Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О правовом режиме реализации права на альтернативную гражданскую службу
Научные статьи
23.11.15 12:34

вернуться

О правовом режиме реализации права на альтернативную гражданскую службу

alt
Панченко В.Ю.

Сабиров А.М.
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Панченко В.Ю.,Сабиров А.М.
9 88 2015
В статье анализируется состояние правового режима реализации права на альтернативную гражданскую службу в современной правоприменительной практике, исходя из реалистического понимания категории правового режима, отражающего реальную степень обеспеченности прав и законных интересов субъектов в той или иной сфере общественных отношений. Исходя из содержания актов действующего правового регулирования, статистических данных органов государственной власти, уполномоченных содействовать реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской, а также судебной практики, автор приходит к выводу о том, что режим реализации исследуемого конституционного права является благоприятствующим.


Несмотря на наличие действующего правового регулиро­вания института альтернативной гражданской службы (далее - АГС), которым урегулированы права и обязанности лиц, по­ступающих на альтернативную гражданскую службу, основа­ния ее предоставления и др., а также популярность настояще­го института среди лиц призывного возраста, требует решения вопрос об оценке этого института с позиций реалистического понимания правового режима, т. е. реализации исследуемого конституционного права в правовой действительности.

Учитывая, что нормативная трактовка понятия «правовой режим» оказывается бессильной для объяснения различий ре­ального действия одинаковых наборов нормативно-регулятив­ных средств, правовой режим понимается нами посредством реалистического подхода, как характеристика, «отражающая реальную степень обеспеченности прав и законных интересов субъектов в той или иной сфере общественных отношений».


 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной граждан­ской службе» (далее - Закон), п. 1 Положения о порядке прохождения альтернатив­ной гражданской службы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256) (далее - Положение), последняя пред­ставляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Военная служба гражданина в Вооруженных Силах Российской Федерации подлежит замене на альтернативную гражданскую службу в двух случаях: несе­ние военной службы противоречит его убеждениям или веро­исповеданию, либо он относится к коренному малочисленно­му народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Исходя из анализа статистических данных и правопри­менительной практики судов общей юрисдикции, а именно - количества рассмотренных дел об оспаривании решений во­енных комиссариатов об отказе в замене военной службы АГС, можно сделать вывод, что режим реализации данного консти­туционного права можно признать благоприятствующим. Та­кое свойство данного режима объясняется следующим.

Во-первых, несмотря на попытки оспорить положения Закона в порядке конституционного судопроизводства, Кон­ституционный Суд Российской Федерации не усмотрел каких- либо несоответствий положений закона Конституции Россий­ской Федерации, т. е. Закон на данный момент существует в неизменном конституционной практикой виде - все положения Закона на данный момент соответствуют Конституции Российской Федерации и исполнены на надлежащем уровне юридической техники.

Во-вторых, на данный момент существует утвержденный Министерством труда и социального развития перечень из 126 профессий альтернативной гражданской службы, среди кото­рых есть такие, как «артист балета», «преподаватель в универ­ситете», «экономист». Иными словами, институт АГС предо­ставляет широкий перечень возможных видов деятельности.

В-третьих, в соответствии со ст. 3 Закона правом обра­титься за заменой военной службы АГС обладает любое лицо призывного возраста, годное к военной службе, что не может не свидетельствовать о благоприятности режима реализации исследуемого права.

В-четвертых, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона пакет до­кументов, необходимый для замены военной службы АГС выглядит следующим образом: заявление гражданина, авто­биография, характеристика с работы или учебы. Кроме того, гражданин может приложить иные документы. Таким обра­зом, у субъекта, желающего заменить военную службу АГС, отсутствует необходимость собирать множество документов, достаточно лишь трех.

Более того, срок предоставления указанных документов не является пресекательным и может быть восстановлен судом или иным правоприменительным органом.

В-пятых, нельзя также не отметить правовую определен­ность установленной процедуры признания за гражданином возможности прохождения альтернативной службы. Так, в со­ответствии с ч. 1 ст. 10 Закона направление гражданина на АГС включает 4 стадии. Еще более детально названная процедура урегулирована Положением: существует около 70 пунктов (40 000 знаков), устанавливающих порядок осуществления гражданином своего конституционного права на прохожде­ние АГС. Нельзя не отметить закрытый перечень оснований для отказа гражданину в замене военной службы АГС (п. 26 Положения).

В-шестых, исходя из статистических данных, всего за пе­риод с 2004 по 2010 гг. было подано 5 388 заявлений о про­хождении АГС. В отношении 4 072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. Таким образом, подавляющее большинство заявле­ний лиц, обратившихся к военным комиссариатам о замене военной службы альтернативной, были рассмотрены и удов­летворены военными комиссариатами без соответствующего обращения за судебной защитой.

    Часть неудовлетворенных военными комиссариатами заявлений о замене военной службы альтернативной граж­данской были предметом судебного рассмотрения. Так, не­которые из них были отменены по процедурным основаниям (отсутствие необходимого кворума на заседании призывной конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтер­нативной гражданской службе». Документ опубликован не был.

В тоже время, исходя из судебной практики судов общей юрисдикции, следует отметить, что отказ гражданину в предо­ставлении АГС обусловлен его собственными, не основанными на законе представлениями об АГС и соответствующих требо­ваниях.

Так, рассмотренные и оставленные судом без удовлет­ворения требования лиц об оспаривании решений военных комиссариатов были мотивированы либо отсутствием у за­явителя убеждений, препятствующих прохождению военной службы (в т. ч. и когда лицо ничем не обосновывало наличие у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы), либо несоблюдением сроков обращений с соответ­ствующим заявлением и последующим отказом в их восста­новлении в виду неуважительности причин пропуска (в т. ч. и в случае поступления обращения во время военной службы). Другая часть требований не была удовлетворена судом в свя­зи с правомерными действиями военного комиссариата, вы­ражающимися либо в надлежащей процедуре принятия ре­шения по заявлению гражданина о предоставлении ему АГС, либо в обоснованном решении об отсутствии у гражданина убеждений, препятствующих прохождению военной службы.

      Таким образом, несмотря на наличие незначительного числа споров по отношению к общему количеству поданных лицами и рассмотренных военными комиссариатами заявле­ний о замене военной службы на АГС, правовой режим реали­зации данного конституционного права представляется благо­приятствующим. Также следует учитывать тот факт, что 80% заявлений о замене военной службы АГС удовлетворяются во­енными комиссариатами без обращения за судебной защитой. 




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика