юридической силы, в то время, когда они не удобны и не пригодны в опре­делённый момент времени по политическим и/или экономи­ческим причинам для сторон, участвующих в переговорах для создания основных обязательств (о которых стороны пытаются договориться), но в то же самое время, когда они ещё хотят до­говариваться о чём-то с честными намерениями.

«Мягкое право» также рассматривается как гибкое сред­ство, избегающее непосредственной и бескомпромиссной приверженности договорам, которая рассматривается ещё и в качестве пути, потенциально более быстрого в сравнении с юридическими обязательствами, которые принимаются и функционируют более медленными темпами, присущими обычному международному праву.

Другим полезным аспектом, вытекающим из природы «мягкого права» является то, что оно часто может быть ис­пользовано как свидетельство обязательной нормы междуна­родного права (opinio juris) для применения или интерпрета­ции договора.

Несмотря на широкое распространение в сфере между­народных отношений, существование «мягкого права» все еще подвергается сомнению. Дискутируется сам факт существова­ния «мягкого права» и его природа. Тем не менее, реальность такова, что государства охотно используют «мягкое право» и четко разделяют обязательства, вытекающие из международ­но-правовых актов и из актов «мягкого права».




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика