Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые меры административного принуждения в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности
Научные статьи
29.09.15 10:26

Некоторые меры административного принуждения в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности

alt
Корниенко О. В.
alt
Потапов А. И.
 
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО
Корниенко О. В., Потапов А. И.
7 86 2015
В статье рассматриваются меры административного принуждения, применяемые в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, ограничения для приобретения статуса частного охранника. На основе анализа нормативных правовых актов, судебных актов предлагается расширить перечень ограничений для приобретения статуса частного охранника.

Принуждение следует рассматривать как метод государ­ственного управления, с помощью которого органы внутрен­них дел обеспечивают достижение поставленных обществом целей в сфере обеспечения общественного порядка и обще­ственной безопасности.

Административное принуждение обладает рядом спец­ифических признаков, которые позволяют выделить его в ка­честве самостоятельного вида государственного принуждения. К ним можно отнести следующие признаки: осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управ­ления; используется в процессе реализации задач и функций, возложенных на правоохранительные органы; заключается во внешнем правовом, психическом и физическом воздей­ствии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений). Административное принуждение применяется в целях создания условий для совершения субъектом тех или иных действий, либо воздержания от них, либо подчинения установленным ограничениям. К характерным чертам адми­нистративного принуждения относятся строго установленные нормативными правовыми актами основания их применения, а также внесудебный порядок их применения в процессе реа­лизации компетенции.

Меры административного принуждения весьма разно­образны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.


 

Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель - пресечь, пре­кратить его и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя.

   В настоящее время основания и порядок применения мер административного принуждения регламентирован мно­гими законодательными и иными нормативными правовыми актами, среди которых, можно выделить Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, Федеральный закон «О полиции» и множество других нормативных право­вых актов.

Наиболее распро­страненным видом адми­нистративного правового принуждения в сфере обо­рота оружия является ан­нулирование лицензий. Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия; наличия судебного реше­ния о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения, воз­никновения обстоятельств, исключающих возможность полу­чения лицензии и (или) разрешения.

     Рассмотрим правовой режим выдачи и аннулирования удостоверения частного охранника. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О част­ной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О част­ной детективной и охранной деятельности в Российской Феде­рации») удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет, который может продлеваться. Решение об анну­лировании принимается должностным лицом подразделения органов внутренних дел.

Удостоверение частного охранника, кроме случая добро­вольного отказа гражданина, аннулируется также при полу­чении подразделением органа внутренних дел по месту на­хождения учетного дела информации о привлечении частного охранника к административной ответственности за админи­стративные правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ; повторного совершения правонарушений против порядка управления, администра­тивных правонарушений, посягающих на институты государ­ственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, отказа гражданина от гражданства Российской Федерации и при некоторых других обстоятельствах.

Орган внутренних дел по месту нахождения лицензион­ного дела организации либо по месту постоянной регистра­ции частного охранника в случае привлечения его к адми­нистративной ответственности, предъявления обвинения в совершении преступления, получения иной информации о фактах, которые могут послужить основанием для аннулиро­вания удостоверения или его временного изъятия, незамедли­тельно уведомляет орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.

При принятии решения об аннулировании удостовере­ния частного охранника органом внутренних дел в минималь­но возможные сроки принимаются необходимые меры по его изъятию. Удостоверение подлежит изъятию также в случае получения органом внутренних дел информации о предъяв­лении его владельцу обвинения в совершении преступления.

Законодатель также установил ограничения для граждан, претендующих на приобретение правового статуса частного охранника. Так, не вправе претендовать на приобретение ука­занного статуса лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие судимость за совершение умышленного преступления.

Понятие судимости дано в ст. 86 Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации. Согласно частям 1 и 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совер­шение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Погашение или снятие су­димости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Правовой анализ позволяет сделать вывод о том, что ограничения на приобретение правового статуса частного охранника (получение удостоверения частного охранника) установлены законом в отношении граждан, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение умыш­ленного преступления. При этом законом не предусмотрены ограничения для лиц, судимость которых снята или погашена. Поэтому по смыслу п. 5 ст. 11.1 Закона Российской Фе­дерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, у которого судимость снята или погашена, вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника.

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации, а также исполь­зовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи. Поскольку част­ная охрана может быть вооруженной, то работники частной охранной организации - частные охранники обязаны иметь соответствующие разрешительные документы: для шестого разряда - документы, подтверждающие право использования оружия и т.д.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон «Об оружии») в ст. 13 определяет следующие ограничения для граждан: лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим неснятую или непогашенную суди­мость за преступление, совершенное умышленно, либо имею­щим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.

Положения Федерального закона «Об оружии» направ­лены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, укрепление между­народного сотрудничества в борьбе с преступностью и неза­конным распространением оружия. Более того, законодатель устанавливает особый режим оборота оружия - в части уста­новления разрешительного порядка его приобретения субъек­тами, с тем, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, для которых в законодательстве уста­новлены ограничения в праве на его приобретение с целью установления гарантий общественной безопасности.

Для этого в законе определен исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, которым лицен­зия на приобретение оружия не может быть выдана, а выдан­ная - подлежит аннулированию (ч. 20 ст. 13 и п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об оружии»). К такой категории отно­сятся вышеназванные граждане, имеющие неснятую или не­погашенную судимость за преступление, совершенное умыш­ленно, либо имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с при­менением оружия.

Применение при совершении преступления оружия признается обстоятельством, отягчающим наказание, а также квалифицирующим признаком отдельных составов престу­плений, предусмотренных статьями Особенной части Уголов­ного кодекса Российской Федерации, т.е. во всех случаях оце­нивается законодателем как представляющее повышенную общественную опасность.

Поскольку на современном этапе развития общества не­возможно гарантировать надлежащее исправление лица, со­вершившего преступление, таким образом, чтобы исключить возможность рецидива преступлений, законодатель, мини­мизируя риски для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, ограничил доступ к оружию для лиц, имевших судимость за тяжкие и особо тяжкие преступле­ния, совершенные с применением оружия, сам факт которых свидетельствует об их повышенной (особой) общественной опасности. Такое ограничение продиктовано обоснованными сомнениями в том, что указанные лица будут использовать оружие сугубо в правомерных целях. Более того, данный за­прет в сфере оборота оружия носит бессрочный характер, так как не является для субъекта этих отношений жизненно-важ­ным, являясь адекватной, соразмерной мерой административ­но-правового принуждения.

Являясь работником охранной организации, осущест­вляющей вооруженную охрану в соответствии с выданной ор­ганами внутренних дел лицензией, частный охранник также должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему. А именно, в качестве ограничения должно быть уста­новлено не только отсутствие судимости за совершение умыш­ленного преступления, но и отсутствие неснятой или непога­шенной судимости за такое преступление и отсутствие снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое пре­ступление, совершенное с применением оружия - аналогично ограничениям, установленным в Федеральном законе «Об ору­жии» для граждан, совершивших названные преступления.

Таким образом, предлагается к ограничениям в сфере частной охранной деятельности отнести не только наличие судимости за совершение умышленного преступления, но также наличие неснятой или непогашенной судимости за преступление, совершенное умышленно, либо погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совер­шенное с применением оружия, и внести соответствующие дополнения в п. 4 ст. 11.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», тем самым расширив ограничения для лиц, пре­тендующих на приобретение статуса частного охранника.

Безопасность и право


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика