Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые проблемы охраны земель
Научные статьи
23.09.15 11:33


Правовые проблемы охраны земель

alt
Абукарова М. У.
alt
Керимханова Д. С.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Абукарова М. У., Керимханова Д. С.
7 86 2015
В статье затронуты некоторые вопросы в сфере правовой охраны земель, а также на основе анализа земельного законодательства рассмотрены актуальные вопросы совершенствования законодательства об охране земель в Российской Федерации.

Охрана земель социально-правовой институт, харак­теризующий самую важную область взаимоотношений че­ловека и природы. Базовые принципы охраны земель как природного объекта и как природного ресурса закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории. Данная формулировка лежит в основе нормы ст. 12 Земельного Кодекса РФ, которая звучит в унисон конституционной норме. Важнейшие требования по охра­не земель как основного природного ресурса получили свое отражение не только в земельном, но и в природоохранном законодательстве. В Федеральном законе «Об охране окружа­ющей среды» закреплён комплекс природоохранных требо­ваний при осуществлении землепользования. Напомним, что земельное законодательство составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации. Как правило оценка земельных участков проводится одновременно с оценкой недвижимости, однако в ряде случаев может потребоваться отдельная и независимая рыночная оценка земельного участка.

Проблемам охраны земель стали придавать особое зна­чение не случайно: земли используются в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, а также как про­странственный базис. Возникает необходимость охраны зе­мель от нерационального или же неправильного использова­ния. Достаточно давно начался процесс ухудшения состояния земель, здесь речь идёт о сокращении площади плодородных земель сельскохозяйственного значения. Как говорилось ещё в постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной ре­формы в Российской Федерации на 1999—2002 годы»», десят­ки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного ис­пользования, идет деградация и снижение плодородия почв. Это происходит в результате таких неблагоприятных про­цессов, как эрозия почв, заболачивание земель, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мел­колесьем. И как следствие, происходит вывод сельскохозяй­ственных земель из хозяйственного оборота. Однако проблема ухудшения качества земель не является новоиспечённой, так сказать, «не веяние времени». К слову сказать, ещё в совет­ский период учёными оговаривалось, что в СССР 70% пашни (160 млн га из 228 млн га) было охвачено эрозией.

В тот период значительно уменьшилась площадь зе­мель сельскохозяйственного назначения. Так, в литера­туре приводился пример о списании правительством РСФСР миллиона гектаров сельскохозяйственных земель.Приведём интересный исторический факт: 14 декабря 1993 г. в Совете Безопасно­сти Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О мерах по предотвращению деградации почв России с целью снижения угрозы на­циональной безопасности», и отмечалось, что одной из причин деградации почв является истощающее использование земель. По данному поводу сле­дует особо отметить то, что правовая охрана земель способству­ет обеспечению продовольственной безопасности и занятости населения и, как следствие, является одним из звеньев, обеспе­чивающих национальную безопасность государства. Ведь ох­рана земель является составной частью деятельности каждого человека в отдельности и всего общества в целом, что в свою очередь способствует поддержанию благоприятной окру­жающей природной среды. Не случайно институт правовой охраны земель занимает главенствующее место среди других институтов земельного права.

Однако же, не удаётся преодолеть негативную тенденцию выбытия из оборота продуктивных земель сельскохозяйствен­ного назначения, что было охарактеризовано Правительством РФ как одна из угроз не только продовольственной, но и геопологической безопасности России. Вопросы, касающиеся со­стояния земель в русле задач по обеспечению благоприятного состояния окружающей среды, периодически поднимались на заседаниях президиума Государственного совета Россий­ской Федерации, что однозначно свидетельствует об особой актуальности проблем охраны земель.

Особое внимание следует придать тому факту, что ис­пользование земель может зачастую оказывать неблагопри­ятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие природные объекты: на воды, леса, не­дра, животный и растительный мир и даже на атмосферный воздух. Поэтому целями правовой охраны земель являются не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и всей окружающей среды в целом. Правовая ох­рана земель предполагает соблюдение, прежде всего, правил рационального их использования, что полагает их сохранение, восстановление и улучшение.

Важно всегда помнить о том, что использование земель должно осуществляться такими способами, которые бы обе­спечивали сохранение экологических систем и способности земли оставаться средством производства в сельском хозяй­стве и лесном хозяйстве, да и в целом основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Наиболее негативное воздействие на земельные участки оказывает радиоактивное и химическое загрязнение. Земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, как правило, подлежат ограничению в использовании, то есть исключаются из категории земель сельскохозяйственного на­значения и могут переводиться в земли запаса для их консерва­ции. Консервация земель предполагает изъятие их из оборота, это позволяет восстановить плодородие почв, что в свою очередь предотвратит деградацию земель. Данный процесс осуществля­ется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (п. 6 ст. 13 ЗК РФ). Кроме того, в целях охраны земель разра­батываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных меро­приятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции, в связи с этим не могут вы­полняться мероприятия по охране земель, а именно: не со­блюдается порядок проведения мелиоративных, агротехниче­ских, агрохимических, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий. К тому же допускается длительное неиспользо­вание земель, а это в свою очередь приводит к потере продук­тивности ценных земель, зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.

Поэтому нельзя не затронуть тот факт, что одна из важных мер по охране земель — это экономическое стимулирование собственников земли, да и не только собственников, но и зем­лепользователей и арендаторов. Экономическое стимулиро­вание рационального использования и охраны земель будет способствовать повышению заинтересованности лиц, исполь­зующих земли, в осуществлении мер по защите земель от не­гативных последствий хозяйственной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального исполь­зования и охраны земель предполагает: выделение бюджет­ных средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяй­ственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ; поощрение граждан, ведущих крестьян­ское хозяйство. Тем самым государство оказывает экономиче­скую поддержку и стимулирует лиц, использующих землю и осуществляющих меры по охране земель.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика