Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международные стандарты в сфере обеспечения права граждан на экологическую информацию
Научные статьи
21.10.15 11:14


Международные стандарты в сфере обеспечения права граждан на экологическую информацию

alt
Болтанова Е. С.
alt
Мельникова В. Г.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Болтанова Е. С., Мельникова В. Г.
8 87 2015
В статье рассматриваются международные нормы, определяющие механизмы реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и участие общественности в принятии экологически значимых решений, и анализируются пути повышения эффективности реализации рассматриваемых прав в условиях развития информационного общества, повышения уровня открытости органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание информационного общества на основе эффек­тивного диалога органов власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом является условием обеспечения экологических прав граждан. Сформи­ровать информационное общество невозможно силами одних только органов государственной власти, а также исключительно путем создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развивая соответствующие сервисы в различ­ных областях общественной жизни. Требуется вовлечь институ­ты гражданского общества в совместную работу по формирова­нию и развитию информационного общества (См.: Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 г. № 93-р).

Важно отметить, что согласно десятому принципу Де­кларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и разви­тию (г. Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.) «экологические вопро­сы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. Государства развивают и поощряют информирован­ность и участие населения путем широкого предоставления информации». Соответствующие положения закреплены также в Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в про­цессе принятия решений в области охраны окружающей сре­ды (приняты в г. Софии 23.10.1995 г. - 25.10.1995 г.).


 

  В целях обеспечения права на получение достоверной, быстрой, своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участ­ников СНГ был принят Модельный закон о доступе к экологи­ческой информации (принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 г. Постановлением 10-7). В данном законе дается легальное опре­деление экологической информации, суть которого сводится к тому, что это та информация, которая затрагивает экологи­ческие права граждан и их законные интересы в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасно­сти. Здесь можно привести слова С. А. Боголюбова: «Информа­ционные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав».

  На международном уровне права на экологиче­скую информацию и участие в принятии экологически значимых решений получи­ли детальную проработку в Орхусской конвенции, к ко­торой Российская Федерация не присоединилась, но, как отмечает О. Л. Дубовик, «тем не менее, ввела подавляющее большинство ее положений в федеральное законодательство». С учетом существующих наме­рений России по расширению международного экологического сотрудничества такие действия («опережающего нормотворче­ства») можно только приветствовать.

Право на получение достоверной информации о состо­янии окружающей среды закреплено в Конституции РФ (ст. 42), в ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружаю­щей среды». Соответственно, в нормативно-правовых актах Российской Федерации на уровне принципов имплементи­рованы международные стандарты в сфере прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды и на участие граждан в принятии экологически значимых решений. Необ­ходима более детальная регламентация в отечественном зако­нодательстве механизмов реализации рассматриваемых прав с учетом современных возможностей, обусловленных в том числе уровнем развития информационных технологий. Орга­ны государственной власти должны обеспечивать на регуляр­ной основе сбор, обновление и опубликование необходимой экологической информации. Государства должны принимать меры не только по повышению уровня транспарентности сво­их систем экологической информации, но и по повышению их актуальности.

В настоящее время одной из острых для юридической на­уки задач является разработка положений, позволяющих соз­дать нормативно-правовую базу для результативной системы информационного взаимодействия государства, предпринима­тельского сообщества, гражданского общества, на основе инфор­мационной открытости деятельности публичных органов и рав­ного доступа граждан к экологической информации, к участию в принятии экологозначимых решений. Развитие механизмов электронной демократии, открытых данных, информационной обеспеченности публичных слушаний и иных процедур приня­тия решений публичными органами с участием населения (в т.ч. с учетом его мнения) позволяет повысить эффективность госу­дарственного и муниципального управления, свидетельствует о «прозрачности» деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения охраны природы и рационального использо­вания ее компонентов, говорит о стране как о демократическом, правовом и социальном государстве, а также позволяет решать иные стоящие перед государством и обществом задачи.

В России взят курс на доступность, информационную от­крытость органов государственной власти и органов местного самоуправления, но в настоящее время правовое регулирова­ние в данной сфере несколько фрагментарно. Пока определя­ются общие концептуальные рамки повышения информаци­онной открытости органов государственной власти и местного самоуправления и «делаются первые шаги» по применению указанных механизмов для реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду, а также смеж­ных прав, законных интересов в экологической сфере.

Информационно-технические (в какой-то степени) ме­роприятия требуют правового опосредования и закрепления их процедур в нормативных правовых актах, что обеспечит их последовательное и безошибочное внедрение на практике. В настоящее время необходимо комплексное изучение и обеспе­чение согласованности информационного и экологического законодательства на основе системного подхода к правовому регулированию информационной открытости органов госу­дарственного управления в сфере охраны окружающей среды, механизмов принятия экологозначимых решений, обеспечи­вающих участие представителей общественности, информа­ционного взаимодействия для удовлетворения различных ин­тересов в сфере экологии.

В то же время принятые ХХ в. нормативные правовые акты в сфере экологии не всегда способны обеспечить инфор­мационные потребности общества в XXI в. Между тем, в Кон­цепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента от 28.06.1993 г. № 966, было констатиро­вано, что стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократиче­ского правового государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - фор­мирования в России единого информационно-правового про­странства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина.

    В силу высокой значимости для общества экологиче­ской информации, заинтересованности граждан в сохране­нии благоприятной окружающей среды в теоретическом и практическом плане необходимо разработать механизмы широкого информирования общественности о планах ор­ганов государственной власти, местного самоуправления, принимаемых ими решениях, обеспечить их публичное обсуждение и дальнейший мониторинг правоприменения. Существующие в настоящее время способы участия обще­ственности (при проведении общественной экологической экспертизы, осуществлении общественного экологическо­го контроля, участии общественности в ОВОС и др.) были включены в законодательство в 1990-х годах и могут быть значительно усовершенствованы с внедрением современных информационно-правовых технологий. В частности, одним из направлений совершенствования механизма реализации права граждан на получение достоверной информации о со­стоянии окружающей среды может стать развитие практи­ки размещения такой информации органами государствен­ной власти в формате «открытых данных». Государственные органы располагают значительными объемами данных о со­стоянии окружающей среды, и размещение их в формате отрытых данных, своевременное обновление и доступность машинной обработки позволят коренным образом повы­сить доступность таких данных для граждан и обеспечить к ним оперативный доступ.

В настоящее время в науке параллельно ведутся отдель­ные исследования по самостоятельным направлениям: пред­ставителями административного и информационного права изучаются механизмы совершенствования системы государ­ственного и муниципального управления, в т.ч. в части ин­формационной открытости, представителями экологического права - механизмы правового обеспечения прав граждан на доступ к экологически значимой информации, на участие в принятии экологически значимых решений. Сегодня суще­ствует потребность в объединении усилий представителей различных направлений для системного исследования с уче­том отечественного и международного опыта возможных информационно-правовых механизмов и инструментов в экологической сфере с целью предложения законодателю и правоприменителю их общей концепции и отдельных видов. Такие механизмы должны обеспечивать свободный (откры­тый) и равный доступ граждан к актуальной, своевременной экологической информации, активное вовлечение граждан и общественных объединений в реализацию экологической по­литики (путем обсуждения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих экологические права граждан, участия в общественных структурах при органах власти и др.), в при­нятие экологозначимых решений.

экологическое право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика