Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда
Научные статьи
24.11.15 11:07

вернуться

Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда

alt 
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Игуменов А.С.
9 88 2015
В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в ходе розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда, а также пути их решения. Существующие проблемы представлены и рассмотрены автором с учетом его практической деятельности в органах внутренних дел, в том числе и по данной линии работы.


Термин «розыск» в российской юридической терминоло­гии имеет глубокие исторические корни, и его содержание из­начально было весьма широким и многозначным. Начиная с Судебников 1497 г., 1550 г., а затем и Соборного Уложения 1649 г. «розыском» (сыском) обычно называлась процессуальная форма, по которой раскрытие и расследование преступлений вели государственные органы.

С течением времени первоначальный смысл слова «ро­зыск» значительно сузился, поскольку в результате судебной реформы 60-х годов XIX в. в уголовном судопроизводстве Рос­сии появились новые понятия «дознание» и «расследование». Термин «розыск» получил свое законодательное закрепление в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных ме­тодах расследования, включающих в себя словесные расспро­сы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т.е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию ОРД.


 

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становится предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 г. защитил В. А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия ро­зыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступ­ников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыски­ваемых. Такой подход к понятию розыскной работы прочно закрепился в оперативно-розыскной теории.

    Розыскная работа является самостоятельным направ­лением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение ра­зыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголов­ной ответственности, отбывания наказания, исполнения опре­деленных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Практика показывает, что лица, подозреваемые (обвиня­емые) в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающиеся от следствия или суда, прибегают к более ухищренным способам укрывательства от сотрудников ОВД. В целях установления их местонахождения и задержания необ­ходимы более сложные оперативно-тактические комбинации и более значительные объемы проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий.

Деятельность органов внутренних дел по розыску лиц, совершивших преступление и скрывающихся от уголовного преследования, можно представить одним из аспектов обе­спечения уголовно-правового принципа неотвратимости на­казания. В этой связи проявляется тесная взаимосвязь реше­ния задачи оперативно-розыскной деятельности по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, с ее уголовно-процессуальным регулированием.

За последние годы в организации работы органов вну­тренних дел по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда накопился ряд проблем. Одни из них вполне можно решить имеющимися средствами, другие требуют за­конодательного урегулирования.

В организации работы правоохранительных органов по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сохраняются две группы проблем. Одна из них относит­ся к стадии досудебного производства по уголовным делам и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) и оперативных подразделений органов внутренних дел. Дру­гая - к стадии судебного производства по уголовному делу и охватывает вопросы взаимодействия суда, прокурора, опера­тивных подразделений органов внутренних дел в случаях, ког­да подсудимый скрылся от суда либо место его пребывания неизвестно.

   В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ следователь (до­знаватель) устанавливает место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он скрылся, принимает меры к его розы­ску. Таким образом, роль следователей и дознавателей в орга­низации и осуществлении розыска скрывшихся преступников в стадии досудебного производства по уголовному делу осно- вополагающая.

Однако сегодня приходится все чаще сталкиваться с их незаинтересованностью в розыске преступников в ходе рассле­дования. Характерные недостатки в работе следователей (до­знавателей) по организации розыска скрывшихся от следствия и дознания лиц таковы:

- непредставление исчерпывающих сведений о разыски­ваемом лице подразделениям розыска органа внутренних дел;

- отсутствие документов, подтверждающих, что следова­телем (дознавателем) принимались меры к установлению ме­стонахождения подозреваемого (обвиняемого) и доставлению его для производства следственных действий (корешки пове­сток, постановление о приводе, рапорты сотрудников органа внутренних дел, которые исполняли принудительный привод, и т.п.);

- неуведомление либо несвоевременное уведомление ор­гана, осуществляющего розыск, об обнаружении разыскивае­мого преступника или поступлении сведений о его местона­хождении;

- несвоевременное объявление в розыск;

- необоснованное объявление в розыск.

Ряд исследователей уверены, что существенная пробле­ма взаимодействия оперативных подразделений органов вну­тренних дел со следователями и дознавателями при розыске скрывшихся преступников - непредставление исчерпываю­щих сведений о разыскиваемом лице при объявлении его в розыск. Нередко в оперативные подразделения не направляют­ся сведения о возможном месте пребывания скрывшегося, его связях, особых приметах, одежде преступника, характеристи­ке личности (особенностях поведения), что негативно сказыва­ется на своевременности проведения комплекса оперативно­розыскных мероприятий и результатах розыска. Поручения следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) в этих случаях отличаются скудными, неполными данными о таких лицах и местах их предполагаемого нахождения, что лишает оперативные подразделения возможности своевременно орга­низовать и эффективно осуществить их розыск и задержание. В последующем материалы уголовных дел изучаются опера­тивными сотрудниками, и указанный недостаток устраняется, однако на это уходит время. Но если на начальной стадии ро­зыска между следователями (дознавателями) и оперативными подразделениями есть хоть какое-то взаимодействие (пред­ставление данных о личности разыскиваемого, обстоятель­ствах совершенного преступления, круге установленных в ходе следствия знакомых и друзей), то в дальнейшем какого-либо участия в розыске следователь (дознаватель), как правило, не принимает.

Не всегда решения следователей и дознавателей о при­остановлении уголовных дел в связи с розыском подозрева­емых и обвиняемых законны, считает Р. Ю. Шергин6. Имеют место факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК РФ о производстве всех следственных действий, производство кото­рых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

    К материалам дела в этих случаях не приобщаются ответы на запросы из медицинских учреждений, моргов, кредитных учреждений, компаний сотовой связи, не допрашиваются все установленные по делу свидетели, отдельные поручения оста­ются без надлежащего исполнения.

Нередко постановления о розыске обвиняемых выносятся не по факту уклонения подозреваемых и обвиняемых от явки к следователю или дознавателю, а перед окончанием срока предварительного расследования, что влечет несвоевремен­ность начала розыска и фактически предоставляет лицу от 2-3 недель до 2 месяцев на то, чтобы скрыться от органов предва­рительного расследования.

Из практики известны факты профессионально негра­мотного подхода предварительного следствия и прокуроров к избранию меры пресечения в отношении подозреваемых, обвиняемых. Не редки случаи, когда дознавателем или сле­дователем при избрании меры пресечения не учитываются определённые обстоятельства, указывающие на то, что лицо может скрыться.

Инициирование оперативными подразделениями перед следователями или дознавателями заключения под стражу привлекаемых к уголовной ответственности лиц часто оста­ётся не услышанным. Иногда это объясняется тем, что рас­следование уголовного дела, по которому в отношении по­дозреваемого, обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, доставляет следователю, дознавателю гораздо больше трудностей.

На современном этапе развития Российского государства соблюдение прав и свобод человека и гражданина является од­ним из приоритетных направлений его деятельности, в связи с чем органами государственной власти уделяется усиленное внимание надзору за органами, осуществляющими предва­рительное расследование и оперативно-розыскную деятель­ность. Указанные обстоятельства имеют как положительные, так и некоторые отрицательные последствия. В связи с этим следует отметить тот факт, что трактовка следователями, до­знавателями уголовно-процессуального законодательства в части касающейся избрания меры пресечения не всегда совпа­дает с мнением надзирающего прокурора.

Вопрос об избрании меры пресечения можно отнести к категории наиболее значимых проблем, касающихся ро­зыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда. Из­брание меры пресечения, не связанной с лишением свободы подозреваемых, в значительном количестве случаев приво­дит к попыткам данных лиц создать обстоятельства, препят­ствующие расследованию по делу (сокрытие вещественных доказательств, договоренность о даче одинаковых показаний с соучастниками). Кроме того, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу исключает возможность подо­зреваемого, обвиняемого скрыться от ОВД во время предвари­тельного следствия. Довольно часто осложняет расследование по уголовному делу, является причиной продления сроков предварительного следствия то обстоятельство, что при из­брании меры пресечения «подписка о невыезде» сотрудникам уголовного розыска приходится доставлять одно и то же лицо многократно. Это обусловлено необходимостью привода к следователю, дознавателю подозреваемого (обвиняемого), не желающего являться для проведения различных следствен­ных действий, ознакомления с материалами уголовного дела и даже вручения обвинительного заключения. Более того, как правило, данные лица не являются впоследствии и в суд, что порождает собой вынесение судьей постановления о розыске, что также возлагается на подразделения уголовного розыска.

      Подобные действия со стороны подозреваемых, обвиняемых, в большинстве случаев, опять-таки из-за противоречий с ор­ганами прокуратуры, не рассматриваются следователями как нарушения избранной ранее меры пресечения. В результате чего замена, к примеру, меры пресечения в виде подписки о невыезде при надлежащем поведении на заключение под стражу не происходит.

Имеющаяся в настоящий момент практика вынесения ре­шений об аресте не только способствует росту преступности, но и препятствует возможности проверки подозреваемых, об­виняемых на причастность к нераскрытым преступлениям.

Не лишена недостатков работа по розыску лиц, скрыв­шихся от органов дознания, следствия и суда, проводимая со­трудниками оперативных подразделений органов внутренних дел.

Анализ розыскных дел позволяет выделить следующие наиболее характерные нарушения в работе сотрудников уго­ловного розыска по розыску скрывшихся преступников:

- несвоевременное заведение розыскных дел;

- необоснованное прекращение розыска;

- другие нарушения (отсутствие ведомственного контро­ля, неполнота и несвоевременность розыскных мероприятий), которые составляют подавляющее число выявленных наруше­ний.

       В целях решения проблемы по установлению места пре­бывания подсудимых, уклоняющихся от явки в суд, представ­ляется необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство, в соответствии с которыми первоначальный этап розыска подсудимых (проверка возможных мест пре­бывания, наведение справок и т.п.) без проведения оператив­но-розыскных мероприятий был бы отнесен к компетенции службы судебных приставов.

Таким образом, большая часть проблем в организации розыска скрывшихся преступников относится к стадии до­судебного производства по уголовным делам. Однако часть проблем, как указывалось выше, требует совершенствования правового регулирования и вмешательства законодателя.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика