Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ведомственное регулирование противодействия коррупции прокуратурой Российской Федерации
Научные статьи
26.10.15 12:09

вернуться

Ведомственное регулирование противодействия коррупции прокуратурой Российской Федерации


alt 
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Чечко О. Л.
8 87 2015
Настоящая статья посвящена изучению ведомственных нормативных актов прокуратурроссийской федерации в сфере противодействия коррупции. основное содержание исследования составляет анализ совершенствования приказов Генеральной прокуратуры российской федерации параллельно с развитием законодательства в указанной области. Автор приходит к выводу о том, что ведомственные нормативные акты прокуратуры российской федерации в сфере противодействия коррупции принимаются оперативно и отвечают требованиям действующего законодательства.

Принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норма­тивных правовых актов» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за корруп­цию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» стало важным шагом Рос­сийской Федерации по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции4 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицирован­ных в 2006 г.

Перечисленные законы дали определение термина «кор­рупция», задали основные направления имплементации по­ложений международных актов в российское законодатель­ство, создали эффективный инструмент профилактики и раннего пресечения коррупционных правонарушений (анти­коррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов).


Вместе с тем, каким бы эффективным ни было законо­дательство, его реализация невозможна без ведомственных нормативных актов. Государственные органы, в полномочия которых не входит борьба с коррупцией, издавали норматив­ные акты, направленные на профилактику коррупции внутри самого органа.

В настоящей статье мы рассмотрим прокуратуру Рос­сийской Федерации как орган, осуществляющий противодей­ствие коррупции как в форме профилактики коррупции, так и в форме борьбы с коррупцией.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федера­ции от 01 октября 2008 г. № 196 «О совершенствовании органи­зации прокурорского надзора за исполнением законодатель­ства о противодействии коррупции» стал первым системным ведомственным нормативным актом прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции. Он был издан во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2010—2011 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. Пр-1568. Так вот, получить простую электронную подпись для обращения за предоставлением госуслуг можно непосредственно у государственного или муниципального органа либо подведомственным им организациям, электронная подпись на госуслугах на сайте http://rosreport.ru

Необходимо отметить, что прокуратура Российской Фе­дерации и до 2008 г. имела внутренние нормативные право­вые акты, направленные на противодействие коррупции. В качестве примеров можно привести указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 1996 г. № 49/7 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорско­го надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе» и от 12 августа 1996 г. № 50/7 «О дополнительных мерах органов прокуратуры по обеспече­нию дисциплины в системе государственной службы», а так­же Приказ Генеральной прокуратуры от 28 марта 2007 г. № 53 «Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законо­дательства о государственной и муниципальной службе».

Несмотря на наличие ранее изданных ведомственных нормативных актов, именно Приказ № 196 можно считать от­правной точкой в развитии такого направления прокурорской деятельности, как противодействие коррупции. Именно в нем нашли отражение все возможности прокуратуры в данной сфере.

Приказом было обозначено приоритетное направление прокурорской деятельности — прокурорский надзор за испол­нением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики и координация деятельности правоохранительных органов в этой сфере, что определило содержание документа.

Роль прокуратуры как координатора деятельности по противодействию коррупции прослеживается во всех раз­делах Приказа № 196. Так, Управлению Генеральной проку­ратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции поручено ко­ординировать деятельность подразделений Генеральной про­куратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предус­мотренных Национальным планом противодействия корруп­ции; прокурорам субъектов Российской Федерации, прирав­ненным к ним прокурорам специализированных прокуратур необходимо было активизировать работу координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых обсуждать актуальные проблемы правопримени­тельной практики по борьбе с коррупцией; прокурорам го­родов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур было поручено сформировать из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов постоянно действующие ра­бочие группы, на заседаниях которых рассматривать ход ре­ализации соответствующих мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Отдельно выделена обязанность прокуроров всех уровней повысить эффективность надзорных мероприятий в сфере противодействия коррупции, в том числе при проверке заку­пок для государственных и муниципальных нужд и государ­ственных оборонных заказов. Кроме того, прокуроры субъек­тов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны средствами про­курорского надзора добиваться возмещения причиненного ущерба, в том числе подавать заявления в арбитражный суд.

    В приказе также нашла отражение задача прокуратуры Российской Федерации по систематической оценке нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности с использованием разработанных в Генеральной прокуратуре Российской Федерации соответствующих Мето­дических рекомендаций.

Вместе с тем необходимо отметить, что на момент изда­ния Приказа № 196 отсутствовали законодательно закреплен­ные определения понятий «коррупция» и «противодействие коррупции», не определены были полномочия различных органов по проведению антикоррупционной экспертизы нор­мативных актов и их проектов, пределы проведения такой экспертизы, отсутствовал перечень коррупциогенных факто­ров. Это порождало определенные сложности в правопри­менительной практике. Например, не была законодательно закреплена обязанность государственных и муниципальных органов по предоставлению проектов нормативных актов для проведения оценки на коррупциогенность.

Закономерным следствием стало издание Приказа Гене­ральной прокуратуры Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализа­ции национальной стратегии противодействия коррупции», который основывался уже не только на Указе Президента Рос­сийской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Националь­ной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы», но и на Федеральном законе «О противодействии коррупции» и Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных право­вых актов».

В нем нашли отражение основные тезисы президентско­го указа, были реализованы главные поручения Президента, а также учтены положения указанных Федеральных законов.

В Приказе № 209 акцентировано внимание на участии в работе российской делегации в Группе государств против кор­рупции (ГРЕКО), способствовании реализации выработанных ею рекомендаций, а также проведении работы по обеспече­нию имплементации положений Конвенции ООН против коррупции. Подобный подход вполне обоснован, так как уве­личение потока иностранных инвестиций обозначило транс­национальность такого явления, как коррупция.

    Расширение законодательной базы в сфере противодей­ствия коррупции, в том числе принятие Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь сче­та (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами террито­рии Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться ино­странными финансовыми инструментами», Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещаю­щих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также издание Указа Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы», потребо­вало дальнейшего совершенствования ведомственных норма­тивных актов.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федера­ции от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации прокурорско­го надзора за исполнением законодательства о противодей­ствии коррупции» является действующим ведомственным нормативным актом прокуратуры в сфере противодействия коррупции. Новеллами данного Приказа являются положе­ния о надзоре за исполнением требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера; о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Россий­ской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

В заключение статьи хотелось бы вернуться к вопросу проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федера­ции от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведе­ния антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»16 стал специализированным внутренним актом в этой области. Он установил организационные основы проведения прокуратурой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, форму и содержание требования об измене­нии нормативного правового акта с целью исключения вы­явленных коррупциогенных факторов, порядок обращения с указанным требованием в орган, издавший нормативный акт, а в случае отклонения требования — порядок обращения в суд с соответствующим заявлением.

Помимо этого Приказ № 400 обязал прокуроров в пре­делах своих полномочий инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления про­цедуры представления в органы прокуратуры для соответству­ющей проверки принятых нормативных правовых актов.

Вместе с тем Приказ № 400 установил сроки рассмотрения на предмет коррупциогенности актов федеральных органов и их должностных лиц, актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также необходимость взаимодействия с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность.

В рамках Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации» антикоррупционную экспертизу норма­тивных правовых актов и их проектов можно рассматривать как элемент надзора за исполнением законов, при этом как весьма действенный элемент.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в силу спец­ифики деятельности и полномочий, прокуратура Российской Федерации имела ведомственные нормативные акты в области противодействия коррупции и до создания законодательной базы в этой сфере. Усиление внимания законодателя к пробле­ме противодействия коррупции было с готовностью принято Генеральной прокуратурой Российской Федерации, что выра­зилось в своевременном издании соответствующих внутрен­них нормативных актов.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика