Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Право на забвение
Научные статьи
01.10.15 10:51

вернуться


Право на забвение

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Керимханова Д. С.
7 86 2015
29 мая в Государственную Думу был внесен законопроект, которым предусматривается введение обязанности операторов поисковых систем по требованиям граждан прекратить выдачу ссылок на недостоверную, распространяемую с нарушением законодательства информацию, на достоверную информацию о событиях, которые имели место и завершились более трех лет назад, кроме информации о событиях, которые содержат признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость. Необходимо ли «право на забвение»?

С 1 января 2016 года вступает в силу закон Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ «О праве на забвение». Закон о праве на забвение относится к теме «Регулирование Интер­нета». Получившее распространение в СМИ и в Интернете название законопроекта № 804132-6 о внесении изменений в федеральный закон об информации и отдельные законода­тельные акты РФ. Стоит отметить, что подобные законы уже действуют в странах Европейского Союза и некоторых амери­канских штатах.

Законопроект был разработан группой депутатов Госду­мы в мае 2015 года и был предложен спикеру Госдумы Сергею Нарышкину 29 мая.


 

Согласно законопроекту, оператор поисковой системы обязан по требованию гражданина удалить недостоверную либо достоверную информацию, но связанную с событиями, произошедшими не менее трёх лет назад (кроме информации об уголовных деяниях), а также информацию, распространя­емую с нарушением законодательства. Для того, чтобы эти сведения были удалены, гражданину требуется написать обра­щение, в котором он должен указать свои личные и паспорт­ные данные, информацию, выдача ссылок на которую должны быть прекращена.

В случае обнаружения неправильных сведений поиско­вик вправе направить заявителю требование уточнить пред­ставленные данные. После этого оператор поисковики в тече­ние 10 (в первоначальной редакции - 3) дней обязан удалить информацию или направить заявителю отказ. Согласно зако­нопроекту, за игнорирование пользователя поисковик может быть оштрафован на 100 тысяч, а за игнорирование решения суда - на 3 миллиона рублей. Но штрафование вскоре посчи­тали избыточным.

16 июня 2015 года законопроект был принят в первом чте­нии, после поправок 30 июня был принят во втором чтении. 8 июля законопроект был одобрен Советом Федерации. 14 июля 2015 года закон был подписан Президентом РФ В. В. Путиным.

В чем суть данного законопроекта?

Право на забвение (право быть забытым, англ. right to be forgotten) - право человека, позволяющее ему потребовать при определённых условиях удаление своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, то есть ссылок на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, не­точных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени.

Идея о необходимости защиты персональных данных по­явилась ещё в конце XIX века. Луи Брандейс писал о «праве быть оставленным в покое»: «Многочисленные механические устройства предвещают истинность предсказания, что то, что говорили на ухо внутри дома, будет провозглашено на кров­лях». Один из исследователей правового регулирования в Ин­тернете, Виктор Майер-Шенбергер, считает, что повышенный интерес европейцев к защите персональных данных коренится в «кровавой истории XX века», и в 1990-х годах многие законы «были переписаны», чтобы предотвратить возвращение к то­талитаристским подходам к частной жизни. Поэтому в Европе довольно распространена юридическая практика, устанавли­вающая грань между правом средств массовой информации на публикацию информации о каком-либо человеке и правом этого человека на неприкосновенность частной жизни.

Однако стремительное развитие Сети. стало причиной значительных изменений в сфере распространения инфор­мации, которая благодаря социальным сетям, блогам и по­исковым системам стала не только доступной любому поль­зователю в любой точке мира, но также и практически не поддающейся контролю. Это привело к формированию мощ­ной цифровой памяти: личная информация, попав в Сеть, остаётся там навсегда. И право на забвение стало актом есте­ственной самозащиты общественности (прежде всего в Евро­пе) от всепроникающей власти Интернета.

В настоящее время из-за отсутствия единого законода­тельного акта, объясняющего и регулирующего право на заб­вение, концепцию называют «неопределённой». Данное право позволяет индивидам удалять видео, фотографии или любую другую информацию о себе, чтобы она стала таким образом недоступной для поисковых систем. В этом смысле необходи­мо отличать «право на забвение» от «права забывать» (англ. right to forget): второе относится к запрету на упоминание исторического события из-за срока давности произошедшего, что делает его неактуальным для общества. Тем не менее для права на забвение действует то же правило: «чем больше срок давности у информации, тем больше персональные интересы превалируют над общественными», так как «с течением време­ни интерес со стороны общества к определённому факту про­шлого блекнет или исчезает вовсе». В конечном итоге право на забвение состоит в праве каждого на «исчерпывающую и актуальную информацию о себе». Право на забвение отделено также и от права на неприкосновенность частной жизни, так как подразумевает удаление информации уже публичной, но нежелательной для дальнейшего доступа со стороны третьих лиц.

В самом современном понимании права на забвение речь идет прежде всего об удалении ссылок в поисковых системах на материалы, содержащие персональные данные или неже­лательную информацию, но не самих материалов. В Европе предпосылки права на забвение существуют в законодатель­стве Франции, в котором признается le droit a l'oubli — право, позволяющее осуждённому, отбывшему срок наказания и реабилитированному, возражать против публикации фактов о его судебном прошлом. Подобный принцип действует и в Великобритании: по прошествии некоторого времени, многие судебные приговоры считаются «исчерпанными». Как в Евро­пе, так и в США, в судебных отчётах не упоминаются имена несовершеннолетних, так как ошибки, совершённые в юности, не должны негативно влиять на взрослую жизнь.

Право на забвение тесно связано с принципом Хабеас дата ((лат. Habeas data, буквально - «имеешь сведения») — конституционный принцип ряда государств, предусматри­вающий право гражданина в судебном порядке требовать доступа к любым касающимся его документам, хранящимся в архивах и учреждениях, в том числе специальных службах, закреплённом в конституционном праве ряда стран, прежде всего, Латинской Америки. Согласно этому принципу, любой человек (или гражданин) имеет право «требовать в судебном порядке ознакомления с любыми касающимися его данными, хранящимися в любых архивах и учреждениях, включая архи­вы служб государственной безопасности»).

Ещё в 60-х годах XX века Маршалл Маклюэн, предвос­хищая появление права на забвение, сказал: «Будущее будет полностью компьютезированным банком данных, непрощаю­щим и незабывающим разделом светской хроники, не подраз­умевающим возможности уничтожения старых „ошибок"». Решение Европейского суда напомнило общественности, что ответственность за свои поступки и вечная «память» о них — не одно и то же. Журнал Time назвал право на забвение «всё более ценным принципом»: «смысл слова „общественный" изменился... Прошлое должно тускнеть и исчезать, но Интер­нет фокусирует внимание на всей нашей жизни, любого из нас, всегда».

Решение Европейского суда по делу Костеха является для многих (хотя бы частично) средством противостояния без­раздельной власти Google, чьи правила отнюдь не являются универсальными для всего мира. Согласно опросу Software Advice, 61% американцев считают необходимым законода­тельное закрепление права на забвение в США; 39% опро­шенных выступают за принятие закона наподобие единого для всех европейского General Data Protection Regulation. Дело Костеха косвенно обратило внимание общественности и на по­следствия, к которым может привести наличие единственного, коммерчески ориентированного оператора и систематизатора информации в Интернете: «[Google] контролирует 67% поис­кового трафика в США и около 90% в ЕС. Если что-то нельзя найти в гугле, этого просто не существует. Пока мы позво­ляем одному игроку контролировать всю нашу информацию, мы не в праве возмущаться по поводу того, как его поведение на рынке или последствия этого поведения могут искажать наше коллективное представление о мире».

Основатель онлайн-сервиса по репутационному менед­жменту Reputation.com Майкл Фертик поддерживает концеп­цию права на забвение: «Дело не в свободе слова, а в праве на конфиденциальность и собственное достоинство. Впервые ему будет уделено такое же внимание со стороны закона, как авторским правам и торговым маркам в США». Виктор Майер-Шенбергер высказал предположение, что своим решением Европейский суд «создал своеобразного лежачего полицей­ского... На google.de нельзя найти удалённые ссылки, но мож­но на google.com, если вы потратите лишние 10 секунд. Однако вы не наткнётесь на них случайно, и так оно и должно быть».

Доработка текста законопроекта с учетом высказанных замечаний приведет к положительным результатам, если будет закреплен и реализовываться принцип преобладания общественных интересов над частными, права на историю над «правом на забвение», права на знание над возможностью манипуляции.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика