Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Изменение структуры программы подготовки водителей категории «в» как резерв повышения безопасности дорожного движения
Научные статьи
20.10.15 10:29

вернуться

Изменение структуры программы подготовки водителей категории «B» как резерв повышения безопасности дорожного движения

alt
Писцов А. В.
alt
Петров А. И.
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Писцов А. В., Петров А. И.
8 87 2015
Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения определяет необходимость снижения смертности в результате ДТП на 8 тыс. чел. в год к 2020 г. по сравнению с 2012 г. амбициозность данной задачи вынуждает резко повысить качество подготовки водителей в автошколах. Курс обучения водителей на право управления транспортным средством категории «в» составляет 190 часов, из которых 56 часов отводится на обучение практическим навыкам управления автомобилем. теоретический курс распределяется на шесть блоков подготовки, распределение часовой нагрузки между которыми не всегда оптимально. В статье приведены результаты социологического опроса респондентов с различным уровнем опыта управления автомобилем на предмет важности различных дисциплин с позиций их влияния на безопасность. установлено, что с ростом опыта у интервьюируемых меняется представление о важности тех или иных дисциплин.



Правительство РФ своим постановлением от 3.10.2013 г. № 864 утвердило Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Целью данной ФЦП по БДД является сокращение к 2020 г. смертно­сти от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на 8 тыс. человек в год (28,8 %) по сравнению с ситуацией 2012 г. Среди большого числа мероприятий, рассматриваемых в данном до­кументе, достаточно серьезное внимание уделяется вопросам совершенствования качества подготовки водителей. Тем не ме­нее, анализ статистики автотранспортных преступлений пока­зывает, что степень виновности водителей в совершении ДТП является приоритетной.

  Так вот, специально для праздника наш шинный центр предлагает новую коллекцию шин. Начните новый сезон - на новых колесах! Шины все здесь http://gepard.kz

В табл. 1 приводятся общероссийские данные по рас­пределению ДТП, погибших и раненых в этих происше­ствиях в 2014 г. по трем основным группам факторов вли­яния - по вине водителя, по причине технического отказа транспортного средства, по причине неудовлетво­рительных дорожных условий.


Данные табл. 1 позволяют сделать принципиальный вы­вод о том, что именно человеческий фактор является крити­чески слабым звеном в формировании автотранспортной аварийности, очевидно, в не последнюю очередь по причине слабой профессиональной подготовки водителей. Этот же вы­вод можно найти в этих работах.

Проанализируем структуру современной програм­мы подготовки водителей. Согласно Приказу № 1408 от

Таблица 1. Анализ причин возникновения ДТП с жертвами в РФ в 2014 г. [9]

Фактор влияния

Количество ДТП с жертвами в РФ, ед.

Количество погибших в ДТП, чел.

Количество раненых в ДТП, чел.

Абсолют.

значение

% от общего числа*

Абсолют.

значение

% от общего числа

Абсолют.

значение

% от общего числа

всего в рф в 2014 г.

199720

100

26963

100

251785

100

По вине водителя транспортного средства

175862

88,0

23143

85,8

230617

91,5

По причине технического отказа

1905

0,9

418

1,5

2714

1,0

По причине неудовлетворитель­ных дорожных условий

51573

25,8

7038

26,1

64795

25,7

* Примечание. Сумма % больше 100, т.к. у большинства ДТП было более одной причины.

Таблица 2. Структура Программ подготовки водителей категории «В» в СССР (до 1992 г.) и в РФ (2015 г.)*

Название дисциплины

Количество часов, отводимое Программой профессионального обучения на подготовку водителя категории В

в СССР (до 1992 г.)

в РФ в настоящее время

Всего часов

%

Всего часов

%

Устройство автомобиля

436

62,2

32

16,8

Основы законодательства в сфере дорож­ного движения

80

11,4

42

22,1

Основы управления транспортными сред­ствами

60

8,6

14

7,3

Основы экономики труда и производства

30

4,3

14

7,3

Психофизиологические основы деятель­ности водителя

14

2

12

6,3

Первая помощь при ДТП

8

1,1

16

8,4

Всего теоретический курс

В сумме 628

В сумме 89,6

В сумме 130

В сумме 68,2

Курс практического вождения

70

10

56

29,4

Экзамен

2

0,4

4

2,4

Всего часов на обучение

В сумме 700

100

В сумме 190

100

26.12.2013 г. типовая Программа профессионального обуче­ния водителей транспортных средств категории «В» долж­на составлять 190 часов и включать 130 часов теоретической подготовки и 56 часов практического вождения (еще 4 часа отводится на сдачу квалификационного экзамена). Надо от­метить, что в СССР (до 1992 г.) на обучение водителя кате­гории «В» отводилось 700 часов (628 часов теории, 70 часов практического вождения и 2 часа на экзамен). Структура дисциплин, преподаваемых в автошколах в советское вре­мя и сегодня, приведена в табл. 2. Количество практической нагрузки изменилось незначительно, однако теоретическая часть системы подготовки водителей претерпела существен­ные изменения. Условно расчасовка обучения изменилась следующим образом (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 показывает, что в последние годы не только значительно снизилось число часов, отводимых на подготовку водителей, но и изменилась сама структура Про­граммы подготовки. Возникает вопрос - насколько рациональ­но сегодня распределяется время на профессиональную под­готовку между дисциплинами в рамках того баланса времени, что сегодня отводится на обучение общественно опасному на­выку управления автомобилем?

Для ответа на этот вопрос был проведен социологиче­ский опрос среди следующих групп респондентов: «обуча­ющиеся в автошколах» (26 чел.), «автолюбители со стажем до 3х лет» (33 чел.), «автолюбители со стажем от 3х до 10 лет» (34 чел.), «автолюбители со стажем более 10 лет» (47 чел.), «работники автотранспортной отрасли» (53 чел.). Общее число респондентов составило 193 человека. Всем им было задано задание «Распределите, пожалуйста, важ­ность изучаемых в автошколе дисциплин в % от 100». Ре­зультаты опроса были обработаны в программе Statistica, распределение ответов респондентов по каждой группе опрашиваемых подчиняется нормальному закону. В каче­стве итогового ответа респондентов принималось значение математического ожидания процента степени влияния данной дисциплины.

Анализ данных табл. 3 позволяет увидеть интересную тен­денцию смещения акцентов в понимании важности различ­ных дисциплин при росте стажа управления автомобилем. В частности, в ходе анализа результатов исследования было за­мечено, что опытные водители в большей степени, чем начи­нающие, отмечают важность таких дисциплин, как «Основы управления транспортными средствами» и «Психофизиоло­гические основы деятельности водителя». При этом абсолют­но все водители отмечают приоритетную важность этих дис­

Таблица 3. Ответы респондентов о степени важности различных дисциплин, преподаваемых в автошколах (Математическое ожидание распределения ответов респондентов)

Название дисциплины

Важность дисциплин, в % от 100

Группа респондентов / Количество респондентов

Обучающиеся в автошколах /26 чел

Автолюбители со стажем до 3х лет / 33 чел.

Автолюбители со стажем 3-10 лет / 34чел.

Автолюбители со стажем бо­лее 10 лет / 47 чел.

Работники транспортной отрасли / 53 чел.

Устройство автомобиля

12,1

12,5

14,2

12,3

10,9

Основы законодательства в сфере дорожного движения

26,9

25,4

19,9

19,1

16,2

Основы управления транспортными средствами

18,4

23,3

24,2

25,4

26,7

Основы экономики труда и производства

13

5,2

7,9

6,2

6,7

Психофизиологические основы деятельности водителя

19,3

21,4

21,5

22,9

24,9

Первая помощь при ДТП

10,3

12,2

12,3

14,1

14,6

циплин относительно предмета «Основы экономики труда и производства». Однако данные табл. 2 позволяют понять, что сегодня эти дисциплины в учебном плане подготовки водите­ля категории «B» имеют практически одинаковый приоритет.

В целом, отмечены следующие тенденции изменения от­ношения респондентов к дисциплинам, преподаваемым в ав­тошколах.

1. Значимость дисциплины «Устройство автомобиля» растет с увеличением опыта вождения, достигая своего макси­мума у водителей со стажем от 3 до 10 лет, затем снижается.

2. Постепенное снижение важности дисциплины «Осно­вы законодательства в сфере дорожного движения», непосред­ственно связанной с изучением правил дорожного движения, обуславливается недооценкой Правил у водителей с высоким стажем, что является следствием накопленного опыта в части практического вождения на дорогах.

3. Случайность распределения значений оценки важ­ности дисциплины «Основы экономики труда и произ­водства» говорит о ее узкой спецификации, необходимой людям, непосредственно работающим на предприятии во­дителями или лицами, связанными с дорожным движени­ем. Для всех остальных данная дисциплина, очевидно, не очень важна.

4. По мере увеличения общего стажа управления автомо­билем респонденты в большей степени отмечали значимость дисциплины «Психофизиологические основы деятельности водителя».

5. Понимание важности навыков в оказании первой по­мощи при ДТП также растет параллельно росту стажа управ­ления автомобилем.

С учетом вышесказанного необходимо резюмировать сле­дующее.

1. Структура распределения времени на изучение дисци­плин Программы профессионального обучения на подготовку водителя категории «В» все еще является не оптимальной.

2. При сохранении общей суммы часов на теоретиче­скую подготовку водителя категории «В» в размере 130 часов, целесообразно было бы несколько уменьшить число часов на изучение Устройства автомобиля (до 20 часов) и Основ эко­номики труда и производства (до 8 часов). 18 сэкономленных часов необходимо распределить между дисциплинами «Ос­новы управления транспортными средствами» и «Психофи­зиологические основы деятельности водителя», доведя коли­чество часов по каждой из этих дисциплин до 22 часов.

3. Повышение объема и качества подготовки водителей категории «В» именно по этим двум дисциплинам является залогом роста квалификации водителей и повышения без­опасности дорожного движения.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика