Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об установлении правовых ограничений, применяемых в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы, освобождаемых условно-досрочно
Научные статьи
26.11.15 12:20


К вопросу об установлении правовых ограничений, применяемых в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы, освобождаемых условно-досрочно

  
alt
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Давыдова И.А.
9 88 2015
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания пожизненного лишения свободы, формулируются предложения по установлению правовых ограничений в отношении указанной категории лиц, позволяющие скорректировать законодательный механизм их условно-досрочного освобождения, а также контроля за поведением осужденных после освобождения
  

В действующем уголовном законодательстве России по­жизненное лишение свободы предусмотрено лишь за особо тяжкие преступления, преимущественно связанные с посяга­тельством на жизнь человека. Неопределенность жизненной перспективы, вызванная назначенной судом мерой наказания в виде пожизненного лишения свободы, способна оказать на осужденного негативное воздействие, близкое к состоянию фрустрации (крушению надежд).

Вместе с тем необходимо отметить то важное обстоятель­ство, что уголовный закон формально сохраняет для осужденно­го рассматриваемой категории возможность условно-досрочного освобождения. Применение условно-досрочного освобождения в отношении пожизненно лишенного свободы дает возможность проживания в позитивной социальной среде, является важней­шим стимулом для его исправления.

Законодательный механизм условно-досрочного осво­бождения осужденных к пожизненному лишению свободы имеет целый ряд недоработок, которые не нашли своего раз­решения в настоящее время. Институт условно-досрочного освобождения в части его применения в отношении пожиз­ненно лишенных свободы нуждается в существенном уточне­нии положений, определяющих условия и основания его при­менения (ч. 5 ст. 79УК РФ), а также касающихся установления ограничений в отношении указанной категории.


 

На основе ретроспективного анализа российского законо­дательства, а также изучения зарубежного опыта применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания пожизненно осужденных считаем целесообразным установить определенные правовые ограничения в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы, освобождае­мых условно-досрочно из мест лишения свободы.

  1. В настоящее в России все категории осужденных (за ис­ключением лиц, совершивших преступление в период отбы­вания пожизненного лишения свободы) имеют возможность ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобож­дении. При этом в законодательстве ряда зарубежных госу­дарств предусматривается пожизненное лишение свободы с возможностью досрочного освобождения и без таковой, либо устанавливается специальный перечень категорий преступни­ков, которые не могут освобождаться досрочно. В российском законодательстве на различных этапах исторического разви­тия также указывались категории осужденных, к которым ус­ловно-досрочное освобождение не применяется. В этой связи считаем необходимым установить законодательный перечень осужденных к пожизненному лишению свободы, к которым условно-досрочное освобождение не применяется.

2. В настоящее время возможность освобождения ус­ловно-досрочно лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, предусматривается непосредственно из камеры в условия свободы, считаем, что данная ситуация требует корректировки. Осужденные, отбывающие наказание в виде пожизненного лишения свободы, характеризуются более высокой степенью общественной опасности. Кроме того, покамерное содержание указанной категории затрудняет процесс изучения их личности с точки зрения взаимодей­ствия с социумом, не позволяет прогнозировать возможное поведение осужденных после освобождения. В целях более тщательного изучения личности предполагаемого осво­бождаемого необходимо перевести осужденных из камер в общежития. В связи с чем предлагаем предусмотреть за 1 год до наступления срока условно-досрочного освобож­дения осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации пере­вод их по постановлению начальника колонии в специально предназначенное помещение для подготовки осужденных к освобождению, дополнив ч. 4 ст. 127 УИК РФ словами «... Осужденные, отбывающие наказание в облегченных усло­виях в целях успешной социальной адаптации за 1 год до наступления срока, необходимого для условно-досрочно­го освобождения, по постановлению начальника колонии могут быть переведены в специально предназначенное для подготовки к освобождению помещение».

3. В тюрьмах Англии пожизненно заключенные периоди-чески проходят обследование у психиатров и психологов. Исследования указывают на то, что уровень психических отклонений у них выше, чем у других групп заключенных. Более чем четверть пожизненно заключенных ранее совершали членовредительство, причиняли себе увечья; 16% самоубийств (от всех случаев в тюрьмах) совершают осужденные к пожизненному лишению свободы. Такое де­структивное поведение исследователи связывают с расстрой­ствами, вызванными проявлениями чрезвычайной жесто­кости, насилия, которые свойственны данным категориям преступников при совершении преступлений, а также безыс­ходностью, вызванной необходимостью отбывания заключе­ния на неопределенный срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее по­жизненное лишение свободы, может быть освобождено услов­но-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждает­ся в дальнейшем отбывании наказания. По нашему мнению суду для этого необходимо оценить психическое состояние освобождаемого (с учетом длительного срока отбывания на­казания, категорий преступлений, совершенных ими и т.д.), а также степень его опасности для общества.

Для обеспечения обоснованности принятия решения суда об УДО и нецелесообразности полного отбытия осужденным наказания, считаем необходимым за 6 месяцев до наступления срока условно-досрочного освобождения предусмотреть про­ведение судебно-психиатрической экспертизы осужденного, данные о результатах которой должны быть представлены в суд для решения вопроса об условно-досрочном освобожде­нии указанной категории осужденных. А также в характери­стике, которую готовит администрация ИУ на осужденного, подавшего ходатайство об УДО, должны содержаться данные комиссии ИУ о степени его опасности для общества. Для чего необходимо внести изменения в ст. 79 УК РФ, дополнив ее ч. 4 в следующей редакции: «В отношении осужденного, отбываю­щего пожизненное лишение свободы, суд также учитывает ре­зультаты судебно-психиатрической экспертизы и степень его опасности для общества», а также дополнить ч. 2 ст. 175 УИК РФ словами «...В характеристике на осужденных к пожизнен­ному лишению свободы должны содержаться также данные об оценке степени его опасности для общества и результаты судебно-психиатрической экспертизы».

4. В Англии условно-досрочное освобождение осущест­вляется комиссией, которая создается при Тюремном депар­таменте. При рассмотрении дел члены Комиссии по УДО засе­дают в составе не менее 3 членов: председателя, являющегося судьей Высокого суда, окружным судьей или судьей городско­го мирового суда (в зависимости от обстоятельств заслушивае­мого дела) и двух других членов, один из которых обязательно должен быть психиатром. Дело рассматривается в учрежде­нии, в котором содержится конкретный заключенный.

   С учетом повышенной общественной опасности лиц, от­бывающих пожизненное лишение свободы, и сложности рас­сматриваемого вопроса, а также зарубежного опыта, считаем необходимым рассмотрение дел об условно-досрочном осво­бождении пожизненно осужденных осуществлять коллегией из трех судей.

5. Часть 7 ст. 79 УК РФ предусматривает правовые послед­ствия неправомерного поведения для лиц, условно-досрочно освобождаемых из мест лишения свободы, в течение остав­шейся неотбытой части наказания. В отношении лиц, осуж­денных к пожизненному лишению свободы, нет соответству­ющего срока.

На наш взгляд, следует установить испытательный срок, поскольку освобождение лица от дальнейшего отбывания по­жизненного лишения свободы применяется судом условно. Именно данное обстоятельство предопределяет то, что лицо должно своим поведением доказать правильность такого ре­шения суда. Под испытательным сроком следует понимать определенный промежуток времени, на протяжении которо­го осуществляется контроль за освобожденным от дальнейше­го отбывания пожизненного лишения свободы, который под угрозой отмены такой поощрительной меры обязан выпол­нять возложенные на него судом обязанности и другие усло­вия испытания. Этот срок содержит в себе угрозу реальной отмены условного освобождения и возвращения в места ли­шения свободы для дальнейшего отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы. Считаем необходимым вне­сти соответствующие изменения в законодательство, установив испытательный срок в отношении указанной категории лиц не менее 10 лет, дополнив УК РФ ч. 5 в следующей редакции: «В отношении лиц, отбывающих пожизненное лишение свобо­ды, освобожденных условно-досрочно, устанавливается испы­тательный срок, в течение которого действуют правоограниче- ния, предусмотренные ч. 7 настоящей статьи».

6. Применяя условно-досрочное освобождение, суд мо­жет возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей (ст. 73 УК РФ). Что касается лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, то никаких особенностей по возложению на них обязанностей, либо указания на то, что суд должен в отношении указанной категории их установить, в за­конодательстве не предусмотрено.

При этом следует подчеркнуть, что далеко не во всех слу­чаях суд использует свое право на возложение соответствую­щих обязанностей, кроме того, до сих пор не создан в России специализированный государственный орган, осуществляю­щий контроль за поведением лиц, осужденных условно-до­срочно (предусмотренный ч. 6 ст. 79 УК РФ).

Законодательством предусмотрены административные ограничения лицам, в отношении которых установлен адми­нистративный надзор:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного поме­щения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом уста­новленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им вышеперечисленных обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица. При этом в законода­тельстве не предусмотрено установление административного надзора в отношении лиц, освобождаемых условно-досроч­но от отбывания пожизненного лишения свободы. А Пленум Верховного Суда РФ разъяснил следующее: «Лицо, освобож­денное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы. С учетом того, что в силу части 7 статьи 79 УК РФ при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, воз­ложенных на него судом при условно-досрочном освобожде­нии, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное осво­бождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данно­му лицу не может быть применен до истечения срока остав­шейся не отбытой части наказания. Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административный надзор в отношении такого лица может быть установлен по­сле истечения срока оставшейся не отбытой части наказания»5. Однако, как подчеркивалось выше, у пожизненно осужденных нельзя определить оставшуюся неотбытой часть наказания, а соответственно установить за ними административный над­зор. Было бы несправедливым, если бы законодателем не была предусмотрена правовая ответственность для пожизненно осужденных за неисполнение обязанностей или другое про­тивоправное поведение условно-досрочно освобожденного из мест лишения свободы. На наш взгляд, с учетом специфики данной категории правонарушителей следовало бы либо пе­речень индивидуальных обязанностей установить специально в ст. 79 УК РФ, либо установить административный надзор за лицами, освобождаемыми условно-досрочно от отбывания пожизненного лишения свободы, внеся соответствующие из­менения в ст. 173 УИК РФ и законодательство об администра­тивном надзоре.

Таким образом, можно предположить, что сформули­рованные нами предложения существенным образом скор­ректируют законодательный механизм условно-досрочного освобождения осужденных к пожизненному лишению свобо­ды, что позволит применить его на практике с минимальным риском для общественной безопасности государства.

Уголовное право, уголовно-исполнительное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика