Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понятие административного правонарушения
Научные статьи
21.09.15 10:40

вернуться

Понятие административного правонарушения

alt
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Магомедов А. Ш.
 7 86 2015
В статье рассмотрены понятие административного правонарушения. Предложенная нами тема нашего общества от социалистических к капиталистическим отношениям, и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг государственного управления и административного права.

В отличие от других социальных идей и политиче­ских ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав че­ловека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельно­сти государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и спра­ведливой юстиции, независимого правосудия, но с пре­одолением достигшего опасных пределов правового ни­гилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, глав­ное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов явля­ется их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической орга­низации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и «самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы». К этой цели общество придет только через повышение от­ветственности, возложенной « на институты государственной власти», решительные действия по экономическому, поли­тическому и социальному реформированию, созданию каче­ственной «правовой базы для таких действий».


 

Это потребует высокопрофессионального состава юри­стов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельно­стью. Общественная полезность и престижность этой дея­тельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его но­вых экономических и политических ориентаций.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Адми­нистративное право занимает ведущее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражда­нами возникают постоянно административно-правовые отно­шения и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в административно-правовых нормах.

Исторически в правовой науке и в законодательстве сло­жилось два подхода к пониманию административных право­нарушений.

В конце XIX века значительно возросло количество адми­нистративных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предоставлен­ной ей компетенцией. Возникла необходимость законного и обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами. Поэтому в развитых государствах мира был образован институт административной юстиции - важ­нейшее средство общественного контроля над деятельностью администраций. Такое представление о сущности админи­стративных деликтов и ответственности за их совершение лег­ло в основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии, США.

Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до возникновения понятия административ­ных правонарушений в собственном смысле, доминировал в Германии в XVIII-XIX вв. Проступки, за которые наступала ответственность, назывались exekutivstrafen, позднее - поли­цейскими, или фискальными, деликтами. Они представля­ли собой уголовные проступки. Лица, их совершившие, нес­ли уголовную ответственность. В целом законодательством Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на уголовное принуждение. Таким образом, сло­жилось иное понимание административных правонарушений - как неисполнение населением административных предписа­ний государственной власти либо совершение таких действий, наказания за которые назначались в административном по­рядке. Целью подобных наказаний было не восстановление нарушенного права, а наказание за ослушание. В настоящее время в Германии взыскания, устанавливаемые в администра­тивном порядке, предназначаются для обеспечения выполне­ния административных постановлений, а не для кары и при­меняются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в основном в уголовном законодательстве.

В силу ряда причин именно прусский подход получил «второе рождение» в нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним термином. Из средства контроля за решениями органов го­сударственной власти институт административных правона­рушений, как, собственно, и вся отрасль административного права, превратился в придаток уголовного права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя правопорядок угрозой наказан. Полицейское право играет важную роль и в построении науки современного российского административ­ного права.

Таким образом, и в настоящее время понятие админи­стративного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано прежде всего с карательным харак­тером административной ответственности.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, част­ную, государственную, муниципальную и иные виды собствен­ности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или не­осторожное) действие или бездействие, за которое федераль­ным законом предусмотрена административная ответствен­ность.

Сущность административного правонарушения опреде­ляется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусма­тривает возможность применения за их нарушение государ­ственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совер­шение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об от­сутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный резуль­тат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступле­ния вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно­противоэпидемических правил).

Понятие «государственный порядок», употребляемое в КоАП, подчеркивает, что объектом противоправного по­сягательства являются не только личные, но и общегосудар­ственные интересы. Например, отдельные крайне распро­страненные проступки, предусмотренные ст. 160, 160, 160, 161-164, 164 КоАП, не столько характеризуют асоциальную, противоправную деятельность граждан, сколько посягают и на публично-правовые интересы государства, прежде всего на общественную безопасность. Очевидно, что неконтролируе­мые государством производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оказывают не­посредственное воздействие на здоровье населения России и тем самым негативно сказываются на общегосударственных интересах.

При истолковании употребляемого КоАП в определении административного правонарушения понятия «обществен­ный порядок» следует иметь в виду особую роль государствен­но-правовых институтов, установленную действующей Кон­ституцией. Данное понятие отражает следующие моменты:

1) расширение полномочий органов государственной вла­сти, особенно исполнительной и судебной, при одновремен­ном ограничении правомочий общественных организаций (профсоюзов, иных общественных объединений и др.).

Однако наделение общественных организаций и их орга­нов государственно-властными полномочиями, свойственное советской правовой системе, ныне представляет собой редкое явление. Например, допускается наделение профсоюзов на основе специального федерального закона отдельными власт­ными полномочиями в области трудовых правоотношений;

2) «общественный порядок» представляет собой свод пра­вил, характеризующих поведение субъекта. Такие правила мо­гут иногда совпадать с нормами, установленными законом, но это бывает далеко не всегда.

Между тем расширение правомочий общественных ин­ститутов в 1917-1991 гг. в сфере госуправления и особенно кон­троля ныне утрачивает свою правовую значимость.

Моральные (нравственные) правила могут сосуществовать с общегосударственными установлениями (законами) только в тех случаях, когда они не признаны противоправными орга­нами законодательной власти, издавшими соответствующий закон, либо муниципальными органами.

Активное воздействие на общественный порядок оказы­вают органы исполнительной власти, а также исполнительно­распорядительные органы местного самоуправления.

Исполнительная власть всех уровней активно вмешива­ется в сферу частноправовых интересов граждан, выдавая и аннулируя лицензии, а также посредством государственной регистрации, квотирования и другими методами государ­ственной разрешительной политики.

Исполнительная власть реализует законодательные нор­мы, устанавливающие правила поведения людей (например, в ходе проведения митингов, демонстраций, пикетов, забасто­вок), но в некоторых неотложных случаях и самостоятельно санкционирует порядок поведения в обществе еще до издания закона (например, в случае введения так называемой винной монополии).

Таким образом, порядок поведения юридических лиц и нормы общественного бытия физических лиц устанавливают­ся уполномоченными народом государственными органами. Именно поэтому в приведенном нами определении админи­стративного правонарушения понятие «государственный по­рядок» включает и общественный порядок, предназначение которого - в урегулировании социальной и общественной ак­тивности граждан, предусмотренной законом.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика