Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Свобода информации в киберпространстве
Научные статьи
23.11.15 17:15

Свобода информации в киберпространстве

alt 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Кротов А.В.
9 88 2015
В статье рассматривается место и роль свободы информации в киберпространстве. С развитием экономических отношений в киберпространстве, активным включением в сеть Интернет все большего количества пользователей, свобода информации перестала быть единственной доминантой складывающихся интернет-отношений, в то же время принципы свободной обработки информации в электронной форме должны оставаться стержнем современного информационного общества.

В современном обществе роль информации как никогда важна.

Информация, информационные процессы, предопреде­ляют во многом развитие человека, его место в социуме, вли­яют на содержание его прав и свобод, формируют его мнение по различным вопросам.

Как конвертировать PDF в Word онлайн, Возьмите свой PDF и выгрузите его на нашу платформу путем перетаскивания или нажатия кнопки. Затем дождитесь преобразования и можете скачивать полученный doc-файл.

Цели информационного общества были определены на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информа­ционного общества (Женева, 2003 г. - Тунис 2005 г.) «Мы, Пред­ставители народов мира, собравшиеся в Женеве 10-12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости постро­ить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в ко­тором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединен­ных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Все­общую декларацию прав человека».


 

Спектр отношений в информационной сфере огромен, технологическая революция представила массу возможностей в области информации, которые можно использовать как во благо, так и во вред человеку.

При этом информация является средством достижения определенных целей, целей, которые порой могут быть диа­метрально противоположными.

Более того, можно говорить о создании нового типа об­щества, «виртуального».

Общества, где «Интернет... перевел традиционные фор­мы взаимодействия индивидов в интерактивный режим.

   Специфика общения в виртуальном пространстве происхо­дит в режиме реального времени, в возможном сопровожде­нии визуальными приложениями в виде файлов, смайлов или интернет-ссылок на обсуждаемую тему, а также в особен­ностях электронного письма. виртуальная реальность сети Интернет расширяет возможности общения, делает общедо­ступными даже те его виды, которые раньше были доступны лишь избранным, творчески одаренным людям. В то же вре­мя виртуализация повседневной жизни человека приводит к формированию нового типа социокультурных изменений: деформированы принципы взаимодействия людей и их со­циокультурные связи, отсутствует иерархическая соподчинен- ность элементов социальной системы, "размыты" социальные структуры и т.д.».

Современные реалии повлекли за собой образование но­вых понятий.

Мы не можем в настоящее время представить наше обще­ство без мобильной телефонной связи, мгновенного обмена сообщениями по электронной почте, видеосвязи и пр.

Глобализация, информационное общество, информаци­онные права и свободы, персональные данные, сеть Интернет - все эти термины не только прочно вошли в наш обиход, но и во многом в настоящее время регулируются правом.

Информационные процессы в киберпространстве актив­но используются в целях разрешения государственных задач в различных областях, что подчеркивает возросшую значимость информатизации.

    Рассматривая современные способы проявления инфор­мационных процессов, распространения информации, до­минирующей можно назвать сеть Интернет, именно она по­зволяет реализовать сердцевину информационного общества в понимании ООН (при этом в качестве фундамента инфор­мационного общества указана ст. 19 Всеобщей декларации прав человека). «Общение является одним из основополага­ющих социальных процессов, одной из базовых человеческих потребностей и фундаментом любой социальной организа­ции. Оно составляет сердцевину информационного общества. Каждый, где бы он ни находился, должен иметь возможность участвовать в информационном обществе, и никого нельзя ли­шить предлагаемых этим обществом преимуществ... Интер­нет превратился в публичный ресурс глобального масштаба, и управление его использованием должно стать одним из ос­новных вопросов повестки дня информационного общества. Это управление должно обеспечивать справедливое распреде­ление ресурсов, способствовать доступу для всех, гарантиро­вать стабильное и защищенное функционирование Интернет с учетом многоязычия».

По данным Международного союза электросвязи, соз­данного в качестве специального учреждения ООН, целью де­ятельности которого является охрана и реализация права на общение, в настоящее время в Европе сетью Интернет пользу­ются 74,8 % населения (в 2005 г. 46,3 %), в США 65,5 % (в 2005 г. 35,9 %), в странах СНГ 55,9 % (в 2005 г. 10,3 %).

Как совершенно верно заметил в своей монографии В. Н. Середа и М. Ю. Середа, «к настоящему времени сеть Интернет и ее сервисы перестали быть лишь средствами хранения, пере­дачи и распространения информации. За последние 20 лет возникло новое пространство для реализации вначале граж­данских, а затем и публичных прав, свобод и обязанностей, среда, в рамках которой реализуются важнейшие государ­ственно-властные функции. Большинство конституционных прав и свобод человека и гражданина могут быть реализованы с помощью сети Интернет. Сеть Интернет позволяет не толь­ко хранить, получать, передавать, распространять огромные объемы информации, но и пользоваться различного рода ус­лугами (сервисами Интернета)».

На уникальность сети Интернет, её практическую неза­висимость от деятельности различных юрисдикций указыва­ется также, например, и в Постановлении Верховного Суда США, который определил Интернет как «международную сеть соединенных между собой компьютеров», «уникальное, абсолютно новое пространство всемирной коммуникации между людьми», а киберпространство - как «среду, не распо­ложенную в конкретной географической точке, но при этом доступную каждому в любом месте посредством доступа в Интернет».

Все более значимая роль сети Интернет в обществе, вли­яние на жизнедеятельность людей по всему миру, повлекла за собой обособление нового типа общественных отношений - интернет-отношений, существующих в киберпространстве, и, соответственно, создание нового направления юридической науки - интернет-права.

Под киберпространством предлагается понимать сово­купность общественных отношений, возникающих в процессе использования Интернета и других сетей, складывающихся

3 Декларация принципов построения информационного общества по поводу информации, обрабатываемой при помощи ЭВМ. Следует отметить, что объектом данных отношений выступает не всякая информация, а только та, которая обращается в сети Интернет.

Правовое регулирование киберпространства в последнее время увеличивается, принимается большой массив как меж­дународных, так и национальных нормативно-правовых актов.

Эти действия обусловлены увеличивающимся количе­ством субъектов интернет-отношений, возросшей экономи­ческой активностью в виртуальном мире, влиянием виртуаль­ных процессов на права и свободы человека.

Учитывая наднациональный характер киберпростран­ства, регулирование интернет-отношений национальным за­конодательством многих стран, зачастую противоречивым, осуществляются меры в целях унификации нормативно-пра­вовых актов.

При этом общество старается придерживаться изначаль­ных принципов создания сети Интернет, это принципы сво­боды информационных процессов в интернет-сети, отсутствия цензуры.

Совершенно верно мнение о том, что «в основе всех за­конодательных норм, касающихся Интернета, должны лежать фундаментальные конституционные ценности, такие как сво­бода слова и ее толкование в судебной практике. Нестандарт­ное и неограничительное регулирование должно при необхо­димости опираться на эти ценности. Новому законодательству следует ограничиваться теми случаями, когда его применение абсолютно неизбежно, и при этом предусматривать лишь минимальные ограничения в отношении свободы выражения мнения и прав пользователей. Регулирование Интернета должно ограничиваться теми областями, где оно неизбежно. Предпочтительно, чтобы Интернет рассматривался как про­странство, которое лучше всего работает автономно, без како­го либо вмешательства» (Рекомендации представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, принятые на Амстердамской конференции по свободе массовой информации в Интернете (2004 г.).

В то же время увеличение экономической составляющей киберпространства, построение с помощью интернет-сети вза­имодействия государства и общества, реализация в сети прав и свобод человека повлекли за собой необходимость отдельно­го правового регулирования интернет-отношений, вследствие чего абсолютная свобода информации, присущая ранним ин­тернет-отношениям, фактически нивелирована, что в данном случае нельзя признать неправильным.

Абсолютная свобода в сети, тем более при осуществлении информационных процессов, в настоящее время невозможна, так как это может привести к значительным нарушениям пра­ва и свобод человека, не имеющим ни правового, ни мораль­ного оправдания.

Основные принципы деятельности информационных процессов в сети Интернет установлены Декларацией о свобо­де обмена информацией в Интернете, принятой 28 мая 2003 г. Комитетом Министров Совета Европы.

    Среди целей принятия Декларации указано на «необхо­димость сохранения баланса между свободой выражения и информации и другими законными правами и интересами в соответствии с параграфом 2 статьи 10 Конвенции по защите прав человека и основных свобод; необходимости твердо уста­новить, что существующий контроль за обменом информаци­ей в Интернете, невзирая на границы, должен осуществляться в порядке исключения; подчеркивая, что свобода обмена ин­формацией через Интернет не должна ущемлять человече­ское достоинство, права и основные свободы других людей, особенно несовершеннолетних; учитывая, что должно соблю­даться равновесие между уважением желаний пользователя Интернетом не раскрывать свою личность и необходимостью правоохранительных органов выявлять лиц, ответственных за совершение преступлений».

В качестве основных принципов в Декларации указано на необходимость регулирования или саморегулирования ин­формации в сети Интернет. При соблюдении гарантий, пред­усмотренных п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, могут быть приняты меры, обязывающие удалять четко распознаваемую информацию или блокировать доступ к ней в случае, если компетентные национальные вла­сти примут временное или окончательное решение о ее неза­конности. Для обеспечения защиты против наблюдения в сети и расширения свободного обмена информацией и мнениями государства-члены должны учитывать желание пользователей Интернетом не идентифицировать свою личность. Это не ме­шает государствам-членам принимать меры и сотрудничать для установления ответственности за преступления, в соот­ветствии с национальными законодательствами, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими между­народными соглашениями в области правосудия и поддержа­ния общественного порядка.

13 мая 2005 г. Комитет министров Совета Европы при­нял еще один основополагающий документ - Декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе, которая подтверждает, что все права, закреплен­ные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, полностью сохраняют свое действие и актуальность в инфор­мационном веке и должны быть соблюдаемы, несмотря на но­вейшие технические средства и достижения.

Декларация вводит важный принцип информационного права, который может быть сформулирован так: все, что за­прещено офлайн, должно быть запрещено онлайн, и наобо­рот, все, что разрешено офлайн, должно быть разрешено он­лайн.

Свобода слова, информации и общения должны одина­ково уважаться в виртуальном и невиртуальном пространстве и не должны подвергаться другим ограничениям, кроме пред­усмотренных в ст. 10 Конвенции, только потому, что общение осуществляется в цифровой форме.

Помимо этого документ устанавливает, что данные о тра­фике электронных сообщений и само их содержание полно­стью подпадают под действие ст. 8 Конвенции (право на не­прикосновенность частной жизни) и не должны быть никак ограничены, кроме случаев, предусмотренных данной статьей. Поэтому при любой обработке персональных данных должно соблюдаться право на неприкосновенность частной жизни9.

Отсюда следуют и основные цели, к достижению которых необходимо стремиться при обработке информации, относя­щейся к частной жизни в киберпространстве:

- защита информации о частной жизни субъектов-поль- зователей сети Интернет;

- защита информации о частной жизни лиц, не являю­щихся пользователями сети Интернет, но информация о кото­рой обрабатывается в сети Интернет;

- нахождение баланса между свободой информации и правом на уважение частной жизни при осуществлении ин­формационных процессов в сети Интернет, исходя из принци­па равноценности указанных прав.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика