Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экология как философия выживания в XXI веке
Научные статьи
30.10.15 11:17

вернуться

Экология как философия выживания в XXI веке

alt
Белоногов Г. Е.
alt
Бондаренко А. В.
alt
Лукиянов М. Ю.
 
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Белоногов Г. Е., Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю.
8 87 2015
В статье рассматривается связь между экологическими и социальными проблемами современной цивилизации. актуализируется поиск интегративной мировоззренческой основы для осмысления сложившейся тяжелой экологической ситуации и возможных путей её преодоления.

С возникновением Homo Sapiens естественные процессы саморегуляции живой природы неуклонно стали уступать ме­сто социальным процессам развития производительных сил и производственных отношений, иными словами - человек сам создает мир, в котором живет. Насколько прочен и комфортен для его обитателей этот мир, каковы его перспективы? В пер­вый век третьего тысячелетия человечество вступило в усло­виях разворачивающегося системного кризиса своего бытия, который охватывает все сферы социальной жизни: экономи­ческую, политическую, духовную, волны которого способны создать разрушительный резонанс планетарного уровня.

На протяжении предшествующего XX века ведущие уче­ные и мыслители все чаще стали обращать внимание, на то, что в мире, созданном индустриальной цивилизацией, как снежный ком нарастают глобальные проблемы загрязнения окружающей среды, истощения почв, перенаселения, насту­пления пустыни, исчезновения целых популяций биологи­ческих видов, возникновения ядерной угрозы и т.д., которые, оставаясь нерешенными, в недалеком будущем приобретут масштаб антропологической катастрофы.

Исходя из реалий современности, можно констатировать, что природа обрела в человеке не только инструмент само­познания, но и механизм саморазрушения формируемых на протяжении сотен миллионов лет естественной эволюции сложнейших экосистем, где протекает тонко сбалансирован­ный оборот вещества и энергии, нарушение которого ведет к их деградации и гибели.


 

У людей выработалось устойчивое потребительское от­ношение к окружающей среде, суть которого емко объяснил академик Н. Моисеев: «поскольку до самых последних веков доля того, что было необходимо человеку, составляла ничтож­ную часть того, что Природа могла дать ему безболезненно, то вполне естественно, что у человека возникло представление о том, что Природа - это некий бездонный резервуар, что он создан для человека и задача человека - использовать его в максимальной степени для своего блага».

Поэтому теперь без труда можно купить теплые куртки — это самая удобная одежда для зимних морозов, поэтому они так востребованы у мужчин, которые превыше всего ценят комфорт, ведь купить мужской пуховик в Украине можно все на сайте http://primesport.com.ua

Наглядный пример инерции такого мышления приво­дит И. В. Черникова, справедливо заметив, что когда речь идет о современной эпохе научно-технического прогресса, наиболее употребимыми являются термины «завоевание», «обуздание», «освоение», «овладение», «покорение» и т.п., делая справедли­вый вывод, что при таком воинственном подходе с позиции обладания «при­рода начинает постепенно трансформироваться из «кладовой богатств» в «кла­довую отходов», из «колы­бели человечества» - в то, что мы наукообразно назы­ваем средой, неблагопри­ятной для жизни».

В XX веке произошло множество экологических катастроф, повлекшие за собой смерть десятков ты­сяч людей и нанесших не­поправимый ущерб эколо­гии. Трагедия Чернобыля, массовое отравление хими­ческими веществами в ин­дийском городе Бхопале, взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon и выброс миллионов тонн нефти в ми­ровой океан - немногие при­меры таких катаклизмов. В мировом океане уже сейчас происходит настоящая гло­бальная экологическая ка­тастрофа. В 80-х годах про­шлого века образовались так называемые «мусорные острова» гигантской площа­ди - от 700 тыс. до 1,5 млн. кв. км, состоящие из пластика. Об­щий объем мусора составляет более 100 млн. тонн. Мусорные острова представляют принципиальную опасность для птиц, обитателей океан, которые принимают пластик за еду. Пла­стиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих.

Является ли такое отношение человека к природе, гра­ничащее с самоубийством, фатальной необходимостью, про­диктованной высшей логикой развития социума? Может быть, здесь уместна аналогия с тем, как косяки тихоокеанского лосося идут на нерест, дабы уступить место в биологической нише новым поколениям своего вида? Или правы те фило­софы, которые отстаивали за человеком право свободного выбора своей судьбы, поскольку людьми движут не столько животные инстинкты, но разум, позволяющий предвидеть не только непосредственные результаты реализации собственных действий, но и результаты, отдаленные во времени? Ведь если свободу мыслить как «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества», то вряд ли большинство из людей захочет распо­рядиться ей так, чтобы оставить после себя безжизненную пу­стыню. Представляется, что одним из существенных моментов кризиса современной цивилизации является противоречие между, присущему виду Homo Sapiens, стремлением к закре­плению своих творческих достижений в пространстве и вре­мени, к усовершенствованию, приумножению накопленного культурного наследия и неразумным, недальновидным ванда­лизмом в методах его реализации.

Данное противоречие во многом затрагивает предметную область экологии. Это направление современной науки вклю­чает в себя изучение воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, мир в котором он живет. Именно к та­кой широкой трактовке экологического мышления примени­мо высказывание выдающегося русского ученого, стоявшего у истоков учения о ноосфере, В. И. Вернадского: «Человек впер­вые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте от­дельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он не­разрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всю­ду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет». При этом Вернадский считал, что практическое воплощение идеи ноосферы возможно лишь как «совокупный, коллектив­ный разум человечества», с которым связана перестройка всей биосферы в соответствии с требованиями научной мысли, при осознании единства человека и природы.

Однако, оптимизм Вернадского относительно того, что выход человечества на принципиально новый, рациональный этап своего развития на основе гармоничного взаимодействия природы и общества уже начался вызывает большой скепсис, если учитывать динамику потребления природных ресур­сов. На примере самого распространенного энергоносителя - нефти, можно представить то расточительство, с которым человечество обращается с ценнейшими природными ресур­сами. Выдающийся ученый Д. И. Менделеев, открывший один из фундаментальных законов мироздания, с горечью писал:

«Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями». С 1960 по 1979 гг. добыча нефти выросла в 3 (!) раза - с 1,105 до 3,237 млрд. тонн и на текущий момент держится на уров­не 3,9-4,2 млрд. тонн в год, при этом доказанные мировые за­пасы оцениваются в 225 млрд. тонн, потенциальные запасы в 480 млрд. тонн. Куда же тратится нефть? Прежде всего, про­исходит интенсивная автомобилизация, в 2010 году число ав­томобилей в мире перевалило за 1 млрд. штук, составляя в 1986 году «всего лишь» 500 млн. штук. И это притом, что 1 автомобиль приходится на 7 жителей Земли, т.е. автомобили по-прежнему доступны меньшинству.

Одна из глубинных причин описанной драматической ситуации лежит в сфере современного материального произ­водства и сложившихся в нем производственных отношений, где регулятором распределения материальных ресурсов вы­ступает рыночная стихия, ведущая к концентрации добычи, переработки и сбыт полезных ископаемых в руках монополий ориентированных на получение сверхприбылей путем всевоз­можных спекуляций добываемым сырьем. Они тормозят раз­работку и внедрение ресурсосберегающих технологий, усугу­бляя проблемы экологии.

Повсеместно распространено так называемое заплани­рованное или плановое устаревание - создание товара с нео­правданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки, либо потребитель это делает под влиянием моды на товары. В итоге, промыш­ленностью выпускается избыточное количество товаров. При использовании технологии устаревания, от идеи исчерпаемо- сти природных ископаемых обычно предпочитают абстраги­роваться. В случае переработки или изготовления обновлен­ной продукции, снова требуется энергия и новые материалы. Запланированное устаревание - один из значимых факторов экологического кризиса планеты.

Гигантские диспропорции между растущим производ­ством товаров и ограниченным платежеспособным спросом порождают искусственное надувание последнего путем потре­бительского кредитования, которое поддерживает потреби­тельский бум с сопутствующим расточительством природных ресурсов, уничтожением окружающей среды. Капиталистиче­ская экономика не в состоянии сориентировать производство на удовлетворение базовых потребностей миллиардов людей, но порождает спекулятивные пузыри сверхпотребления в от­дельных регионах планеты, которые неизбежно лопаются, по­рождая кризисы перепроизводства.

Так, революция в аграрных технологиях привела к рез­кому повышению производства продуктов питания, но сотни миллионов людей на планете по прежнему страдают от голода и недоедания. Масштабы голода не вызваны ограниченностью земельных и прочих природных ресурсов. Наоборот, в мире имеет место перепроизводство продуктов питания, которые миллионами тонн гниют на складах, в торговых сетях, так и оставшись без конечного потребителя. Массовая дистрофия населения десятков стран «третьего мира» сопровождается проблемами ожирения в развитых капиталистических стра­нах. Во всем мире голодает порядка 800 млн. человек - более 10 % населения планеты. Количество голодающих, по стати­стике ООН снижается на 10-15 млн. человек в год, но проблема голода уже сейчас может быть решена полностью.

Каждый год в мире выбрасывается или теряется 1,3 млрд. тонн или треть всех производимых для потребления продук­тов питания, говорится в исследовании Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). По результа­там исследования стало известно, что промышленные и раз­вивающиеся страны теряют примерно одинаковое количество продовольствия - 670 и 630 млн. тонн соответственно. Пище­вые отходы представляют серьезную проблему для развитых стран, где розничные сети и потребители выбрасывают еще годные к употреблению продукты. На душу населения пище­вые отходы потребителей составляют 95-115 кг в год в Европе и Северной Америке, при этом в Африке к югу от Сахары и в Южной и Юго-Восточной Азии показатель составляет 6-11 кг в год. В развивающихся странах 40 % потерь происходит в результате перевозки, хранения и последующей переработки. В развитых странах более 40 % потерь приходится на этапы розничной продажи и потребления. 40 % производимых в США пищевых продуктов оказывается на свалке (В одном только Нью-Йорке каждый день выбрасывается 123 тонны продуктов!). Этого количества продуктов достаточно, чтобы прокормить половину населения Африки. На производство продуктов, которые оказываются прямиком на свалках США, расходуется около 2% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. Не является исключением и Россия, где выбрасывает­ся до 20 % продовольствия.

Более того, продовольствие под разными благовидными предлогами целенаправленно уничтожается в многочислен­ных торговых войнах, поскольку дешевые импортные продук­ты, создают угрозу нормам прибыли «отечественным» произ­водителям. Очевидно, что погоня за прибылью - движущий мотив капиталистического производства - ведёт в тупик всю систему мирового хозяйства, которая обречена на неизбеж­ный крах, поскольку не находит ничего лучшего как уничто­жать собственную продукцию в условиях массовой нищеты и растущей безработицы.

Таким образом, тезис В. И. Вернадского о начавшемся формировании «ноосферы» выглядит, мягко говоря, не впол­не обоснованным, и реальная ситуация на планете скорее под­тверждает пессимистичные прогнозы Д. Медоуза и его коллег, изложенных в книге «Пределы роста. 30 лет спустя», где ут­верждается, что современная цивилизация по-прежнему пол­ным ходом движется навстречу всеобщей катастрофе.

Направление хода общественного прогресса, развития производительных сил и производственных отношений опре­деляется внутренней логикой законов социальной жизни. Общество не является простой суммой составляющих его ин­дивидов, но представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему, и в то же время роль конкретных людей в ней не сводится к исполнению социальных ролей на основе некоей программы поведения, сложившейся на данном историче­ском этапе. Каждый член общества потенциально способен внести творческий вклад в процесс созидания материальных и духовных основ дальнейшего становления человечества, осоз­нанно включиться в напряженную работу по преодолению недоделанности условий социального бытия, недоделанности Человека на длительном историческом пути его становления.

Смысл жизни миллиардов людей на планете, в настоящий мо­мент, сводится к производству прибавочной стоимости, их ин­теллектуальные возможности остаются либо невостребован­ными в условиях рыночно-монополистической экономики, либо используются столь же расточительно и нерационально, как расточаются невосполнимые природные ресурсы.

Между тем, определяющее значение в деле решения глобальных проблем современности будет иметь то насколь­ко полно и глубоко будут раскрыты духовные ресурсы чело­вечества. В этом направлении мыслил академик С. Капица, который, размышляя над проблемой взрывного демографи­ческого роста, пришел к выводу, что «Развитие человечества основано на способности интеллекта получать, осмысливать и передавать информацию и представления об окружающем нас мире, включая и мир самого человека. Если эволюция привела к появлению сознания, то сегодня само коллективное сознание может стать новым фактором эволюции человека и общества. Именно этим определяется место и значение науки в современном мире».

Говоря о значении науки как факторе человеческой эво­люции, нельзя игнорировать и тот факт, что она сама как средство аккумуляции коллективного социального опыта че­ловечества переживает глубокий институциональный кризис, охватывающий сферу её воспроизводства - систему образова­ния. Если взять для примера ситуацию в России, то здесь под вывеской инновационной политики зачастую полным ходом идет виртуализация образовательного процесса, не всегда обоснованная, переходящая в его профанацию - отмечает О. И. Елхова. Одна из причин этого кроется в том, «что на сегод­няшний день в условиях рынка инновационные циклы харак­теризуются краткосрочностью, прибыль нужно получить, чем скорее, тем лучше. В противоположность этому образование является областью долгосрочного инвестирования, образо­вательные циклы имеют долговременный характер, они пре­имущественно не окупаемы в краткосрочном отношении».

В итоге, современный выпускник вуза уже не имеет фун­даментального образования, которое гарантировало бы ему реальную возможность его продолжения, специализации и конкретизации. Так, А. Ф. Кудряшев и О. И. Елхова отмечают, что подобного рода образование направлено «на формирова­ние потребителей готовых знаний и материальных ценностей. В то время как производство научных знаний перемещается преимущественно за рубеж, российские ученые в лучшем слу­чае будут довольствоваться теоретическими и практическими достижениями других стран».

Современная система образования в ходе коммерциа­лизации все больше ориентируется на производство узких специалистов, в ущерб формированию у обучающихся уни­версального ценностно-гуманитарного видения своего творче­ского места в социуме. Имеет место дегуманизация воспроиз­водства не только высококвалифицированных специалистов, но и воспроизводства научных кадров, как структурного эле­мента науки. Частичный интеллектуал, лишенный ценност­ной духовной ориентации - удобный объект для манипуля­ций со стороны авторитарных иерархических структур, чьи конъюнктурные интересы зачастую противоречат объектив­ным потребностям гармоничного развития общества. Пре­дана забвению кантовская формула: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В последние годы многие корпорации формируют спрос на разработку систем искусственного интеллекта, которые в пер­спективе могли бы заменить интеллект человека в процессах производства. Бросается в глаза несуразность того, как рыночная стихия выстраивает приоритеты технологического развития. Спрос на искусственный интеллект порождается в условиях об­щества, где хронически остается совершенно невостребованным живой интеллект множества полных энергии молодых людей, в том числе с высшим образованием, готовых овладевать новыми знаниями и навыками и тем не менее вынужденных пополнять резервную армию труда, перебиваться случайными заработка­ми, становиться рекрутами преступного мира.

В связи с приведенными выше примерами нерациональ­ной организации социальных отношений в современном мире уместно говорить об актуальности социальной экологии, по­скольку противоречия общества как субъекта экологических процессов оказывают непосредственное влияние на природ­ную среду. Без учета этой зависимости невозможно дать адек­ватную оценку глобальных вызовов современности, выявить ключевые причины сложившейся тяжелой экологической си­туации и найти эффективные пути её преодоления. Необхо­димо новое экологического мышление - система взглядов на природу и общество, которая отличалась бы комплексным ин­тегративным подходом в понимании динамики их развития, с учетом глубокой причинно-следственной взаимообусловлен­ности их проблем и противоречий. По сути, речь идет о но­вой философии - философии выживания человечества в XXI веке. Многое, в качестве основы, экологическое мышление мо­жет почерпнуть из наследия мировой философской и научной мысли и, в частности, из идейного наследия русского космиз­ма, одним из представителей которого был В. И. Вернадский.

Очевидно, что экологическая мечта Вернадского в своей практической реализации повсеместно наталкивается на, ка­залось бы, неразрешимые противоречия социального харак­тера, порождающих порочный замкнутый круг. Выдающийся советский фантаст, ученый, мыслитель И. А. Ефремов в своем романе «Час быка» дал емкую картину круговорота страданий, через который проходит жизнь на планете в процессе стихий­ной эволюции своих форм: «Проходя триллионы превраще­ний от безвестных морских тварей до мыслящего организма, животная жизнь миллиарды лет геологической истории нахо­дилась в инферно. [...] А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти. Во­прос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек, тем большая мера страдания бу­дет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бы­тием - до тех пор, пока мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвет этой игры слепых стихий­ных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты.». В этих строках содержится и оптимистический жизнеутверждающий мотив, из них можно сделать вывод: какими бы неразрешимыми не казались про­тиворечия, с грузом которых человечество переступило рубеж третьего тысячелетия, насколько бы ни были сложны глобаль­ные проблемы, стоящие перед человеком разумным, именно его разум в сочетании с высокими нравственными идеалами дает надежду на преодоление всех трудностей и угроз плане­тарного масштаба на великом пути собственного становления и развития.

Экологическое мышление, экологический подход дол­жен стать этапом теоретического коллективного осознания человечеством своей ответственности перед будущими поко­лениями, наследующими Землю, перед всей природой, поро­дившей в муках эволюции мыслящий дух. Если XXI век не ста­нет веком экологии, то XXII век для человечества может стать веком агонии посреди рукотворной пустыни.

Философия права



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика