Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Отражение права на высшее образование в современной государственной образовательной политике
Научные статьи
28.10.15 14:21

вернуться

Отражение права на высшее образование в современной государственной образовательной политике

alt 
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Нестерчук О. А.
8 87 2015
В статье рассматриваются направления расширения прав на получение образования в контексте государственной политики развития высшей школы. в качестве условий соблюдения таких прав выделяется комплексная реализация и оптимизация непрерывности, доступности, качества, кадрового обеспечения высшего образования.

Реальность такова, что современная образовательная по­литика в области высшего образования наряду с позитивны­ми опытом, традициями и имеющимся административным и исполнительным потенциалом несет в себе противоречия и недостатки, которые не полностью обеспечивают ее соот­ветствия растущим потребностям человека и запросам обще­ства, нарушая при этом право на образование граждан.

С целью повышения конкурентоспособности системы высшего образования на рынке образовательных услуг зна­чимым является расширение прав населения на получение высшего профессионального образования. Так вот, подарок должен быть в упаковке, ведь упаковка - предметы, материалы и устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров и сырья к перемещению и хранению(тара). Роль упаковки: Дизайн упаковки играет очень важную роль для конечного потребителя, дизайн упаковки на сайте http://www.style-you.ru

Отсутствие или ограничение права на получение высше­го образования в обществе и сознании конкретного человека выступает одной из причин того, что именно здесь начина­ется «пробуксовывание» концепции и практики политики подготовки профессиональных кадров в вузах. Причины это­го заключаются в концептуальном, организационном, каче­ственном и кадровом несовершенстве сложившейся практи­ки функционирования образовательной политики.


 

Осуществление прав человека на получение высше­го образования в государственной образовательной си­стеме складывается из совокупности ее компонентов, а также взаимосвязи между ними: политическое руковод­ство - управление образованием, органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, подведомственные организации и высшие учебные учреждения; обеспечение учебного про­цесса - нормативно-правовые документы, методическое обеспечение, безопасность образования, финансирование образования, материально-техническая база; политиче­ская деятельность государственной системы управления высшим образованием - проектно-программная, научно­инновационная, воспитательная, государственные услуги, социальная защита ППС и студенчества, международное сотрудничество, конкурсы, тендеры, выставки; обратная связь с населением.

С учетом современных требований населения к системе высшей школы расширение прав на получение образования в контексте государственной политики развития высшей

школы следует формировать по следующим основным на­правлениям:

- создание оптимальных условий для доступности каче­ственного непрерывного образования;

- создание оптимальных условий для доступности выс­шего образования;

- создание оптимальных условий для повышения и под­держания высокого качества высшего образования;

- создание эффективной кадровой политики в системе высшего образования.

При создании условий для непрерывного образования показательным является то, что в настоящее время во всех развитых странах мира непрерывное образование - это ос­новное стратегическое направление образовательной поли­тики в развитии государства.

В России в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «од­ной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному со­вершенствованию, переобучению и самообучению, профес­сиональной мобильности, стремление к новому»1 как компе­тенции инновационной деятельности.

    Первой задачей государственной программы Россий­ской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. так­же является «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человече­ский потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Россий­ской Федерации». С учетом зарубежного и отечественного опыта под созданием оптимальных условий для доступности качественного непрерывного образования следует понимать, с одной стороны, создание образовательных условий для по­стоянного профессионально-личностного и карьерного ро­ста, с другой - создание системы интерсубъектного взаимо­действия институтов образования, а также вузов и различных предприятий, фирм, организаций как механизма непрерыв­ного образования, обеспечение равновесия между традици­онным и инновационным содержанием, видами формами и технологиями образования, типами образовательных уч­реждений, достижение целостности учебно-воспитательного процесса на различных образовательных уровнях.

Следующим важным направлением при расширении прав на получение образовательных услуг является создание оптимальных условий для доступности высшего образова­ния.

В Федеральном законе «Об образовании» доступность высшего профессионального образования показывается как создание социальной поддержки и стимулирование обучаю­щихся, а Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года4 одной из стратегических целей обе­спечения национальной безопасности в сфере образования определяет доступность конкурентоспособного образования как фактор повышения социальной мобильности, уровня профессионального образования населения, профессиональ­ных качеств кадров высшей квалификации.

Кроме того, политика доступности образования в целях объективности подразумевает полное информирование уча­щихся, абитуриентов, студентов о реальной востребованно­сти специалистов на рынке труда, о качестве получаемого об­разования, введение и проведение единого государственного экзамена.

В целях соблюдения социального равенства реализуется комплекс социально-экономических мер по обеспечению до­ступности образования, а именно создание системы государ­ственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать высшее профессиональное образование, по­следовательное увеличение суммарной величины академи­ческой и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для об­учающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем, отсрочки от призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпуск­никам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.

В Порядке приема граждан в имеющие государствен­ную аккредитацию образовательные учреждения высше­го профессионального образования политика доступности высшего образования выражается предоставляемыми воз­можностями поступления в вузы для различных категорий абитуриентов. Так, на внеконкурсной основе при успешной сдаче вступительных экзаменов зачисляются в вуз категория абитуриентов социально-незащищенных, детей-инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по контрак­ту, а для граждан с ограниченными возможностями в рамках доступности получения образования определены особенно­сти проведения вступительных испытаний.

Доступность образования также реализуется и в системе дистанционного образования, одной из целей которой в со­ответствии со Стратегией инновационного развития Россий­ской Федерации на период до 2020 года «предусматривает­ся развитие механизмов непрерывного образования на базе сети Интернет».

В Концепции долгосрочного социально-экономическо­го развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегическая цель государственной политики в области образования определяется как «повышение доступности ка­чественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потреб­ностям общества и каждого гражданина».

Политика доступности в сфере образования, с одной стороны, представлена как обеспечение равных условий до­ступа «государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и му­ниципальному финансированию». С другой, доступность рассматривается через повышение качества образования, формирование механизмов его оценки и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, инноваци­онное развитие и модернизацию системы высшей школы.

Так в Федеральной целевой программе развития обра­зования на 2011-2015 гг. повышение качества образования рассматривается как основа создания российской конкурен­тоспособной образовательной системы. Для решения одной из программных задач «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» определяются контрольно-измерительные мероприятия.

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. дополняет и уточня­ет содержание формирования современной системы оценки качества образования, которое должно осуществляться «на основе принципов открытости, объективности, прозрачно­сти, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение националь­ной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в междуна­родных сопоставительных исследованиях качества образова­ния и создание инфраструктуры по выработке решений поповышению качества образования на основе результатов уча­стия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования».

Создание оптимальных условий повышения качества профессионального образования включает следующие со­ставляющие: взаимодействие с представителями бизнеса, промышленных, социальных отраслей, для которых готовят­ся специалисты, усовершенствование содержания и решение проблем высшего профессионального образования; интегра­ция образовательной, научной и практической деятельности; создание объективной независимой системы контроля за ка­чеством получаемых знаний; развитие системы дистанцион­ного образования; оптимизация непрерывного образования; дифференциация системы высшего образования; разработка и внедрение современных методов рейтингования образова­тельных учреждений высшего профессионального образова­ния.

Политика повышения качества высшего образования взаимосвязана с кадровой политикой в области высшего об­разования, которая формируется через отношение государ­ства к решению проблем повышения уровня профессиона­лизма преподавательского состава в рамках материального стимулирования и оптимизации системы повышения квали­фикации.

Кроме того, важно отметить, что для сопровождения расширения прав на высшее образование в целях оптимиза­ции государственной политики необходимо:

- взаимодействие между образовательными учрежде­ниями и учреждениями науки, культуры, промышленными предприятиями. Инициирование системой образования формирование регионального заказа на специалиста;

- превращение образовательной деятельности в реально протекающий исследовательский процесс сотворчества пе­дагога и учащегося;

- осуществление подготовки педагогических кадров, вос­питанных на понимании социокультурных традиций, спо­собных сочетать педагогическую и научно-производственную деятельность;

- формирование общественного мнения о приложении личных усилий при получении образования как основы и не­обходимости не только для дальнейшего карьерного роста в профессиональной деятельности, но и повышения благосо­стояния общества, конкурентоспособности государства;

- создание позитивных социальных установок и стере­отипов у населения в отношении системы высшей школы с помощью СМИ.

Перечисленные задачи позволят сформировать инстру­ментально-функциональную ценность образования, при этом для их решения ведущая роль принадлежит властным структурам, СМИ, деятелям образования и культуры.

Таким образом, перечисленные линии воздействия на расширение и ограничение права на получение образова­ния сами по себе являются достаточно традиционными ак­тивными и существенными характеристиками не только по­литики в области высшего образования, но и современного государства. Даже их формальное наличие позволяет опре­делить, отвечает образовательная политика общественным и

государственным требованиям, потребностям в современных условиях или нет. Однако только комплексная реализация этих политических направлений на практике может сделать образовательную политику эффективной для собственных граждан и социальных групп.

    Право и образование


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика