Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формирование правового пространства беспрепятственной реализации конституционных прав
Научные статьи
18.09.15 12:30

вернуться

Формирование правового пространства беспрепятственной реализации конституционных прав

alt
Зайцева Е. Р.
alt
Панченко В. Ю.
 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Зайцева Е. Р., Панченко В. Ю.
7 86 2015
В статье рассматривается вопрос распознавания нормативных юридических препятствий в реализации прав и законных интересов, которые возникают путем установления дефектных, деформированных моделей поведения, закрепленных в формальных источниках права. Авторы приходят к выводам о том, что в качестве нормативных препятствий следует рассматривать чрезмерную неопределенность (неясность) содержания норм права, нарушающую одно из фундаментальных оснований правовой системы – принцип правовой определенности; ясные нормы права при их несоответствии ряду критериев; пробелы (как абсолютные, так и относительные), заключающиеся в отсутствии правовых норм, регламентирующих процесс осуществления различных прав, свобод, законных интересов и пр. Нормативные юридические препятствия, как заложенные в самом праве необоснованные затруднения в реализации конституционных прав и свобод личности, имеют исключительно правовую природу, причины их кроются в самом праве и устранить их можно только юридическими инструментами, а именно юридическими гарантиями, которые являются для них парной правовой категорией. Работа с юридическими препятствиями должна охватывать весь процесс правотворчества, правореализации и правоприменения и приводить к формированию правового пространства беспрепятственной реализации конституционных прав и свобод личности. Процесс формирования такого правового пространства нужно рассматривать как систему взаимосвязанных между собой, последовательно сменяющих друг друга стадий: прогнозирование, которое возможно и необходимо при осуществлении правотворческой деятельности и заключается в анализе всех причин возникновения нормативных юридических препятствий; предотвращение, также происходящее в ходе правотворчества и требующее максимально тщательного описания всего процесса реализации того или иного конституционного права; нейтрализация, представляющая собой «работу над ошибками» законодателя, в результате которой негативное воздействие юридических препятствий на реализацию конституционных прав и свобод минимизируется; устранение, предполагающее внесение изменений в законодательство либо в подзаконные акты. Каждая стадия «работы» с нормативными юридическими препятствиями может осуществляться в различных формах, различными методами.


     В ряду основных прав и свобод личности, закрепленных в Конституции РФ, есть немало таких, реализация которых невозможна без специального процедурно-правового меха­низма, заложенного в правотворческой и правоприменитель­ной деятельности, который обеспечивает переход от идеала, заложенного в норме Конституции РФ, в действительность. Механизм этот раскрывается через структуру, упорядочен­ность связей между субъектами, объектами, разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, усло­вия, гарантии и процедуры осуществления конституционных норм. Кроме того, механизм реализации конституционных прав и свобод должен содержать систему гарантий реализа­ции конституционных прав и свобод, которые нужны для того, чтобы устранить те затруднении, помехи, преграды, которые мешают идеалу, заложенному в правовой норме, перерасти в действительность, то есть, нормативные юридические пре­пятствия в реализации прав и свобод.

Юридические (правовые) препятствия в реализации прав и законных интересов - нормативно установленные и юри­дико-фактические обстоятельства (факторы), осложняющие (затрудняющие либо блокирующие) процесс осуществления правовых возможностей (прав, свобод, законных интересов) конкретного субъекта права в конкретной ситуации, требую­щие от носителя прав и законных интересов дополнительных, нормативно незапрограммированных, либо предусмотренных в установленном правом порядке реализации права, но несо­размерных, неразумных организационных, материально-тех­нических, временных, интеллектуальных и иных затрат.

Нормативные юридические препятствия в реализации конституционных прав возникают путем установления общих моделей поведения, закрепленных в формальных источниках права, препятствующих реализации прав и законных интере­сов.


 

Распознавание нормативных препятствий реализации прав и законных интересов представляет собой достаточно сложную задачу. Всякое нормативное препятствие представ­ляет собой дефектную, деформированную модель поведения, выраженную в источнике права, но не всякий дефект нормы или нормативного обобщения следует рассматривать как нор­мативное препятствие реализации прав и законных интересов.

    Так, в качестве нормативных препятствий следует рас­сматривать чрезмерную неопределенность (неясность) содер­жания норм права, нарушающую одно из фундаментальных оснований правовой системы - принцип правовой определен­ности. Однако и ясную норму права следует рассматриваться в качестве нормативного препятствия тогда, когда она: а) содер­жательно противоречит иной норме права, создающей более благоприятные (простые, гарантированные) условия для реа­лизации прав и законных интересов, и не может применяться на основании общих принципов разрешения коллизий в пра­ве (т.е. является нижестоящей в иерархии, либо общей, либо ранее принятой); б) устанавливает любые ограничения для ре­ализации прав и законных интересов и при этом является де­фектной с компетенционной или технико-юридической точек зрения (принята неуполномоченным органом, в ненадлежа­щей форме, официально не опубликована, не зарегистрирова­на при необходимости в Минюсте РФ и т.д.); в) приостанавли­вает действие иных норм (материальных и процессуальных), направленных на реализацию прав и законных интересов; г) предоставляет государственному или местному органу или служащему (должностному лицу), призванному принимать индивидуальные решения на ее основе, такие дискреционные полномочия, что указанное должностное лицо по своему усмотрению определяет объем и пределы реализации прав и свобод адресатов нормы и при этом отсутствует возможность оспорить такие административные решения в судебном по­рядке по их содержанию5; д) закрепляет неоправданно широ­кий и сложный набор юридических фактов, необходимых для возникновения соответствующих правоотношений, а равно закрепляет чрезмерно сложную, заградительную процедуру реализации прав и законных интересов. При этом затраты ресурсов по реализации прав (законных интересов) для стан­дартного носителя прав (законных интересов) в рамках такой процедуры превышают ожидаемый эффект от воплощения в жизнь права или законного интереса; е) не согласуется с об­щим «духом закона», т.е. предписывает или дозволяет такие общие модели поведения, которые не укладываются в господ­ствующую (нормативно и фактически) концептуальную мо­дель регулирования тех или иных отношений; ж) закрепляет такую явно несоразмерную разумным ожиданиям субъектов права модель поведения, которая, формально не противореча иным нормам, по сути, девальвирует содержание права или законного интереса.

Особой разновидностью нормативных препятствий яв­ляются препятствия-пробелы, заключающиеся в отсутствии правовых норм, регламентирующих процесс осуществления различных прав, свобод, законных интересов и пр. Причем, в качестве препятствий могут выступать как абсолютные про­белы (когда в норме не содержится никакого решения для определенной ситуации), так и относительные («те случаи, в которых закон хотя и содержит определенные правила раз­решения конфликта, но при их дословном применении по­лученное решение не представляется правильным или спра­ведливым в данной ситуации в силу обоснованных сомнений, что законодатель при регулировании данного конфликта не предвидел или не продумал полностью все варианты его решения»). Помноженные на низкий уровень правовой куль­туры должностных лиц, их нежелание принимать ответствен­ные решения, препятствия-пробелы на практике зачастую вызывает блокировку процесса правового регулирования, соз­дают благодатную почву для различного рода злоупотребле­ний.

Нормативные юридические препятствия, как заложен­ные в самом праве необоснованные затруднения в реализации конституционных прав и свобод личности, имеют исключи­тельно правовую природу, причины их кроются в самом пра­ве и устранить их можно только юридическими инструмента­ми, а именно юридическими гарантиями, которые заложены (должны быть заложены) в самом процедурно-правовом меха­низме реализации прав и свобод.

По сути дела, нормативные юридические препятствия и юридические гарантии в реализации конституционных прав и свобод личности выступают как парные категории. И если гарантии, по меткому выражению профессора Л. Д. Воеводи­на, служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возмож­ности к действительности, то препятствия - это как раз то, что мешает реализации права, тот ров, через который мостик-га­рантия проложен.

Как правило, нормативные юридические препятствия в реализации конституционных прав и свобод личности обна­руживаются на стадии правореализации и правоприменения, когда выясняется, что закрепленное в законе положение слож­но, а иногда и невозможно превратить в действительность.

Очевидно, что работа с юридическими препятствиями должна охватывать весь процесс правотворчества, праворе- ализации и правоприменения. Эту правовую деятельность можно назвать «формированием правового пространства бес­препятственной реализации конституционных прав и свобод личности».

Процесс формирования такого правового пространства нужно рассматривать как систему взаимосвязанных между со­бой, последовательно сменяющих друг друга стадий: прогнози­рование, предотвращение, выявление, нейтрализация, устранение.

Прогнозирование нормативных юридических препят­ствий в реализации конституционных прав и свобод личности в РФ возможно и необходимо при осуществлении правотвор­ческой деятельности. Очевидно, законодатель желает, чтобы произведенный им закон действовал, функционировал, ра­ботал, а не существовал только на бумаге. Для этого он (зако­нодатель) должен спрогнозировать все возможные помехи и затруднения, которые могут возникнуть на пути превращения возможного (того, что закреплено в правовой норме) в дей­ствительность. Для этого необходимо анализировать все при­чины возникновения нормативных юридических препятствий, и по каждой из причин разрабатывать схему возможного по­явления нормативных юридических препятствий. Например, одной из причин возникновения нормативных юридических препятствий в реализации конституционных прав и свобод выступает многоуровневый характер правотворчества в Рос­сийской Федерации. Зачастую федеральные законы содержат большое количество бланкетных и отсылочных норм, и впо­следствии эти отношения регулируются, в том числе, на уров­не региональных властей. В этом случае можно спрогнозиро­вать, что региональные власти, ошибочно воспринимая свой собственный интерес как публичный, общегосударственный интерес, допускают появление нормативных юридических препятствий в реализации конституционных прав и свобод личности в РФ в региональном законодательстве.

Предотвращение (недопущение) нормативных юридических препятствий в реализации конституционных прав и свобод личности в РФ. Данная стадия формирования правового про­странства беспрепятственной реализации конституционных прав и свобод личности также происходит в процессе правотвор­ческой деятельности. Прогнозируя возникновение юридических препятствий при реализации того или иного конституционного права или свободы, законодатель может и обязан их предотвратить в процессе правотворчества. Законодатель, прогнозируя появление возможных нормативных юридических препятствий, предотвра­щает это, максимально тщательно прописывая весь процесс реали­зации того или иного конституционного права. Именно поэтому для законодательства, регулирующего реализацию конституцион­ных прав и свобод личности, необходимо наличие как можно боль­шего количества процессуальных норм. Кроме того, в вышепри­веденном примере по региональному законодательству хорошей формой предотвращения (недопущения) нормативных юридиче­ских препятствий в реализации конституционных прав и сво­бод личности в РФ является принятие на федеральном уровне так называемых «рамочных законов».

Выявление нормативных юридических препятствий в реализации конституционных прав и свобод личности в РФ происходит в процессе правореализации и правопримене­ния. Как раз в процессе реализации конституционного пра­ва и выявляется, что мешает беспрепятственной реализации конституционного права или свободы, насколько эти помехи обоснованны. И если выясняется, что реализации права меша­ют нормативные юридические препятствия (необоснованные затруднения, содержащиеся в норме права), то встает задача устранить эти препятствия.

Нейтрализация нормативных юридических препят­ствий в реализации конституционных прав и свобод лич­ности в РФ. Это, что называется, «работа над ошибками» законодателя, т.е., использование всех имеющихся в рамках действующего законодательства правовых средств для реа­лизации конституционного права или свободы, несмотря на препятствия. Термин «нейтрализация» означает, что нор­мативные юридические препятствия не исчезают, но их не­гативное воздействие на реализацию конституционных прав и свобод минимизируется. Механизм нейтрализации норма­тивных юридических препятствий строится на юридических гарантиях, которые обеспечивают реализацию конституци­онных прав и свобод. В частности, это могут быть процессу­альные гарантии, которые тщательно прописывают процесс реализации конституционных прав и свобод. Эти процедуры могут основываться на общеправовых принципах и носить рекомендательный характер.

Устранение нормативных юридических препятствий в реа­лизации конституционных прав и свобод личности в РФ. Тща­тельный анализ и систематизация процедур по нейтрализации юридических препятствий в реализации конституционных прав и свобод, анализ судебной и иной правоприменительной практики могут и должны привести к изменению законодательства в сфере реализации конкретного конституционного права. То есть устране­ние юридических препятствий - это всегда внесение изменений в законодательство либо в подзаконные акты.

Каждая стадия «работы» с нормативными юридическими препятствиями может осуществляться в различных формах, раз­личными методами.

Формирование правового пространства беспрепятствен­ной реализации конституционных прав и свобод, а значит, ре­шение проблем с нормативными юридическими препятстви­ями, возможно и необходимо в ходе всего процесса правового регулирования конституционных прав и свобод и их реализа­ции. Основная нагрузка в этом лежит на законодателе. Право­применители и сами управомоченные лица могут и должны помогать законодателю, выявляя нормативные юридические препятствия в реализации своих конституционных прав и сво­бод и предлагая формы их нейтрализации.

конституционное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика