Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Обеспечение мира и безопасности в Евразии (международно-правовая оценка событий в Сирии)
Научные статьи
23.11.15 20:07
вернуться

Обеспечение мира и безопасности в Евразии (международно-правовая оценка событий в Сирии)



ЕВРАЗИЙСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Фархутдинов И. З.
В статье утверждается, что современные стратегические концепции США и НАТО подрывают мир и безопасность во всем мире, грубо нарушают основные принципы и нормы международного права. Свержение законных президентов С. Милошевича, С. Хусейна, М. Каддафи, Х. Мубарака, Януковича привело к уничтожению государственности на огромной территории Северной Африки, Ближнего Востока, вызвало такое новое явление как глобальный терроризм, который гораздо опаснее, по мнению автора, обычного международного терроризма. В ходе массовой нелегальной миграции, как показывает серия ноябрьских терактов в Париже, и просочились в Европу профессионально обученные киберпреступники, прошедшие академию терроризма в Ираке, Сирии.
Ключевые слова: угроза миру и безопасности, глобальный терроризм, суверенное равенство государств, принцип невмешательства, государственный суверенитет, ИГИЛ, «Свободная сирийская армия»

Анонс. Читайте в №10 (89) 2015

Farkhutdinov I. Z.

Achieving peace and security in Eurasia (international legal assessment of the events in Syria)

The article states that the current strategic concept of NATO and the United States are undermining peace and security throughout the world, in flagrant violation of the basic principles and norms of international law. The overthrow of the legitimate President Milosevic, Saddam Hussein, Gaddafi, Mubarak, Yanukovich led to the destruction of statehood in the vast territory of North Africa, the Middle East, caused a new phenomenon of global terrorism, which is much more dangerous, in the author's opinion, customary international terrorism. During mass illegal migration, as shown by a series of terrorist attacks in Paris November and leaked to Europe professionally trained cybercriminals past Academy of terrorism in Iraq and Syria.

Keywords: a threat to peace and security, global terrorism, the sovereign equality of States, non-intervention, state sovereignty, IGIL, «Free Syrian Army»



Угроза миру и безопасности во всем мире, исходящая от действующих на территории Сирии и Ирака групп международных боевиков, после серии ноябрьских терактов в Париже, стала катастрофической. Фактически все началось с 2013 года, когда вооруженные до зубов террористы, объявившие себя ни много ни мало «Исламским государством», как говорится, среди белого дня при всем честном народе, точнее, международном сообществе, захватили огромные территории двух суверенных государств – Сирии и Ирака.

Опасность глобального терроризма обостряется еще и тем, что за последние четыре года насильственно, при грубом нарушении Устава ООН, основных принципов и норм международного права, свержены законные правительства в соседних странах (Египет, Ливия, Тунис, Йемен). А незадолго до этого был основательно разрушен вполне благополучный Ирак, являющийся очень много веков назад колыбелью человеческой цивилизации. В 2003 году США, выкручивая руки своим союзникам, пошли на применение военной силы в этом суверенном государстве без санкции Совета Безопасности ООН, что и сегодня автоматически позволяет считать действия военных сил НАТО считать агрессией.  В настоящее время запрет на использование силы и угрозы силой является общим принципом права.

Постоянные члены Совбеза ООН Россия и Китай занимали позицию невмешательства во внутренние дела и не нарушения государственных границ Ирака (а сегодня – аналогично Сирии). Роль России и Китая в новейшей евразийской геополитике обуславливается не только их географическим положением – они являются крупнейшими евразийскими государствами, а также сложившейся мировой обстановкой, связанной с экспансивной политикой Запада относительно стран Северной Африки, Ближнего Востока. Евразийская геополитика кардинально изменилась в результате государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г.  и превращения Украины в американский протекторат.



Инсур Фархутдинов,
доктор юридических наук,
главный редактор Евразийского
юридического журнала

Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (Принята резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1981 года) гласит: ни одно государство или группа государств не имеет права осуществлять интервенцию или вмешательство в любой форме или по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела других государств (п.1). Международное право в условиях новых вызовов и угроз требует сочетания национальных интересов и выживания всего сообщества, недопущения использования силы права.

Кровавые революции в вышеназванных странах, названные почему-то «цветными революциями», грубо нарушая нормы международного права на евразийском пространстве в том виде, сопровождались незаконным вмешательством США и ряда других ведущих стран НАТО и ЕС в дела государств СНГ. Казалось бы, США, оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР, должны были стать, как обещали громогласно, мировым гарантом стабильности. Но увы, напротив, они все чаще проявляют инициативу в возникновении вооруженных конфликтов в разных частях света.

Ни одна страна не имеет право навязывать свое превосходство другим суверенным государствам и силой заставлять подчиниться своему политическому или экономическому диктату, суверенитет является неотъемлемым свойством государства – такова позиция России. К сожалению, Запад все чаще отходит от принципа суверенного равенства государств.

Военные действия террористов против легитимного правительства, спровоцированные США и некоторыми арабскими монархическим режимами, начались в Сирии в марте 2011 года. Применение односторонних санкций недопустимы, ключевым условием для достижения стабильности в международных отношениях является верховенство права.

Сегодня отчаянные попытки основательно разрушить Сирийскую Арабскую Республику продолжаются, задача – расчленить и создать на ее исторической территории ряд протекторатов, имеющих, как выяснилось, громадные залежи углеводородов. Прямое вмешательство во внутренние дела вышеназванных арабских стран в ходе так называемых «цветных», а на самом деле террористических, революций, как раз и стал причиной расцвета терроризма на большом Ближнем Востоке. Разве можно было представить тот хаос и разгул терроризма в Египте при президенте Мубараке? Уверен, что невозможна была бы и гибель россиян при крушении пассажирского лайнера А321 на Синае.

Массовая нелегальная миграция ужаснула Европу, что стало прямым следствием так называемых цветных революций, спровоцированных извне и практического уничтожения государственности на огромной территории Северной Африки, Ближнего Востока и Афганистана. В составе многотысячных толп мигрантов в Европу, как оказалось, и просочились профессионально обученные наемники, прошедшие «школу терроризма» в Ираке, Сирии…

Массовые потоки беженцев в Европу были спланированы. Оказывается, западные банкиры заранее знали, куда и как пойдет поток беженцев. Потому что загодя «вдруг» открыли свои филиалы там, где люди смогут удобно снимать наличные для своего долгого пути.

Сегодняшняя гражданская война в Сирии – это еще один наглядный пример бездумной внешней политики США, которая началась с насильственного свержения законных президентов Саддама Хусейна, Муамара Каддафи, Хосни Мубарака. В результате на большом Ближнем Востоке к власти пришли экстремистские силы. Регион стал источником международного терроризма, то есть еще более взрывоопасным. Положение населения резко ухудшилось: крайняя нищета, гибель мирных жителей, тысячи беженцев, ухудшение экономического положения.

С осени 2015 США и их союзники осуществляют авиаудары по позициям ИГ в Сирии и Ираке. При этом действия коалиции во главе с США в Сирии без согласия законного правительства Б. Асада идут вразрез с международным правом и нарушают суверенитет Сирийской Арабской Республики. Поскольку только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта, в соответствии со ст. 39 Устава ООН, агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Иначе любое применение военной силы является, с точки зрения международного права, агрессией.

Определение агрессии – так прямо озаглавлена резолюция 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года. Агрессией статья 1 считает применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

Справедливости ради скажем, что западная коалиция заручилась поддержкой властей Ирака в противодействии боевикам так называемого Исламского государства. А вот удары по Сирии наносятся без согласования с правительством этой страны и, еще раз подчеркнем, без резолюции СБ ООН применяется военная сила на территории суверенного государства. То есть Обама и ряд европейских лидеров откровенно нарушают международное право.

Прекращение любого насилия и скорейшее мирное урегулирование кризиса самими сирийцами без иностранного вмешательства путем диалога между правительством и оппозицией был согласован консенсусом в резолюциях Совета Безопасности ООН № 2042 и 2043 и в Женевском коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года. Но участвующие в сирийском конфликте антиправительственные силы и их зарубежные покровители явно или тайно саботировали эти важнейшие международно-правовые документы.

По замыслу американских политологов так называемый «управляемый хаос» призван подменить основополагающие принципы международного права, на котором основывалась с момента учреждения ООН в 1945 году вся международная система обеспечения мира и безопасности. На большом Ближнем Востоке Запад эту задачу отводит протекторатам, кстати, в таковое практически нынче превращена и Украина.

Это и есть достижение современного западного миротворчества? Нет. Это есть эскалация международной напряженности, выгодной гегемонистским устремлениям США.

По мнению профессора О. Н. Хлестова, из событий, происходящих на севере Африки и в Сирии, самым опасным является возрастание использования иностранного вмешательства для насильственного свержения законных правительств и замены их угодными для иностранных кругов. А это создает угрозу и для других регионов мира. Другими словами, речь идет не о региональной безопасности на Ближнем Востоке, а о международной безопасности на всей территории Евразии, начиная с Гибралтара, кончая всем Азиатско-Тихоокеанским регионом, да и во всем мире.

Ближний Восток как был десятилетиями очагом международной напряженности, так и остается до сих пор. Ситуацию осложняет и то, что Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими странами не подписан до сих пор.

Политическая ломка Ближнего и Переднего Востока, юго-западной конечности Евразии, вступила в крайне опасную фазу. Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики, Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. Дипломатические отношения между нашими странами были установлены в январе 1944 года, одновременно с провозглашением Сирией независимости. В настоящее время они основаны на базовом российско-сирийским договоре от 1980 года.

Итак, в октябре 1980 года был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой. 14 ноября 1980 года он был ратифицирован указом Президиума Верховного Совета СССР. В декабре 1991 года Сирия признала Россию официальной правопреемницей СССР. Статья 14 гласит: «Настоящий Договор будет действовать в течение двадцати лет со дня его вступления в силу. Если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит за шесть месяцев до истечения указанного срока о своем желании прекратить действие Договора, он будет оставаться в силе на следующие 5 лет и так до тех пор, пока одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сделает за шесть месяцев до истечения текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие».

В общем, Договор о дружбе между двумя странами действует и в настоящее время. Договор о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 года, подписанный 35 лет назад, и сегодня является надежной основой для развития всесторонних отношений между Россией и Сирией. Еще тогда стороны в статье 1 заявили о своей решимости неуклонно развивать и укреплять сотрудничество и в военной сфере. Статья 6 двухстороннего международного договора которого гласит: «в случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира».

Данный двусторонний международный договор как результат согласования воль двух суверенных государств, выражает общую волю России и Сирии, что, кстати, имеет важные последствия для норм договорного права. Воля государства при любой форме ее выражения (в договоре, обычае и т.д.) определяется его интересами и, прежде всего, политическими и экономическими. Через волю государств экономическая структура общества осуществляет решающее воздействие на развитие международного права. Международное право, являясь регулятором международных отношений, выполняет две неразрывно связанные и взаимопроникающие функции: стабилизирующую и созидательную.

Российская военная операция, начавшаяся 30 сентября 2015 года в Сирии, проводится по просьбе его законного правительства. В отличие от бомбардировок США и их некоторых союзников единственной целью военной операции России, проводимой по просьбе правительства Сирии, являющегося суверенным государством со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми полномочиями, является установление мира. Российские военные находятся в Сирии в полном соответствии с международными правилами и нормами, которые были юридически закреплены в Договоре о дружбе и сотрудничестве от 1980 года.

Позиция России в отношении Сирии, которая выгодно отличается от ее позиции по Ливии (по мнению специалистов, тогда была допущена непоправимая дипломатическая ошибка), совершенно иная, чем позиция западных стран. Россия, вместе с рядом других государств – Китаем, Индией, Бразилией, Ираном, – выступает за соблюдение международного права, против иностранного давления на законное правительство Сирии, против поддержки вооруженной оппозиции. Россия добивается, чтобы международное сообщество помогало противоборствующим сторонам прекратить военные действия и мирным путем, путем переговоров решить вопросы государственного устройства страны. Россия также предлагает сторонам свои добрые услуги, посредничество и другие подобные акции.

От позиции Тегерана сейчас во многом зависит и успех российской военной кампании в Сирии, и судьба Башара Асада, и перспектива борьбы с Исламским государством в целом. Не говоря уже о ценах на нефть и оружейных контрактах.

Позиция России по Сирии является законной и целесообразной в рамках международного права. «Мы действуем на основе Устава Организации Объединенных Наций, то есть основных принципов современного международного права, в соответствии с которым тот или иной вид помощи, в том числе военной помощи, могут и должны быть предоставлены исключительно законному правительству той или иной страны, на его согласие или просьбу, или по решению Совета Безопасности Организации Объединенных Наций», сказал Путин.

«Военные поставки для борьбы с террористами ведутся с соблюдением всех формальностей и в рамках существующих контрактов между правительствами России и Сирии. Все наши контакты по линии военно-технического сотрудничества с сирийцами абсолютно законны. Россия учитывает обстановку в этом регионе и поставляем туда только то оружие, которое не может быть использовано против других стран. Поверьте мне: все, что у них есть, направлено исключительно для защиты своих границ и борьбы с террористами», продолжил президент России.

И сегодня Россия и Сирия, являясь многолетними союзниками в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 года, остаются верными целям и принципам Устава ООН, в том числе принципам уважения суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, изложенным в двустороннем договоре.

С 2000 года Башар Асад является бессменным президентом Сирии. Его отец Хафез Асад в течении около 30 лет обеспечивал порядок и благополучие народа. В 2011 году искусственно извне были организованы массовые протесты, в результате которых и возникло невиданное до сих пор чудовище, назвавшее самого себя Исламским государством.

Что же из себя представляет так называемое Исламское государство Ирака и Леванта (сокращенно ИГ или ИГИЛ)? Эта крупнейшая международная террористическая организация, создана по заказу «Аль-Каиды» 15 октября 2006 года путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок. С 2013 года ИГ, взявшее под свой контроль большую часть территории Сирии и Ирака, (между прочим при попустительстве некоторых арабских монархических режимов, к чему подтолкнули их, повязанных финансово, США) фактически определяют, как непризнанное квазигосударство с шариатской формой правления и штаб-квартирой в сирийском городе Ракка. 29 июня 2014 года ИГ провозгласил себя всемирным халифатом.

ИГ к началу российских бомбардировок насчитывал около 80 тысяч боевиков (50 тысяч из них действовали в Сирии), выходцев из стран Ближнего Востока, Европы и США, а также России и других стран СНГ. Костяк организации составляют бывшие сотрудники силовых ведомств Ирака, покинувшие службу после свержения Саддама.

Какой здравомыслящий человек не будет соглашаться с тем, что исламские боевики не являются врагом цивилизации, мировой культуры, человечности. А как же иначе? Человек съедает сердце и печень солдата сирийских правительственных войск – этот содрогающий сердца всех людей эпизод прошел, пожалуй по всем телевизионным каналам. Но эти же СМИ между тем молчат, что этот людоед является, по некоторым сведениям, командиром одного из подразделений так называемой Свободной сирийской армии (СCА), воюющей бок о бок с ИГИЛ против законного правительства Сирии. Создана 29 июля 2011 г. не без поддержки Франции, между прочим, имеющей более чем два века демократических традиций. Стоит ли делить террористов на умеренных и неумеренных?

Франция, США считают «Свободную сирийскую армию» (ССА) легитимным представителем сирийского народа. Оппозиция получает денежную и военную помощь, причем, не только из западных стран, а еще Катара и Саудовской Аравии – традиционными соперниками Ирана и Сирии за влияние на Ближнем Востоке. ССА Запад выдает за «умеренных» террористов. Оказывается, бывают и «умеренные» каннибалы. Это есть торжество ценностей западной демократии!? Еще раз подтверждается то, как Запад уже давно навязывают всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечают особенностям развития различных стран и народов. Для некоторых радетелей западных ценностей и людоед может быть хорошим террористом, защищающим «западные ценности». Им нипочем также и то, что «Исламское государство» активно рекрутирует детей для ведения боевых действий – на фронтах ежедневно наравне с взрослыми террористами гибнут дети-бойцы.

Главное обвинение, выдвигаемое против правительства Асада, – нарушение прав человека. В Сирии после того, как оппозиция начала военные действия против правительства, погибло около 250 тыс. человек. Но там внутренний, немеждународный вооруженный конфликт, когда действуют не нормы международного права о защите прав человека, предназначенные для мирного времени, а гуманитарное право. Как показывает международный опыт, обычно в подобных конфликтах все противоборствующие стороны повинны в нарушении правил ведения военных действий – гуманитарного права. То же происходит и в Сирии: вооруженная оппозиция, использующая терроризм, прежде всего, виновна в гибели мирных жителей, военнослужащих правительственных войск, полиции и других должностных лиц. А в случае победы оппозиции число жертв увеличится.

На большом Ближнем Востоке происходит массовое нарушение прав человека. Россия поддерживает линию Совета Безопасности ООН на рассмотрение и прекращение массовых нарушений прав человека как подпадающих под главу VII Устава ООН. Она также выступает за соблюдение гуманитарного права во время межгосударственных и немеждународных вооруженных конфликтов в Сирии. Вопрос о правах человека – остро-политический, часто используется некоторыми странами, в первую очередь США, как инструмент для достижения их внешнеполитических целей. Кстати, США так и не стали участником ряда таких договоров; например, Пакт об экономических и социальных правах 1966 г., Факультативный протокол 1966 г. к Пакту о политических и гражданских права.

Может ли выполнить Сирия политические решения до того, как уничтожит террористов и достигнет стабильности по всей территории страны? Вопрос не риторический.

Итак, десятилетиями, а то и веками на Ближнем Востоке копились межэтнические, религиозные, политические противоречия, острейшие социальные проблемы. Попытки извне грубо переустроить страны стали той спичкой, которая привела к разрушению целых государств, всплеску терроризма и, в конечном счёте, к многолетней угрозе миру во всем мире. Проходившие на севере Африки и в Сирии события были результатом не только внутренней борьбы, но и иностранного вмешательства, которое порой играло решающую роль, например, в Ливии, Египте. Западные страны – США, Великобритания, Франция, ряд арабских стран, Турция всячески противодействуют борьбе законного правительства Сирии с оппозицией, стремящейся вооруженным путем свергнуть легитимное правительство. Эти страны всячески поддерживают оппозицию, оказывая ей политическую, экономическую, информационную и военную помощь, в связи с чем оппозиция не соглашается ни с какими уступками, которые предлагает правительство Асада (новая конституция, выборы и т.п.).

Между тем, принцип невмешательства во внутренние дела государств является одним из основополагающих принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН и ряде других международных документов. Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г.

 Прекращение любого насилия и скорейшее мирное урегулирование кризиса самими сирийцами без иностранного вмешательства путем диалога между правительством и оппозицией был согласован консенсусом в резолюциях СБ № 2042 и 2043 и в Женевском коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года. Но участвующие в сирийском конфликте стороны и их зарубежные покровители явно или косвенно саботировали эти важнейшие документы.

В частности, в Заключительном коммюнике «Группы действий» по Сирии, принятом в Женеве 30 июня 2012 года участники «Группы действий» заявили о своей приверженности суверенитету, независимости, национальному единству и территориальной целостности Сирии (пункт 3). Как известно, государственный суверенитет является фундаментом в регулировании международных отношений и в создании международных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права.

Стороны обязались в полном объеме осуществить план из шести пунктов и резолюции № 2042 и 2043 Совета Безопасности. В частности, заявили о том, что прекращение вооруженного насилия должно подкрепляться незамедлительными, вызывающими доверие и зримыми действиями правительства Сирии по выполнению других положений плана из шести пунктов, а также о решимости действовать безотлагательно и активно, с тем, чтобы положить конец насилию и нарушениям прав человека и начать проводимый под руководством сирийцев политический процесс, ведущий к переходу, который отвечает законным чаяниям сирийского народа.

Российская доктрина поддерживает линию Совета Безопасности ООН на рассмотрение и прекращение массовых нарушений прав человека как подпадающих под главу VII Устава ООН. Она также выступает за соблюдение гуманитарного права во время межгосударственных и немеждународных вооруженных конфликтов.    

Кому же выгодно перманентное военное противостояние? Слишком многие игроки стремятся получить свои дивиденды от полного распада Сирии как суверенного государства, чтобы не обращать внимания на страдания миллионов людей (в Сирии погибло только, по разным оценкам, около 250 тыс. людей за последние 4 года). И Турция, и Израиль, и Саудовская Аравия, да и не только, тайно или явно рассчитывают на то, что у них хватит инструментов и ресурсов, чтобы направить полыхающий огонь на своих противников. В общем, большой Ближний Восток по-прежнему сотрясает не только Евразию, но и весь мир.

Положения Устава ООН, относящиеся к использованию силы, сохраняют свое значение и в настоящее время. Запрет на применение силы, за исключением случаев, определенных Уставом ООН, носит характер императивной нормы международного права и не может быть легко изменен или отменен по причине даже многочисленных нарушений или на основании правовой позиции, которой придерживаются лишь одно или несколько государств, какой бы военной и экономической мощью они не располагали, права.

С точки зрения международного права на охваченной войной этой, юго-западной, части Евразии, может быть восстановлен мир путем создания региональной системы коллективной безопасности. Региональные системы коллективной безопасности могут быть созданы в соответствии с п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов «при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации». Что касается Сирии, то такие региональные организации, как Лига арабских государств (ЛАГ), Организация исламского сотрудничества (ОИС) не могут обеспечить мир и безопасность в регионе. Поскольку они под давлением Саудовской Аравии и Катара заняли позицию против законного правительства Башара Асада, тайно оказывая финансовую поддержку террористическим группировкам, в массовом порядке проливающим кровь в Сирии и Ираке. А теперь уже и в Париже.

Необходимы коллективные меры по восстановлению долгожданного мира в Сирии. После Второй мировой войны была создана всемирная система коллективной безопасности под эгидой Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42). Отступление от вышеперечисленных принципов и норм в любом случае представляет собой нарушение международного права.

Международное сообщество обвиняет «Исламское государство» в многочисленных преступлениях против мира и человечности. Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г. Жертвами группировки становятся целые народы (курды, езиды), и религиозные группы: христиане, шииты и другие. Их террористы истребляют методично по нацистскому сценарию. Согласно докладу правозащитной организации Amnesty International, сотни женщин и девочек, многим из которых 14 и 15 лет и даже моложе (сообщалось о жертвах 11 лет) стали жертвами групповых изнасилований и попали в сексуальное рабство. ИГ репрессирует не только людей, но и объекты культурного наследия. От рук террористов пострадали уже более 700 уникальных исторических объектов.

Заметьте, ИГИЛ – первая в истории террористическая организация-миллиардер. Основной источник ее финансовых поступлений – грабежи, разбойные нападения, вымогательства, торговля нефтью на черном рынке, получение выкупов за заложников. Особая статья доходов – финансирование из стран Персидского залива. Террористы ИГ, например, получили, по некоторым сведениям, 4 млрд долларов от подданных Саудовской Аравии.

 В сентябре 2014 года группировка громогласно пригрозила России «освобождением» Чечни и Кавказа. В июне 2015 года в Интернете появилось видеообращение, в котором заявлялось, что все подконтрольные «Имарату Кавказ» (Кавказский эмират – исламистская террористическая организация, действующая на Северном Кавказе и ставящая своей целью создание независимого исламского государства) боевики приносят присягу «Исламскому государству».

В декабре 2014 года Верховный суд РФ признал террористическими международные организации «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра», запретив их деятельность на территории страны. Таким образом, был удовлетворен иск Генеральной прокуратуры России. В связи с этим любое участие в деятельности «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» на территории России считается уголовным преступлением. В ряде и других стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.

США и их союзники по НАТО усиленно внушают мировой общественности, что Б. Асад – вероятный военный преступник, начавший гражданскую войну с вооруженного подавления мирных демонстраций, использовавший бочковые бомбы и химическое оружие против гражданского населения страны. Согласитесь, сценарий тот же, что применялся и против легитимного лидера Ирака Саддама Хусейна.

Позиция России неизменна, Асад был и остается легитимным руководителем Сирии. В случае насильственного его свержения при попустительстве, а то и прямой поддержке антиправительственных сил, страну ждет незавидная судьба Ирака, Ливии, Египта, Украины… Предоставление военной поддержки незаконным структурам противоречит принципам современного международного права и Устава Организации Объединенных Наций.

Кризис ООН как хранителя международного права развивался все последнее десятилетие и заключался в самом допущении того, что государство, которое ни на кого не нападает и никому не угрожает, почему-то должно быть «принудительно разоружено,» в том числе и с помощью военной силы. Именно применение военной силы запрещено Уставом ООН, а отказ от применения силы, как и суверенное равенство всех субъектов международного права, входят в так называемые основополагающие принципы международного права, с которых начинаются как Устав ООН, так и все учебники международного публичного права.

Обвинения ООН в неэффективности ее механизмов, призванных сохранить мир и безопасность, в значительной мере справедливы. Дух Основных Принципов международного права, сформулированных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года и Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, до сих пор не обеспечен буквой точных и последовательных нормативно-правовых установлений. Речь идет о таких основополагающих принципах, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, территориальная целостность государств, равноправие и самоопределение народов, разрешение международных споров мирными средствами, уважение прав человека и основных свобод. Их нарушение буквально взрывает международно-нормативную систему.

Более того, в условиях начавшегося в 2014 году нового резкого противостояния между Западом и Востоком, происходит разлад устоявшейся десятилетиями после учреждения ООН международно-нормативной системы, что также способствует напряжению, считает автор данных строк.

Все началось с 24 марта 1999 г., когда США и их союзники по НАТО, вопреки принципам и нормам международного права, Уставу ООН, совершили агрессию против Союзной Республики Югославии. Эта многонедельная агрессия помимо бесчисленных жертв среди мирного населения и разрушений гражданских объектов фактически вызвала широкомасштабную экологическую катастрофу. Никакой ответственности за эти тяжкие злодеяния политические руководители США и НАТО не понесли.

Тогда впервые с моменту учреждения ООН в 1945 году были игнорированы не только принципы «ялтинско-потсдамской» системы мироустройства, сложившейся после Второй мировой войны, но и вся структура международного права Нового времени, ведущая свои истоки от Вестфальского мира и провозгласившая принцип национального суверенитета.

Еще ярче проступил кризис ООН с началом агрессии против Ирака. 20 марта 2003 г. США и Великобритания вопреки Уставу ООН, принципам и нормам международного гуманитарного права, стандартам в области прав человека совершили вооруженное нападение на суверенное государство Ирак, чем продемонстрировали всему миру господство права силы в международных отношениях. Война привела к гибели десятков тысяч мирных граждан и сотням тысяч беженцев, тяжелейшим разрушениям инфраструктуры и хозяйства страны. Совет Безопасности не принял никакой резолюции, осуждающей военные действия США против этого суверенного государства. Что сегодня, через одиннадцать лет, происходит в Ираке, фактически лишенном полноценного суверенитета, – мы все видим.

Вместо устранения опасности терроризма эта затяжная война превратила Ирак в международную «академию» терроризма и вызвала активизацию террористических организаций в других районах мира, которая может сохраниться и после прекращения войны. Устранив Ирак как самостоятельный фактор в международной политике и превратив тем самым Иран в региональный центр силы, угрожая Тегерану бомбардировками, США создали новую проблему себе и другим государствам как в регионе Ближнем Востоке, так и в плане распространения оружия массового уничтожения.

США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. То же самое можно сказать и о событиях, охвативших страны Ближнего Востока, арабских революциях 2011 года. Война в Ливии красноречивое тому подтверждение. Между прочим, сегодняшние кровавые события в Сирии меняют расклад сил не только в районе Персидского залива, но и на мировом рынке энергоносителей, а также международных потоков инвестиций. По некоторым оценкам, объёмы залежей газа и нефти в Левантийском бассейне, к которому примыкают границы Израиля, Кипра, Сирии, Ливана (включая сектор Газа), составляют почти 3,5 триллионов куб. метров. Продолжающаяся почти три года гражданская война всегда считалась фактором, который ограничивал любые попытки проведения разведывательных работ на территории Сирии. Почему? Пока США не установили там свой полный контроль.

В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 года, выражена решимость государств «повышать уважение к верховенству права в международных и внутренних делах». В 2011 г. война НАТО против Ливии происходила с грубейшими нарушениями мандата, выданного им резолюцией СБ ООН № 1973. В конечном итоге войска НАТО совершили интервенцию и фактически насильственно свергли законное правительство Муамара Каддафи. Вполне благополучная Ливийская Джамахарийская республика (жизненный уровень народа едва ли не был одним из самых высоких в Африке) вернулась во времена средневековья. Что происходит в Ливии сегодня? Народ донельзя обнищал, готов пуститься вплавь в Средиземноморье, чтобы как-то выжить.

Сирийский конфликт уже давно серьезно влияет на среду безопасности в Турции и за ее пределами, и в дальнейшем Анкара рискует безнадежно увязнуть в трясине этого кризиса подобно тому, как Саудовская Аравия уже сейчас не может найти военного выхода из конфликта в Йемене. На практике дальнейшее ослабление или даже свержение режима Асада приведет лишь к усилению позиций радикальных исламистов и активизации этно-конфессионального противостояния и хаоса в Сирии. Как следствие вместо предполагаемого Анкарой решения сирийской проблемы в свою пользу Турция получит усиление очага нестабильности у своих границ, который к тому же уже сейчас оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию внутри самой Турции.

Политическое руководство США и Великобритании возомнили себя неким мировым жандармом, которому позволено посредством развязывания агрессивной войны наказывать лидеров других государств, элементарно попирая Устав ООН, в создании которой они принимали самое активное участие и являются постоянными членами ее главного органа – Совета Безопасности.

Москва в последние месяцы настойчиво продвигала идею подключения сирийских вооруженных сил к антитеррористической коалиции, в которую входят страны региона и западные державы. В этом контексте Россия рассматривает военную помощь Дамаску как необходимую для противодействия террористической угрозе. «Инициатива президента России о противодействии ИГ включает в себя в качестве стержневого элемента необходимость бороться с терроризмом повсеместно, без попыток устанавливать градацию: где «террористы» хорошие, а где – плохие».

Запад, исповедующий прагматические ценности, всегда стремился создать такой мировой порядок, который в максимальной степени отвечал бы его интересам, и, прежде всего, собственной безопасности. Иначе говоря, ему свойственно не подстраиваться под существующие нормы, а использовать их для реализации собственной политики – отсюда практика так называемого «двойного стандарта». США стремятся формировать такой международный порядок, который сохранил бы в неприкосновенности лидерство США во всем мире права.

Опасность вооруженного посягательства на безопасность другого государства угрозу политической независимости государства права.

В Резолюции № 2249 от 21 ноября с.г. Совет Безопасности ООН единогласно призвал в пятницу страны принять все необходимые меры в соответствии с международным правом для борьбы с «Исламским государством» и другими террористическими организациями в Ираке и Сирии, а также ликвидировать пристанище экстремистов на территории двух стран.

Россия представила текст резолюции о координации действий в борьбе с террористическими организациями в конце сентября. Документ не устроил ряд западных стран, так как призывает координировать антитеррористические усилия с властями стран, на территории которых проводятся военные операции. 18 ноября РФ предложила свой проект резолюции, который опирается на концепцию самообороны и 51 статья Устава ООН.

Создание и обеспечение функционирования нового экономического миропорядка требует более высокой организации мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости. Сегодня это ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит международно-правовое регулирование других глобальных проблем.

Нельзя одной рукой бороться с террористами, а другой, фактически, подыгрывать им, руководствуясь конъюнктурными соображениями. Освоили ли США и НАТО этот единственный путь – покажут ближайшие недели.

 

Пристатейный библиографический список:

1. Ашавский Б. М. Концепции и их роль в современном международном праве // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12(79). С. 30-33.

2. Бекяшев К. А. Международное право и государства // Евразийский юридический журнал. 2013. № 5(61). С. 13-14.

3. Вельяминов Г. М. Международное право: опыты. М., Статут. 2015.

4. Верещетин В. С. О некоторых концепциях в современной доктрине международного публичного права // Материалы конференции в честь профессора кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Л. Н. Галенской / Под ред. С. В. Бахина. – СПбГУ, 2009.

5. Галенская Л. Н. Основные принципы международного права: развитие и взаимодействие (на примере принципа воздержания от угрозы силой или ее применения и мирного разрешения споров) // Современное международное право. Теория и практика. Liber amicorum в честь профессора С. В. Черниченко. М., 2015

6. Кузьмин Э. Л. Влияние международного права на миропорядок: возможности и пределы // Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева. М.: Проспект, 2013. С. 152-158.

7. Котляр В.И. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Автореф. дисс. на соиск. Учёной степени доктора юридических наук. М., 2007.

8. Лукашук И. И. Мировой порядок ХХI века / Международное публичное и частное право. 2002. № 1.

9. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. Том. I. М., 2004.

10. Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009.

11. Нарышкин С. Е Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. и международное право. Интервью. // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2(81). С. 8-10.

12. Тиунов О. И., Каширкина А. А., Морозов А. Н. Выполнение международных договоров Российской Федерации / Ответ. ред. О. И. Тиунов. М.: Норма, 2011. С. 11-37.

13. Ушаков Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997.

14. Фархутдинов И. З. Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 5. С. 13-25.

15. Фархутдинов И. З. Россия и Китай: взаимные инвестиции (опыт правового регулирования для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 6. С. 16-29.

16. Фархутдинов И. З. Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8. С. 13-38.

17. Фархутдинов И. З. Евразийская интеграция и испытание украинской государственности в системе международного права // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12. С. 15-20.

18. Хлестов О. Н. Российская доктрина международного права // Евразийский юридический журнал. 2013. № 3(58). С. 19-22.

19. Черниченко С. В. Контуры международного права. М.: Научная книга, 2014.

20. Черниченко С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8(87). С. 21-27.

21. Tunkin G.T. International Law in the international system // Academie de droit international Recneil des Cours. 1975. Vol. 147.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика