Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ретроспективный анализ возникновения волонтёрских организаций
Научные статьи
19.11.15 16:25

Ретроспективный анализ возникновения волонтёрских организаций

alt 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Магомедова М.М.
9 88 2015
В статье раскрываются понятие и современное значение термина «волонтёр». Особое внимание уделяется предпосылкам его возникновения и становления, формам его проявления в исторической ретроспективе.


Термин «волонтёр» исторически произошло от француз­ского «volontaire», которое в свою очередь берёт своё название от латинского «voluntarius» (на иврите - «митнадев»), и в пе­реводе означает «доброволец», «желающий». В XVIII-XIX вв. волонтёрами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. «Этимологически термины волонтёр и до­броволец имеют почти тождественное значение, хотя более пристальный взгляд позволяет увидеть важный отличитель­ный нюанс русскоязычного термина, касающийся нравствен­ной основы самой деятельности». Аналогичной точки зрения придерживается и О. В. Потапенко. «В широком смысле поня­тие "волонтёр" означает человека, осуществившего сознатель­ный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо де­лом по собственному желанию и убеждению».

Таким образом, русским синонимом термина «волонтёр» является термин «доброволец», который исторически проис­ходит от слияния двух слов добро + воля и означает, по сути, человека, творящего добро по собственному желанию. В за­падном синониме отсутствует эта нравственная ориентация понятия. Здесь не отражается характер выполняемой инди­видом деятельности, а лишь способ участия в ней (самостоя­тельно, произвольно). Более широко раскрывает этимологию данного понятия Н. Ю. Слабжанин, считая, что «доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по раз­решению социально значимых проблем». Таким образом, понятие «добровольчество» всё же шире деятельности, осу­ществляемой добровольно и безвозмездно (подразумевается отсутствие денежного вознаграждения), добавляется ещё один аспект: данная деятельность должна быть направлена на до­стижение социально значимых целей.


 

Современные российские исследователи - социологи, например, Е. И. Холостова, трактует данное понятие следу­ющим образом: «Волонтёры (от англ. volunteer - доброво­лец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных ор­ганизациях медицинской, образовательной сферы, либо соци­ального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций».

Исторический анализ данного явления позволяет резю­мировать, что предпосылки возникновения «добровольческо­го труда» опираются на известные в истории науки культуру и традиции народов России, базирующиеся на религиозных ценностях ислама, христианства, социалистически-коммунистических ценностях и либеральных идеях. Издревле форми­рованию высоких гуманных, альтруистских идей населения способствовали религиозные догматы и верования народов. История донесла до нас много обычаев взаимопомощи, беско­рыстной поддержки друг друга. Такими примерами служили сборы пожертвований на строительство больниц, школ, ме­четей, медресе и храмов, совместное строительство новых до­мов. Традиционные правовые институты народов Северного Кавказа, на примере джамаатов или тухумов в сельских обще­ствах, исторически играли важную роль в урегулировании вопросов организации взаимопомощи в вопросах землеполь­зования, хозяйственной жизни и т.д.

Ретроспективный анализ данного понятия дает мно­жество примеров безвозмездного труда и/или сознательно­го занижения платы за труд. «Один из известных примеров - безвозмездная деятельность представителей интеллиген­ции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры - "хождение в народ"» - пример организованного волонтёрского труда в сфере интеллектуального просвещения, это была широкомас­штабная акция, ставившая своей конечной целью переустрой­ство общества. Но организации, поддерживающие данное мероприятие, были нелегальными и оппозиционными дей­ствующей власти; мероприятие потерпело неудачу.

    В связи с этим государство часто само становилось ини­циатором, формировало идеи добровольческого труда. Так, концепция социализма-коммунизма в качестве идеала рас­сматривала общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Поэтому в СССР прово­дилась государственная политика поддержки добровольного труда. Но, хоть добровольный труд граждан и носил массовый характер, он всё же являлся в большей степени не доброволь­ным, а идеологически принудительным. «После революции 1917 года безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийными структурами». Он рассматривался как предкоммунистический или даже коммунистический труд (субботники, добро­вольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Однако добровольный труд не был полно­стью свободным для граждан, а носил во многом идеологиче­ский и частично оплачиваемый характер.

Примеры санкционированного государством доброволь­ческого труда можно найти после Великой Отечественной во­йны 1941-45 гг. Граждане страны принимали весомое участие в воссоздании страны, восстановлении разрушенных городов, они отправлялись возводить Комсомольск-на-Амуре, подни­мать целину и строить БАМ.

В СССР решающую роль в процессе социализации под­растающего поколения играло участие молодых людей в об­щественном производстве и труде (это позволяло на практике знакомиться с производственными отношениями и обязан­ностями, действенно проявлять и развивать духовные и физи­ческие способности). С этой целью организовывалась работа в учебно-производственных комбинатах, молодежных произ­водственных бригадах, лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. В трудовом воспитании работающей молодёжи значи­тельную роль играло получившее массовый характер настав­ничество - движение высококвалифицированных кадровых рабочих по подготовке рабочей смены. Соединение обучения с производительным трудом создавало широкие возможности для переноса знаний, полученных при изучении основ наук, в область практической деятельности, стимулировало способ­ность к самостоятельному, творческому решению трудовых задач, формировало важнейшие качества личности молодого человека. С распадом СССР этот отлаженный механизм пере­стал действовать. Преобразования в России, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели к существенному росту негативных явлений. Самым беззащитным и неподготовленным к этим изменениям оказалось молодое поколение. Российское дет­ско-молодежное общественное движение пережило в 1990-е гг. кардинальную ломку механизмов отношения к их ини­циативам со стороны государства. Произошла фактическая ликвидация и самоликвидация на государственном уровне крупнейших молодежных организаций, выполняющих вос­питательную функцию в образовательных учреждениях и трудовых коллективах7. Уменьшилось влияние молодежи на социально-экономическое, политическое и духовное развитие страны. Многих представителей нового поколения коснулся кризис идентификации: они не осознавали своего предназна­чения в обществе. Постепенно, однако, ситуация изменялась: появилось много новых молодежных объединений, предпри­нимались попытки воссоздать в государственном масштабе движения детей и молодежи. По официальным данным, в 2005 г. в стране было зарегистрировано почти 600 тыс. обществен­ных организаций, в том числе и волонтёрские объединения.

    Современным видом добровольчества, набирающим обо­роты, является спортивное волонтёрство, которое призывает молодёжь отказаться от алкоголизма, наркотиков и других негативных явлений и пропагандирует здоровый образ жиз­ни. У истоков спортивного волонтёрства стояли бойскаутские организации, члены которых на зимних Олимпийских играх 1924 г. в Шамони были удостоены чести нести национальные флаги команд-участниц во время торжественных церемоний открытия и закрытия. В послевоенный период волонтёр­ское движение вновь окрепло. В Олимпийских играх 1952 г. в Хельсинки приняли участие более 2 тыс. добровольцев. При этом развитие спортивного волонтёрства можно проследить по нескольким показателям: 1) увеличение числа участников (чуть более 2 тыс. волонтёров в Хельсинки в 1952 г. и рекордное количество в 500 тыс. человек в Пекине в 2008 г.); 2) расшире­ние спектра выполняемых функций (лингвистические услуги, обслуживание церемоний, аккредитация и административ­ная деятельность и т.д.) и 3) использование инновационных методик привлечения и отбора волонтёров (единый регистра­ционный портал, социальные сети). Однако неизменным для волонтёров всех стран оставалось одно: безвозмездность, чело­веколюбие и готовность оказать помощь там, где она действи­тельно требуется.

Таким образом, развитие волонтёрской (добровольче­ской) деятельности в России является интересным и перспек­тивным направлением. В перестроечный период существова­ли пионерские организации, которые выполняли различные политические и идеологические задачи. Октябрёнок, пионер, комсомолец в сознании советских людей был идеалом и оли­цетворением очень светлого и доброго будущего. В настоящее время, когда общество утратило чёткую идеологическую на­правленность, развивается огромное количество различных направлений, подчас содержащих отрицательную («готы», «скинхейды»), а иногда и экстремистскую направленность (ваххабизм). Это связано с тем, что после развала СССР в на­шем государстве нет единой объединяющей структуры, поль­зующейся всеобщим одобрением, как, например, институт пионерии. Возникла определённая идеологическая пустота, которую необходимо чем-то заполнить. Восполнить (лик­видировать) этот пробел возможно путём взращивания до­стойного аналога пионерии, которым при должном государ­ственном санкционировании, возможно, мог стать институт волонтёрства.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика