Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые проблемы охраны земель
Научные статьи
23.09.15 11:33


Правовые проблемы охраны земель

alt
Абукарова М. У.
alt
Керимханова Д. С.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Абукарова М. У., Керимханова Д. С.
7 86 2015
В статье затронуты некоторые вопросы в сфере правовой охраны земель, а также на основе анализа земельного законодательства рассмотрены актуальные вопросы совершенствования законодательства об охране земель в Российской Федерации.

Охрана земель социально-правовой институт, харак­теризующий самую важную область взаимоотношений че­ловека и природы. Базовые принципы охраны земель как природного объекта и как природного ресурса закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории. Данная формулировка лежит в основе нормы ст. 12 Земельного Кодекса РФ, которая звучит в унисон конституционной норме. Важнейшие требования по охра­не земель как основного природного ресурса получили свое отражение не только в земельном, но и в природоохранном законодательстве. В Федеральном законе «Об охране окружа­ющей среды» закреплён комплекс природоохранных требо­ваний при осуществлении землепользования. Напомним, что земельное законодательство составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации. Как правило оценка земельных участков проводится одновременно с оценкой недвижимости, однако в ряде случаев может потребоваться отдельная и независимая рыночная оценка земельного участка.

Проблемам охраны земель стали придавать особое зна­чение не случайно: земли используются в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, а также как про­странственный базис. Возникает необходимость охраны зе­мель от нерационального или же неправильного использова­ния. Достаточно давно начался процесс ухудшения состояния земель, здесь речь идёт о сокращении площади плодородных земель сельскохозяйственного значения. Как говорилось ещё в постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной ре­формы в Российской Федерации на 1999—2002 годы»», десят­ки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного ис­пользования, идет деградация и снижение плодородия почв. Это происходит в результате таких неблагоприятных про­цессов, как эрозия почв, заболачивание земель, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мел­колесьем. И как следствие, происходит вывод сельскохозяй­ственных земель из хозяйственного оборота. Однако проблема ухудшения качества земель не является новоиспечённой, так сказать, «не веяние времени». К слову сказать, ещё в совет­ский период учёными оговаривалось, что в СССР 70% пашни (160 млн га из 228 млн га) было охвачено эрозией.

В тот период значительно уменьшилась площадь зе­мель сельскохозяйственного назначения. Так, в литера­туре приводился пример о списании правительством РСФСР миллиона гектаров сельскохозяйственных земель.Приведём интересный исторический факт: 14 декабря 1993 г. в Совете Безопасно­сти Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О мерах по предотвращению деградации почв России с целью снижения угрозы на­циональной безопасности», и отмечалось, что одной из причин деградации почв является истощающее использование земель. По данному поводу сле­дует особо отметить то, что правовая охрана земель способству­ет обеспечению продовольственной безопасности и занятости населения и, как следствие, является одним из звеньев, обеспе­чивающих национальную безопасность государства. Ведь ох­рана земель является составной частью деятельности каждого человека в отдельности и всего общества в целом, что в свою очередь способствует поддержанию благоприятной окру­жающей природной среды. Не случайно институт правовой охраны земель занимает главенствующее место среди других институтов земельного права.

Однако же, не удаётся преодолеть негативную тенденцию выбытия из оборота продуктивных земель сельскохозяйствен­ного назначения, что было охарактеризовано Правительством РФ как одна из угроз не только продовольственной, но и геопологической безопасности России. Вопросы, касающиеся со­стояния земель в русле задач по обеспечению благоприятного состояния окружающей среды, периодически поднимались на заседаниях президиума Государственного совета Россий­ской Федерации, что однозначно свидетельствует об особой актуальности проблем охраны земель.

Особое внимание следует придать тому факту, что ис­пользование земель может зачастую оказывать неблагопри­ятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие природные объекты: на воды, леса, не­дра, животный и растительный мир и даже на атмосферный воздух. Поэтому целями правовой охраны земель являются не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и всей окружающей среды в целом. Правовая ох­рана земель предполагает соблюдение, прежде всего, правил рационального их использования, что полагает их сохранение, восстановление и улучшение.

Важно всегда помнить о том, что использование земель должно осуществляться такими способами, которые бы обе­спечивали сохранение экологических систем и способности земли оставаться средством производства в сельском хозяй­стве и лесном хозяйстве, да и в целом основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Наиболее негативное воздействие на земельные участки оказывает радиоактивное и химическое загрязнение. Земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, как правило, подлежат ограничению в использовании, то есть исключаются из категории земель сельскохозяйственного на­значения и могут переводиться в земли запаса для их консерва­ции. Консервация земель предполагает изъятие их из оборота, это позволяет восстановить плодородие почв, что в свою очередь предотвратит деградацию земель. Данный процесс осуществля­ется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (п. 6 ст. 13 ЗК РФ). Кроме того, в целях охраны земель разра­батываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных меро­приятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции, в связи с этим не могут вы­полняться мероприятия по охране земель, а именно: не со­блюдается порядок проведения мелиоративных, агротехниче­ских, агрохимических, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий. К тому же допускается длительное неиспользо­вание земель, а это в свою очередь приводит к потере продук­тивности ценных земель, зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.

Поэтому нельзя не затронуть тот факт, что одна из важных мер по охране земель — это экономическое стимулирование собственников земли, да и не только собственников, но и зем­лепользователей и арендаторов. Экономическое стимулиро­вание рационального использования и охраны земель будет способствовать повышению заинтересованности лиц, исполь­зующих земли, в осуществлении мер по защите земель от не­гативных последствий хозяйственной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального исполь­зования и охраны земель предполагает: выделение бюджет­ных средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяй­ственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ; поощрение граждан, ведущих крестьян­ское хозяйство. Тем самым государство оказывает экономиче­скую поддержку и стимулирует лиц, использующих землю и осуществляющих меры по охране земель.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика