Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Исторический очерк развития прокуратуры как органа прокурорского надзора в РФ
Научные статьи
26.10.15 11:53

вернуться

Исторический очерк развития прокуратуры как органа прокурорского надзора в РФ


alt
Заидова М. У.


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Алиев Х. О., Заидова М. У.
8 87 2015
Основателем прокуратуры в России является Петр I. датой учреждения прокуратуры России является 12 января 1722 г. С тех пор произошли существенные изменения в организации и деятельности прокуратуры, менялся статус прокуратуры.

12 января 2015 г. исполнилось 293 года с момента учреж­дения в России государственного надзорного органа - проку­ратуры. На всем протяжении исторического становления и развития российской прокуратуры ее статус претерпевал су­щественные изменения.

Истории становления и развития прокуратуры посвяще­но значительное количество научных работ, как специально изучающих настоящую проблему, так и рассматривающих ее в качестве составной части других проблем. При этом обра­щает на себя внимание тот факт, что из опыта прежней цар­ской прокуратуры в советскую прокуратуру ничего перенести нельзя, так как эти прокуратуры имели принципиальные раз­личия в своей организации, принципах построения, целях, за­дачах и деятельности. Правовая природа дореволюционной и советской прокуратуры была разной. Поэтому большинство работ по истории прокуратуры освещало ее советский период.


 

    Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ей совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в об­щественных отношениях, государственном устройстве. Петр I, искавший пути и средства ускорения преобразований, при­шел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспоряд­ков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». С этой целью Указом от 5 марта 1712 г. была учреждена долж­ность генерал-фискала, который должен был «тайно проведы­вать, доносить и обличать». Модель такой должности и служ­бы была заимствована в Швеции. Однако сам Петр I вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в Рос­сии был основан государственно-правовой институт прокура­туры во главе с назначаемым государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Переход функций фи­скалов к прокуратуре объясняется присущими институту фи- скалитета недостатками. Впервые эту точку зрения высказал в конце XIX в. известный юрист Н. В. Муравьев.

При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усиления роли других институ­тов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий. В последующем, в период правления Анны Ио­анновны, произошло существенное развитие вертикали про­курорской власти.

В средине XIX в. правительство Росси осознало, что суще­ствующая судебная система себя изжила и становится тормо­зом общественного развития. В конце 430-х годов начинается усиленная разработка нового процессуального законодатель­ства. В Судебных уставах 1864 г. прокуратура определялась как орган судебного надзора. Судебные уставы ограничили функ­ции прокуратуры только «делами судебного ведомства», где прокуроры должны были осуществлять надзор за дознанием и следствием, надзор за исполнением законом при рассмотре­нии дел в судах, надзор за исполнением приговоров и реше­ний судов3. Прокуратура строилась на принципах единонача­лия и подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим.

    После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. Надзор за законностью в данный пери­од времени в той или иной мере осуществляли: ВЦИК, СНК, РКИ, НКЮ и его местные органы. В конце 1921 - начале 1922 г. по инициативе В. И. Ленина НКЮ РСФСР было подготовлено и вынесено на рассмотрение сессии ВЦИК Положение о про­куратуре, которое не было воспринято единодушно. Статус вновь образуемой прокуратуры воспринимался неоднознач­но. В частности, были сильные высказывания против центра­лизации от местных органов власти. Но данные противоречия были преодолены благодаря усилиям В. И. Ленина, который обратился в Политбюро с известным письмом «О двойном подчинении и законности».

28 мая 1922 г. было утверждено Положение о прокурор­ском надзоре, на основе которого российская прокуратура вновь обрела широкие надзорные полномочия. Органы про­куратуры были включены в состав юстиции. Прокуратуру ре­спублики возглавил Народный комиссар юстиции.

20 июня 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была образована Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря 1933 г. ут­верждено Положение о Прокуратуре СССР, которым упразд­нялась Прокуратура Верховного Суда СССР. В годы Великой Отечественной войны статус прокуратуры не претерпел ни­каких серьезных изменений и оставался прежним. 24 мая 1955 г. указом Президиума Верховного совета СССР утверж­дено новое положение о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым прокурорская система объявлялась централизованной системой органов во главе с Генеральным прокурором СССР. Провозглашался независимый статус про­куратуры.

В Конституции СССР 1977 г. регламентации организации и деятельности прокуратуры была посвящена целая глава. Здесь закреплялось подчинение всех органов прокуратуры Ге­неральному прокурору СССР, определялось, что Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры осущест­вляют высший надзор за законностью, провозглашался неза­висимый статус прокуратуры от местных властей. На основа­нии данной Конституции Верховным советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О прокуратуре СССР». Данный за­кон четко определил полномочия прокуроров по отдельным отраслям прокурорско-надзорной деятельности.

Поворотным пунктом в истории органов прокурату­ры явилась реализация Постановления Верховного Совета РСФСР «Об образовании единой системы органов прокурату­ры РСФСР». В соответствии с декларацией о государственном суверенитете РСФСР и со ст. 176 и 179 Конституции РСФСР на базе действовавших на территории России органов прокура­туры начал создавать единую систему органов прокуратуры, подчиненную Генеральному прокурору РСФСР. С этого мо­мента Прокуратура СССР как самостоятельный государствен­ный орган перестал существовать. Заметно ухудшилось каче­ство раскрываемости и расследования преступлений.

Был принят Закон РФ «О прокуратуре Российской Феде­рации», который начал действовать с 18 февраля 1992 г. Этот закон трансформировал содержание и назначение прокурор­ского надзора в уголовном и гражданском судопроизводстве, отводя прокурорам роль «стороны» при рассмотрении суда­ми уголовных и гражданских дел, одновременно сохраняя за прокурорами право опротестовывать незаконные и необосно­ванные судебные решения. Особое внимание в Законе уделя­лось правозащитной роли прокуратуры.

В Конституции РФ 1993 г., в отличие от ранее действовав­шей, не стало главы о прокуратуре. Генеральный прокурор РФ не был включен в конституционный перечень субъектов зако­нодательной инициативы.

    В принятом в 1995 г. в новой редакции ФЗ «О прокурату­ре Российской Федерации» подчеркивалось, что органы про­куратуры образуют единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющую надзор за исполнением действующих на ее территории законов. В нее была включена отдельная глава, посвященная регламентации надзора за со­блюдением прав и свобод человека и гражданина. Предусмо­трена функция координации деятельности правоохранитель­ных органов по борьбе с преступностью. С 1999 г. в качестве самостоятельного направления прокурорской деятельности провозглашен надзор за исполнением законов судебными приставами. Предусмотрено такое правовое средство проку­рорского надзора, как предостережение о недопустимости на­рушения закона. Произошли немаловажные законодательные изменения, которые характеризуют уже современное состоя­ние прокурорского права и прокурорского надзора в России.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика