Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О положительном опыте организации учебного процесса с использованием инновационной методики «Юридическая клиника» при проведении семинарских и практических занятий
Научные статьи
30.09.15 10:52

вернуться

О положительном опыте организации учебного процесса с использованием инновационной методики «Юридическая клиника» при проведении семинарских и практических занятий

alt 
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Носкова Ю. Б.
7 86 2015
В статье рассматривается образовательная методика проведения семинарского и практического занятия «Юридическая клиника». Методика «Юридическая клиника» является одним из важнейших комплексных инновационных инструментов реализации образовательной программы подготовки практико-ориентированных специалистов органов внутренних дел, позволяющих обеспечить получение обучающимися профессиональных навыков и компетенций, соответствующих современным требованиям, предъявляемыми к их профессиональной деятельности. Образовательная методика «Юридическая клиника» включает в себя интерактивные методы обучения, позволяющие приобрести обучающимся практические навыки, которые необходимы им, чтобы стать компетентными специалистами.

В образовательной практике ставятся разнообразные цели, решаются задачи с использованием различных методов, мето­дик или технологий. Это объясняется тем обстоятельством, что для достижения данной цели можно использовать разные тех­нологии, методы или приемы, средства, применение которых может дать неодинаковый эффект, потребует значительных временных, духовных или материальных ресурсов.

Методика выступает организующим началом в постро­ении профессионально-педагогической деятельности пре­подавателя. Методика описывается без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее по­мощью. Тогда как педагогическая технология основывается на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата. Основанием появления новой методики является обобщение положительного инновационного практического опыта преподавателя. Образовательная методика «Юриди­ческая клиника» отражает опыт профессорско-преподава­тельского состава кафедры гражданско-правовых дисциплин УрЮИ МВД России, являясь достоянием педагогического ма­стерства отдельных преподавателей и творчества в решении определенных практических задач. Необходимо отметить, что эффективность данной методики зависит от степени ее техно­логичности, т.е. способности вызвать требуемый, желаемый, запланированный педагогический результат.


Методика проведения семинарского и практического за­нятия «Юридическая клиника» обладает такими требовани­ями, как системность, управляемость, воспроизведение дей­ствий.

Юридическая клиника является одним из важнейших комплексных инновационных инструментов реализации об­разовательной программы подготовки практико-ориентиро- ванных специалистов органов внутренних дел, позволяющих обеспечить получение обучающимися профессиональных на­выков и компетенций, соответствующих современным требо­ваниям, предъявляемыми к их профессиональной деятельно­сти. Она предусматривает обучение практическим навыкам и профессиональному отношению, прикладной работе. Разви­тие юридического клинического образования связано с разви­тием и внедрением инновационных технологий преподавания в рамках традиционных форм и методов учебно-воспитатель­ного процесса в вузах.

Развитие у обучающихся профессиональных умений и навыков специалиста требует от профессорско-преподава­тельского состава, использующего методику клиники, при­менения широкого спектра современных образовательных технологий, смещающих акценты на формирование у обуча­ющихся компетенций, которые можно определить через по­нятия «готовность» и «способность», приобщающих обуча­ющихся к профессиональной деятельности. Преподаватель, применяющий методику проведения практических занятий «Юридическая клиника», должен соответствовать следующим требованиям: 1) достаточный уровень теоретической подго­товки; 2) владение преподавательским мастерством; 3) опыт практической работы; 4) владение интерактивными метода­ми преподавания. При этом преподаватель, использующий данную методику, не воздействует прямо на обучающегося, а создает условия для того, чтобы обучающийся выступал субъ­ектом собственной деятельности, сам становился носителем активности выявления проблемы и поиском ее решения. Ос­новной целью образовательной методики «Юридическая кли­ника» является организация обучения обучающихся навыкам практической деятельности для формирования способностей применения полученных знаний, умений и личностных ка­честв для успешной профессиональной деятельности.

Опыт организации учебного процесса по дисциплинам кафедры гражданско-правовых дисциплин с использованием инновационной образовательной методики «Юридическая клиника» можно назвать положительным на основании ре­зультатов, которые демонстрируются обучающимися. Так, проведение занятий с использованием указанной методики позволяет активизировать познавательную деятельность и по­лучение практических навыков в рамках темы занятия, повы­сить уровень усвоения теоретических знаний, в результате чего улучшились результаты текущей успеваемости.

С использованием данной методики на кафедре прово­дилось семинарское занятие по гражданскому праву по теме «Общие положения о договоре». Обучающиеся, заранее по­лучившие кейс-задание, определяли роли сторон договора, договаривались о существенных и иных условиях, а также об­ращались за консультацией к специалистам, которыми высту­пали обучающиеся группы. После чего с использованием СПС «Гарант» и «Консультант» обучающиеся давали мотивировоч­ные заключения. Роль преподавателя состояла в указании пра­вильного направления, чтобы верно были квалифицированны предложенные казусы, кейс-задания, правильно подобраны и применены нормы права. Наиболее полно реализовать педа­гогический и компетентностный потенциал с применением методики «Юридическая клиника» позволяет кейс-метод. В итоге проведения такого занятия у обучающихся: повысилась мотивация к учебному процессу, в результате чего обучающи­еся овладели навыками анализа ситуаций, отработали умения работы с информацией, научились моделировать решения данных ситуаций в соответствии с кейс-заданием, приняли правильное решение на основе группового анализа ситуации, приобрели навыки четкого и точного изложения собственной точки зрения, выработали навыки критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, само­контроля и самооценки. Использование данной методики в рамках учебного занятия позволяет организовать практи­ческую работу обучающихся, создать необходимые предпо­сылки для адаптации обучающихся к условиям современной юридической практики.

На учебном занятии с использованием методики «Юри­дическая клиника» могут присутствовать работники прак­тических органов, которые курируют работу обучающихся в процессе учебного занятия. Такое обучение формирует и развивает у обучающихся коммуникативные навыки, а также этико-профессиональные качества, воспитывает ценностные установки приоритета права и защиты прав человека и граж­данина. Обучающиеся получают возможность самостоятельно оформлять документальные обращения в различные судеб­ные, административные и иные властные органы. В рамках учебного занятия с применением образовательной методики «Юридическая клиника», а также самостоятельной подготов­ки обучающиеся осуществляют работу в форме подготовки материалов информационного характера о правах граждан, порядке их реализации и защиты.

Основная схема работы юридической клиники предпола­гает следующую последовательность: обучение, практическая деятельность, анализ работы.

Образовательная методика «Юридическая клиника», включающая в себя интерактивные методы обучения, позволя­ет приобрести обучающимся практические навыки, которые необходимы им, чтобы стать компетентными специалистами. Подобного рода образовательная методика используется ка­федрой гражданско-правовых дисциплин УрЮИ МВД России с целью закрепления обучающимися теоретических знаний и приобретения ими практического опыта. Методика «Юри­дическая клиника» позволила кафедре гражданско-право­вых дисциплин в полном объеме использовать на занятиях по учебным дисциплинам кафедры интерактивные методы обучения. Так, профессорско-преподавательский состав ка­федры при использовании на занятиях образовательной ме­тодики «Юридическая клиника» применяет разнообразные интерактивные методы. Наиболее яркими можно выделить кейс-метод (case study), ролевые игры, имитации, дискуссии, творческие задания, комментирование, демонстрации, состав­ление правовых заключений, тренинги, мини-конференции, приглашения специалистов, имеющих большой опыт практи­ческой работы, работу в малых группах, моделирование прак­тических ситуаций и т.д. Разумеется, интерактивные методы могут применяться и на обычных практических занятиях, проводимых преподавателями кафедры. Но в этом случае их применение носит, как правило, разовый характер, в то время как использование образовательной методики «Юридическая клиника» обеспечивает комплексное и систематическое при­менение интерактивных методов, что повышает эффектив­ность образовательного процесса. Таким образом, кафедра гражданско-правовых дисциплин, используя образователь­ную методику «Юридическая клиника», преследует цель - го­товить специалистов, востребованных органами внутренних дел в настоящее время. Сегодня актуальность подготовки спе­циалистов, способных применять полученные знания на прак­тике, эффективно выполнять свои должностные обязанности в соответствии с полученной квалификацией, неизмеримо воз­растает.

Проведение занятий с использованием образовательной методики «Юридическая клиника» как одного из комплекс­ных инновационных инструментов реализации образова­тельной программы подготовки практико-ориентированных специалистов органов внутренних дел, нацелено на формиро­вание у обучающихся профессиональных навыков и компетен­ций, соответствующих современным требованиям, предъявля­емым к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

    Право и образование


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика