Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы
Научные статьи
20.11.15 10:25


вернуться

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы

alt
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Климова Д.В.
9 88 2015
В статье рассматриваются некоторые вопросы предоставления, реализации и обеспечения права на охрану здоровья, в том числе предоставление медицинской помощи лицам, находящимся в учреждениях пенитенциарной системы. Проводится анализ официальных статистических данных, опубликованных Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, а также нормативно-правовой базы, которая регулирует указанную проблематику, предлагаются пути разрешения проблем, связанных с реализацией конституционного права на охрану здоровья осужденных к лишению свободы.


Реализация конституционного права на охрану здоровья и за­щита интересов лиц, осужденных к лишению свободы, являются одними из важнейших функций государства. Каждый человек имеет природное неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе кон­ституционных прав граждан. Основным Законом Российской Федерации задекларировано, что медицинская помощь в го­сударственных и муниципальных учреждениях здравоохране­ния оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответ­ствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, имеют такое же право на надлежащую медицинскую помощь и лечение, как и все граждане. Вместе с тем порядок реали­зации этого права существенно отличается, так как указанные лица не могут свободно им пользоваться.

Цель исследования состоит в анализе комплекса норма­тивных правовых актов, которые регулируют конституцион­ное право на охрану здоровья осужденных к лишению свобо­ды, и проблем, которые возникают при его реализации. Так вот, УЗИ брюшной полости – это эффективный, неинвазивный и высокоинформативный метод исследования.

Существует значительное количество публикаций, кото­рые непосредственно касаются конституционных прав осуж­денных к лишению свободы. Различные аспекты реализации и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе такой категории лиц, как заключенные под стражу, достаточно полно раскрыты в работах таких авторов, как М. В. Баглай, О. И. Бажанов, В. Н. Брызгалов, Н. В. Витрук, А. Б. Венгеров, М. Н. Гернета, А. В. Датий, М. А. Ефимов, А. Э. Жа- линский, Е. И. Козлова, С. А. Комаров, Л. Г. Крахмальник, О. Е. Кутафин, Г. Л. Минаков, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, Н. А. Стручков, В. И. Селиверстов, Б. З. Эбзеев и др. Безусловно, ра­боты вышеназванных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Констатируя определенные достиже­ния в исследовании этих вопросов, нельзя не признать, что в целом их теоретическая разработка должна быть продолжена.


 

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охра­ны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепил охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономи­ческого, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилакти­ческого), характера, осуществляемых органами государствен­ной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболе­ваний, сохранения и укрепления физического и психическо­го здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Однако проведенное исследование позволяет утверж­дать, что реализация конституционного права на здоровье и его охрану лицами, осужденными к лишению свободы, имеет определенные преграды. Это связано с состоянием социаль­но-экономического развития и финансовых возможностей государства, что обуславливает поиск эффективных правовых путей обеспечения его гарантий. Одной из главных гарантий является законодательное закрепление форм реализации и ответственности за нарушение конституционных прав.

Общие положения медико-санитарного обеспечения осуж­денных к лишению свободы предусмотрены Уголовно-исполни­тельным кодексом, а именно: осужденные имеют право на охра­ну здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-по­ликлинических или стационарных условиях в зависимости от ме­дицинского заключения. Лечебно-профилактическая и санитар­но-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами вну­треннего распорядка исправительных учреждений и законодатель­ством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечеб­но-профилактические учреждения (больницы, специальные пси­хиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных от­крытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечеб­ные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В Приказе Министерства здравоохранения и социально­го развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации «О порядке организации медицин­ской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лише­ния свободы и заключенных под стражу» определено, что пре­доставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме­дицинской помощи5. Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что она, по сути, предусматривает определен­ное ограничение объемов медицинской помощи осужденным.

Осужденные также могут получать дополнительную ле­чебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет соб­ственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений госу­дарственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительного учреждения, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных испра­вительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения. Указанное положение является достаточно прогрессивным, вместе с тем тяжело реализуется на практике, учитывая соответствующие требования режима, что фактиче­ски лишает осужденного такого права в полном объеме. Од­нако, несмотря на предпринимаемые попытки на законодательном уровне максимально обеспечить надлежащее обеспечение права на охрану здоровья осужденных, статистика остается неутешитель­ной. Так, показатель первичной заболеваемости лиц, содержащих­ся в УИС, в 2014 г. снизился на 7,2 %, при этом общая заболевае­мость снизилась на 0,6 %. Показатель смертности в учреждениях УИС снизился всего на 1 %. Это приводит к необходимости раз­решения многих проблем.

В настоящее время идет активный процесс реформирования системы органов исполнительной власти, продолжается становле­ние правовых институтов государства, гуманизация общественных отношений в системе «государство - осужденные». Одним из глав­ных принципов оказания медицинской помощи является ее доступность и, исходя из этого, считаем, что «тюремная» медицина должна быть на более высоком уровне. Для достижения этой цели в 2010 г. была принята Концепция развития уголовно-исполнитель­ной системы до 2020 года, в которую заложены гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде ли­шения свободы, в том числе в части их медицинского обслуживания. В основу Концепции положены требования международных стан­дартов по обращению с заключенными. В особенности, положения Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных Комитетом министров Совета Европы, и Минимальных стандартных правил об­ращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.

Так, в соответствии с Европейскими пенитенциарными прави­лами каждое пенитенциарное учреждение должно обслуживаться хотя бы одним врачом общей практики. Организация медицинского обслуживания должна осуществляться в тесном контакте с адми­нистрацией местной или национальной службы здравоохранения. Оно должно включать психиатрическую службу, обеспечивающую диагностику и, если необходимо, лечение психических расстройств. Заключенные, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, переводятся в специализированные учреждения или обще­гражданские больницы. В тех случаях, когда в месте лишения сво­боды имеется стационар, он должен быть оснащен оборудованием и фармацевтическими средствами, позволяющими обеспечить долж­ные заботу и лечение больным заключенным, а соответствующий персонал должен обладать достаточной профессиональной подготовкой.

Концепция предполагает развитие медицинской службы уго­ловно-исполнительной системы в соответствии с основными концеп­туальными направлениями совершенствования системы здравоохра­нения Российской Федерации; участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголов­но-исполнительной системы и учреждениями государственной системы здравоохранения исходя их принципов ее доступности и ка­чества.

Анализируя требования международных стандартов, стоит от­метить, что в целом национальное законодательство в сфере охраны здоровья заключенных не противоречит им, вместе с тем реализация этого конституционного права должна быть организована более до­ступно в целях дальнейшей реабилитации заключенных и в помощь медицинским службам пенитенциарной системы.

Для решения этой важнейшей задачи считаем необходимым обеспечить надлежащее финансирование для совершенствования и укрепления материально-технической базы лечебных исправитель­ных учреждений, медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений; оснащение их современным оборудованием; улучше­ние лекарственного обеспечения осужденных; дальнейшее принятие необходимых нормативных правовых актов, регулирующих вопро­сы взаимодействия учреждений здравоохранения уголовно-испол­нительной системы с муниципальной системой здравоохранения; поддержание и обеспечение профессионализма сотрудников пени­тенциарного здравоохранения; в дальнейшем реализовывать но­вые подходы в реформировании пенитенциарной системы путем создания условий для исправления, ресоциализации и адаптации осужденных, предупреждения совершения ими новых преступле­ний, приближения условий содержания осужденных к соответству­ющим международным стандартам.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика