Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Национальные интересы Армении в интеграционных процессах ЕЭС и ЕС
Научные статьи
13.10.15 11:15

Национальные интересы Армении в интеграционных процессах ЕЭС и ЕС

alt
 
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Назарян Г. С.
8 87 2015
Интеграционные процессы, которые соответствуют национальным интересам страны и созданы на основе международного права, равноправия и взаимного уважения суветенитета государств, важны для любого демократического государства. в стратегии национальной безопасности Армении отмечается, что и военное сотрудничество с отдельными странами, и членство в различных локальных и международных организациях направлено на обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Армении. Перед Арменией стоял вопрос об интеграции с ЕЭС и ЕС, страна предпочтение отдала предпочтение первому, поскольку это диктуют национальные и военно-политические интересы страны.



Политика любого государства начинается тогда, когда интересы превращаются в конкретные цели. И цель, и выгода выражают общественные нужды, ожидания и представления. Основным различием является то, что выгода осознается, а цель предполагает осуществление определенных действий с помощью государственных и общественных институциональ­ных механизмов. При нынешних геополитических процессах невозможно рассмотрение национальных интересов одним форматом, поскольку обеспечение национальной безопасно­сти предполагает экономические, военно-политические, социо- и этнокультурные составляющие. Итак, в системе разно­образных интересов особенное место занимает национальный интерес. И определение основных национальных интересов в политике государственной безопасности Армении имеет первостепенную важность. Согласно резолюции Г. Моргентау, «внешнеполитические интересы должны определяться в контексте национальных интересов и защищаться государ­ством. Можно однозначно констатировать, что если внешняя политика определяется моральными нормами и отодвигает национальные интересы на задний план, то при нынешних международных отношениях становится очевидным выраже­ние политики национального самоубийства».


 

Хотя стратегия национальной безопасности делит основ­ные угрозы на две группы - внешние и внутренние, необходи­мо запомнить, что такие деления имеют условный характер и что группы угроз тесно связаны. В стратегии национальной безопасности Армении отмечается, что и военное сотрудниче­ство с отдельными странами, и членство в различных локаль­ных и международных организациях направлено на обеспече­ние национальных интересов и национальной безопасности Армении.

Вообще, в современном мире включенность государства в разные интеграционные процессы означает, что оно участву­ет в принятии решений и в различных проектах, связано об­щими обязательствами. Интеграционные процессы, которые соответствуют национальным интересам страны и созданы на основе международного права, равноправия и взаимного ува­жения суверенитета государств, важны для любого демократи­ческого государства.

Национальные интересы Армении требуют тесной инте­грации и с европейскими, и с евразийскими территориями, поскольку Армения имеет закрытые границы со своими дву­мя граничащими соседями. Также сотрудничество в рамках Закавказья не имеет будущего, поскольку Армения, Грузия и Азербайджан глобальными мировыми силами не рассматри­ваются как единое.

Из-за соперничества глобальных сил на этой территории появляются новые разделительные линии. Восприятие За­кавказья как единого целого тоже претерпело изменение, и в этом большую роль играют внешнеполитические предпочте­ния трех закавказских государств.

В стратегии национальной безопасности основными ком­понентами обеспечения военно-политической безопасности Армении декларированы двусторонние стратегические союз­нические отношения с Россией, что также включает сотрудни­чество в военно-технической и оборонительной сферах, член­ство в ОДКБ, двустороннее военное сотрудничество с НАТО, международными организациями безопасности, в том числе и ОБСЕ.

Во время обсуждения интеграции европейскими структу­рами безопасности на первый план выдвигается спорный во­прос: членство Армении в НАТО. Членство в НАТО вытекает из долгосрочных интересов Армении, по истечении времени и при наличии необходимых условий (речь идет об урегули­ровании Нагорнокарабахского конфликта) Армения изменит свое отношение к этой проблеме и установит тесные взаимо­отношения с Североатлантическим союзом, как Грузия и ча­стично Азербайджан. Одновременно национальные интересы Армении держат ее в системе безопасности, возглавляемой Россией. Выучив уроки истории и учитывая особенности сво­их географических соседей, Армения не может не оставаться единственным территориальным союзником России, интере­сы которой диктуют держать Армению подальше от НАТО.

Не исключено, что Армения могла бы быть более гото­вой в вопросе о членстве НАТО, если бы была уверена, что это защитит ее от агрессивных намерений некоторых соседних государств, однако исторический опыт показывает, что на­хождение в одной системе безопасности не спасает от военных действий друг против друга. То есть на данном этапе, когда в регионе неурегулированные конфликты и отношения, НАТО не может обеспечить достаточные гарантии безопасности Ар­мении. Вспомним пример Турции и Греции, они обе явля­ются членами НАТО, но это не спасло от агрессии Турции на Кипре.

Сложное геополитическое и непростое военно-полити­ческое состояние Закавказья, объективная оценка собственно­го экономического, военного и политического потенциала и предопределяют готовность Армении участвовать в глубоких интеграционных процессах. Не случайно то, что страна начала интегрироваться в системах безопасности сразу после приоб­ретения независимости, и 15 мая 1992 г. страна подписал ДКБ. Подписание ДКБ было обусловлено острой необходимостью создания системы безопасности, что должно было стать сдер­живающим фактором для соседних стран, чтобы те не вос­пользовались случаем и не решили разрешить свои старые пограничные и политические проблемы.

Стержневым государством и ОДКБ, и ЕЭС является Рос­сия, которая является стратегическим партнером Армении и гарантирует безопасность северных границ страны (в городе Гюмри размещена 102-я база). В интеграционных процессах ЕЭС полезно и необходимо использование приобретённого опыта в рамках СНГ и ОДКБ, но надо также учитывать, что на плоскость новой интеграции перемещаются все неразрешен­ные проблемы. Кроме того, интеграционные процессы всегда взаимосвязаны, внешнеполитические ориентиры соседних стран не всегда одинаковы, и иногда они имеют противопо­ложную направленность с Ереваном.

Чтобы оценить важность в участии того или иного инте­грационного процесса или предпочтения того или иного на­правления, надо уточнить основы безопасности страны и ос­новные угрозы военной безопасности.

Основу безопасности Армении, помимо Армии Армении и Оборонительной Армии НКР, составляют членство в ОДКБ, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с РФ, российская 102-я база в Гюмри и корпус «Армения» Феде­ральной службы безопасности РФ.

Основными угрозами безопасности Армении являются неразрешенный карабахский конфликт, милитаризация со­седних стран, активная внешняя политика Турции (активный член НАТО) и т.д. Именно этими вопросами объясняется то, что если в общественном мнении армян нет особых разно­гласий по поводу взаимовыгодного сотрудничества и инте­грации с европейскими экономическими и политическими структурами, то нельзя сказать то же самое об углублении со­трудничества с НАТО, что могло бы предположить членство в организации в дальнейшем. То есть если интеграция в ЕС и ОБСЕ не спорный вопрос, то с НАТО дело обстоит иначе. Не секрет, что сотрудничество с международными организация­ми, такими как ЕС, ОБСЕ, НАТО и другие, служит устранению как внешних, так и внутренних угроз новых независимых госу­дарств, и если оно не служит этой основной цели, то такое со­трудничество можно считать бессмысленной формальностью, что отнюдь не вытекает из интересов страны.

На данном этапе Турция и Азербайджан едины в реше­нии карабахского конфликта, то есть они стремятся вернуть в состав Азербайджана эти исконно армянские территории, ко­торые вошли в состав Азербайджана только благодаря сотруд­ничеству кемалистов и большевиков. А российские военные силы и военный союз, возглавляемой Россией, сдерживают агрессию двух соседних стран и являются гарантом безопас­ности на международной арене. Становится абсолютно оче­видным, что национальные интересы Армении напрямую го­ворят в пользу интеграции с ЕврАзЭС.

Интеграционные процессы ЕврАзЭС формируют более глобальную систему, которая в состоянии обеспечивать без­опасность своих членов. То есть в результате изучения среды и оценки угроз формируются новые реалии, готовые дать отпор любой агрессии. Отметим, что в рамках военно-технического сотрудничества поддержка России имеет постоянный харак­тер и не дает повода для критики.

Есть еще один важный вопрос, который мог напрямую влиять на дружеские и взаимовыгодные армяно-иранские от­ношения. Хотя успешный швейцарский договор весны 2015 г. частично решил иранскую проблему, но на момент присоеди­нения Армении к ЕЭС Иран на Западе считался вражеским государством, и ассоциированные отношения с ЕС могли по­требовать, чтобы Армения тоже присоединилась к западным экономическим санкциям против Ирана, что могло бы отри­цательно повлиять на ситуацию Армении.

С точки зрения национальных интересов Армении было бы выгодно развивать тесные связи с обоими блоками, однако главным препятствием этого направления является позиция некоторых европейских и американских деятелей, которые противопоставляют европейскую интеграцию евразийской. Достаточно вспомнить заявление Хилари Клинтон, что США в евразийской интеграции находят прямую угрозу восстанов­ления СССР и будут всячески противодействовать этому. И если ЕС заманивает с точки зрения экономики и политики, то о глобальной защите и безопасности нельзя сказать то же самое, поскольку эта структура, хотя отдельные ее члены дела­ют какие-то шаги, полностью зависит от США, которые про­должают свое военное присутствие в Европе и не собираются уступить свои позиции.

Таким образом, анализируя национальные интересы Ар­мении с точки зрения интеграционных процессов, становится очевидно, что обеспечение безопасности страны напрямую за­висит от РФ и что страна должна быть с ЕврАзЭС.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика