Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Украинский фашизм и ницшеанство
Научные статьи
02.10.15 10:34

вернуться

Украинский фашизм и ницшеанство


Бугера В. Е.

Гиндуллин Н. Ф.
 
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Бугера В. Е., Гиндуллин Н. Ф.
7 86 2015
В статье поднимается проблема современного фашизма на Украине. Проводится анализ работ главного идеолога украинского фашизма Дмитро Донцова и трудов немецкого философа-иррационалиста Фридриха Ницше.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);}

Одним из основателей идеологии украинского фашиз­ма, более того - его главным идеологом в первой половине ХХ века стал публицист и философ Дмитро (Дмитрий) Дон­цов. Несмотря на то, что украинский фашизм изначально был расколот на множество фракций и группировок, ожесточенно грызшихся друг с другом, большинство из них вдохновлялись книгами и статьями Донцова, клали его идеи в основу своих программных документов, своей пропаганды и агитации.

Труды Донцова стали широко переиздаваться на Укра­ине, начиная с 1991 года. Их не только изучают современные украинские фашисты - произведения Донцова изучают в ву­зах и даже в школах, на них воспитывается украинская моло­дежь вот уже четверть века подряд. Идеями Донцова, близки­ми идеологии немецкого фашизма, вскормлены штурмовики Майдана и каратели, терзающие сегодня Донбасс под при­крытием лозунга «борьбы с терроризмом и сепаратизмом». И так же, как на идеологов нацизма, на Донцова огромное влия­ние оказала философия Фридриха Ницше

В одной из своих главных работ - книге «Дух нашей старины» - Донцов счел нужным прямо сослаться на Ницше, признав, таким образом, преемственность между ним и со­бою.

«Пророком, предсказавшим этот «век масс», век «евро­пейского нигилизма», как он его называл, - был среди про­чих Фридрих Ницше. Он уже в 80-х годах прошлого столетия возвышал свой вдохновенный голос против новых демократи­ческих «господ», героев заурядности, узкоглядства и выгоды. Противопоставлял им тип и стиль старых европейских элит, стиль викингов, арабской, японской и гомеровской аристокра­тии. Он еще тогда писал о «Фергеслихунг Европас», которую принесли с собой демократические «швитценде плебеер», он еще тогда поднимал на высокий постамент древнее, уже неиз­вестное демократизированному 19 веку «Форнемгайт» (благо­родство, ноблес), как основную характеристику касты владык. Он один из первых осуждал современную ему культуру демо­кратической Европы, культуру «Herdentier», а толпе с ее «руге- льос барабаришен Трайбен унд Вирбельн», с ее «неугомонной варварской суетой и гомоном» противопоставлял культ вели­ких людей, недочеловеку демократии - своего сверхчеловека. Он осуждал бескультурье демократических городов, упадок государственной дисципли­ны. Он нападал на такие де­мократические институты, как всеобщее избирательное право, называя демократию- «исторической формой упадка государства».

Донцов сразу схватыва­ет у Ницше самое основное- его концепцию извечно присущего жизни челове­чества деления людей на го­спод и рабов и его критику «смазывания» этого деления как якобы упадка и деграда­ции общества.

     Вот что он пишет об идеях своей книги:

«Идеи этой книги в основе своей отличны от идей демо­кратии, классократии или нациократии. ...Им противопостав­ляю идею иерархизированного общества.

Оригинальной является и идея этой книги про руково­дящий слой. Базой создания этого слоя является для меня не мифический «демос», не масса (демократия), не тот или иной класс («классократия»), не партийно-политическая програм­ма (нациократическая монопартия), но лишь каста «лучших людей»... Ни демо-кратия, ни классократия, ни нациократия, только аристо-кратия, каста лучших людей.

Под кастой понимаю здесь не что-то подобное замкну­тым кастам Индии, но нечто иное. Под правящей кастой, под «аристократией» подразумеваю нечто подобное Ордену, обо­собленный по положению в обществе и духу слой «лучших людей»... слой, который бы пополнялся выходцами из всех слоев общества на основе сурового отбора лучших, а с другой стороны тщательным процеживанием, «чисткой» охранял бы свое духовное и моральное превосходство и чистоту, свою форму и силу.

Таким подходом к основной проблеме нашего времени выходит этот труд за пределы нашей национальной пробле­мы, касаясь важнейшей проблемы общеевропейского харак­тера, которую испанец Ортега-и-Гассет охарактеризовал как кризис руководящих слоев, как кризис «века масс», я бы ска­зал - века черни».

Поучительное во многих отношениях зрелище - после­довательный националист Донцов, полагающий в качестве основной проблемы нашего времени проблему «кризиса ру­ководящих слоев» (читай: кризиса господства эксплуататор­ских классов), классовую проблему. Не стоит придавать особо серьезного значения его нападкам на "идеи классократии": Донцов просто не хочет замечать, что его «каста лучших людей» - не что иное, как принявший в его сознании иллю­зорную, недостижимо-идеальную форму господствующий класс. Донцов исповедует тот же самый классовый подход, по-идеалистически перевернутый вверх тормашками, что и Ницше. Притом этот классовый подход, как и у Ницше, осоз­нан; просто он осознан в неадекватных терминах вроде «касты лучших людей», осознан помимо таких адекватных его сути терминов, как, например, «классы общества».

Не следует также придавать особого значения тому, что Донцов отмежевывается от «нациократии». Это не значит, что он в той или иной мере порывает со своим воинствующим национализмом. Понятие «нациократии» он сводит к прав­лению одной партии с националистической программой и противопоставляет ему правление «представляющей нацию» касты, «подобной Ордену» (чем же является эта орденоподоб­ная организация «господствующей касты», как не идеализиро­ванной партийной организацией?). Очевидно, под влиянием политического банкротства фашистской партии ОУН - Ор­ганизации украинских националистов, сотрудничавшей с на­цистами (цитируемая книга Донцова была впервые издана в 1944 году), Донцов пытался дистанцироваться от заложенных в основу ее программы «нациократических» идей; однако он не сумел сделать этого иначе, как противопоставив им те же самые идеи, но в немного иной упаковке.

Донцов оказался наследником Ницше также и в своем расизме:

«Щербаковский утверждает, что на Украину в неолити­ческую эпоху в третьем тысячелетии до Рождества Христова пришли люди двух культурных кругов, земледельческого и кочевнического. Каждый из тех культурных кругов был создан отдельной расой, отдельной физически и психически. Наши апостолы толпы были представителями подвластного слоя, а не того, что создал культуру, руководящего слоя княжеского Киева и казачества».

Миф о двух культурных кругах - двух расах внутри народа Украины воплощается сегодня в практику геноцида на Дон­бассе: ополченцы и мирные жители Донецкой и Луганской народных республик воспринимаются украинскими велико­державными шовинистами как низшая раса, подлежащая порабощению и уничтожению. В этой практике нет ничего нового: то же самое, только еще в больших масштабах, твори­ли украинские фашисты во время Второй мировой войны и в течение нескольких лет после нее. Выходит, что та война еще не закончилась - недобитые фашисты вырастили своих духов­ных наследников, те чрезвычайно расплодились после распада СССР и теперь стараются взять реванш за поражение своих предшественников.

По адресу демократии и демократов Донцов сыплет длинными очередями ругательств. Главная претензия Донцо­ва к демократам - в том, что они не смогли противостоять той силе, которую Ницше знал под именем «социализм», Гитлер в «Майн кампф» называл марксизмом, а сам Донцов называет большевизмом. И так же, как Ницше, Донцов мечтает о новой касте господ, которая укротит «толпу» и уничтожит ее воин­ствующее движение - в данном случае большевизм.

Во всех своих произведениях Донцов выступает в качестве последовательного ницшеанца. Но не только он: Ницше вооб­ще был крайне популярен среди украинских фашистов нака­нуне второй мировой войны. Один из них, О. Бабий, в 1930 году писал: «Кажется, имя ни одного философа не является таким популярным среди украинцев, как имя Ницше» (под «укра­инцами» имеются в виду украинские националисты).

Ницше и сегодня столь же популярен среди украинских (добавим: и среди русских тоже) фашистов.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; font-size:12.0pt; font-family:"Courier New"; mso-bidi-language:RU;}

Философия права



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика