Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA

НИКОЛАС РОБИНСОН:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА

Интервью с профессором Юридической школы им. Элизабет Хауб Университета Пейса (США, Нью-Йорк).


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Структура философии права
Научные статьи
30.10.15 11:06

вернуться

Структура философии права

alt 
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Атаева П. А.
8 87 2015
В данной статье рассмотрены проблемы толкования структуры философии права, рассмотрены концепции философии права, разработанные с позиций юриспруденции, при всех их различиях. автор поднимает такие проблемы, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей.

В цивилизованном обществе право представляет собой форму общественных отношений. Эта форма должна регу­лировать фактические общественные отношения в рамках го­сударства. Сущность права раскрывается через единство трех его принципов: право как формальное равенство, право как свобода, право как справедливость. В обществе равенство, сво­бода и справедливость могут иметь только правовой характер (всеобщий и равный для всех). Философия права или право­вая философия — раздел философии и юриспруденции, ко­торый занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и зна­чимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

В концепциях же философии права, разработанных с по­зиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры ис­следования. Его философский профиль здесь не задан фило­софией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении.


 

Отсюда и преимущественный интерес к таким пробле­мам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философ­ского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

Философия права — это одно из фундаментальных поня­тий европейской культуры.

По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие ос­новные разделы:

1) онтология права, в которой исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его су­ществования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; без четкого уяснения онтологической природы пра­ва, смысла и содержания понятия правовой реальности, зна­ния основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом;

2) антропология права, в которой рассматриваются ан­тропологические основы права, понятие «правовой человек»,

права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современ­ном обществе, права человека в конкретном социуме, соотно­шение личности и права и т.д. В рамках такого раздела, как правовая антропология, рассматриваются вопрос об общем критерии правомерности, антропологические основы право­порядка в целом и прав человека в особенности;

3) гносеология права, в которой исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины;

4) аксиология права, в которой исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценно­сти (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современ­ной правовой реальности. К сфере интересов правовой акси­ологии также иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом ми­ровоззрении;

5) в структуре философии права можно выделить и при­кладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государствен­ность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного прав и других отраслей права.

Философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках об­щей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дис­циплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

Идея общего блага появляется в античном обществе. Ее выразителями были Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон. Развивали эту концепцию и в средние века (Фома Аквинский, Гуго Гроций). Античные мыслители полагали, что политика является наукой о высшем благе человека и государства (по­лис). Государство является высшей формой общения людей. В нем человек достигает своей высшей цели, которой являет­ся благая жизнь. В государстве представлено высшее благо и справедливость, выражающие политическую природу челове­ка. Все это носит естественно-правовой характер. Общее благо коренится в естественном праве и является выражением есте­ственно-правовой справедливости. Государство является спра­ведливым с позиций естественного права способом выраже­ния и защиты блага всех членов социума, воплощением того, что есть справедливость и право. В государстве общее благо всех и благо каждого оказывается одним и тем же. Для реа­лизации этой концепции нужны общая власть (государство) и общеобязательные законы (соответствующие требования естественного права и справедливости). Фома Аквинский в со­чинении «Сумма теологии» утверждал, что закон должен вы­ражать общее благо всех членов общества. Гуго Гроций отме­чал в работе «О праве войны и мира», что государство является совершенным союзом свободных людей, заключенным ради соблюдения права и общей пользы. В работах «Оправдание добра» и «Критика отвлеченных начал» В. С. Соловьев писал, что задача правового государства заключается в осуществле­нии наибольшей общей пользы. Для этого государство долж­но возвышаться над всяким личным интересом, заботиться о пользе всех одинаково, то есть обеспечивать справедливость. Он доказывал необходимость того, чтобы свобода других, не­зависимо от ее личного признания индивидом, всегда могла на деле ограничивать свободу индивида в равных пределах со всеми. Это требование принудительной справедливости, по­лагал он, привносится из идеи общего блага или обществен­ного интереса. Реализация естественного права в позитивном праве может быть выражена, по мнению В. С. Соловьева, следующим образом: «Право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага».

Общее благо, государство и законы - необходимые фор­мы выражения природы человека как социального (полити­ческого) и разумного существа. Общая социальность и раз­умность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свободу и равенство людей как членов данного социального целого, как субъектов этого общего правопоряд­ка. Общее благо - правовая модель выявления, согласования и признания различных противоречивых интересов членов общества как их блага, возможного с точки зрения единой для всех правовой нормы. Лишь согласованные на основе этой нормы различные интересы могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. Общее благо выражает объ­ективно необходимые всеобщие условия для возможного со­вместного бытия всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым - всеобщие усло­вия для выражения и защиты блага каждого.

Нередко при этом в поле философского анализа оказы­ваются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традицион­ной юриспруденции, такие, например, как: понятийный ап­парат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказа­тельства, иерархия источников позитивного права, совершен­ствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, за­конодательство и правоприменительный процесс, правосубъ­ектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, при­рода вины и ответственности, проблемы преступности, смерт­ной казни и т. д.

Философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологическо­го и аксиологического характера как в плане междисципли­нарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Таким образом, право как сфера человеческой деятельно­сти тесно связано с философией. Фундаментальные проблемы права, такие как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейши­ми философскими проблемами, а их решение уходит своими корнями в решение основных философских вопросов о сущ­ности человека и смысле его жизни, об онтологической струк­туре мира и способах его познания. Право, таким образом, по самому своему духу «философично», оно представляет собой «философию на практике», что, соответственно, предполагает и «философию в теории», роль которой и выполняет фило­софия права.

В русле такого подхода в Европе утвердились идеи всеоб­щей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждае­мых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и государства. Круг лиц, на которых распространялась концеп­ция общего блага, исторически изменялся. В Новое время, со становлением национальных суверенных государств, этот круг ограничивался рамками отдельных государств. На лиц, вхо­дивших в этот круг, распространялся принцип формального равенства и единство правопорядка. Современная интеграция европейских обществ в рамках Европейского союза также осу­ществляется на основе концепции общего блага. Но это уже новый, наднациональный способ интеграции и обеспечения общего блага.

Философия права



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика