Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры
Научные статьи
27.11.15 11:26

вернуться

Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Алиев Х. О., Заидова М. У.
9 88 2015
В статье поднимается вопрос о понятии и сущности прокурорского надзора за исполнением законов, об изменениях, внесенных в закон «О прокуратуре» от 22 ноября 2014 г.

Надзор за исполнением законов и законностью издавае­мых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности.

Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов является наиболее объемной, охватывающей огромное коли­чество нормативных актов, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности. Число обособленных сфер общего надзора достигает 60 (надзор за законодательством о выборах, беженцах, эпидемиях, охране труда, оружии, защи­те потребителей, рекламе и т.д.). Осуществляя общий надзор, прокуратура пытается «объять необъятное». Только на район­ном уровне принимаются сотни тысяч правоприменительных актов. Каждый год в России издается более миллиона норма­тивных актов, поэтому Федеральный закон «О прокуратуре РФ» ограничил общий надзор рассмотрением лишь тех пра­вовых актов, о незаконности которых поступила соответствую­щая информация.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В силу этого предметом прокурорского над­зора за исполнением законов является соблюдение Консти­туции РФ и исполнение законов, действующих на террито­рии РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного со­держания и содействия лицам, находящимся в местах прину­дительного содержания, а также органами управления и ру­ководителями коммерческих и некоммерческих организаций.


 

    Исходя из этого положения Конституции РФ, Федераль­ный закон «О прокуратуре РФ» в ст. 21 устанавливает, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Рос­сийской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органа­ми исполнительной власти, Следственным комитетом Рос­сийской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, субъектами осуществле­ния общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а так­же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих при­нятия мер прокурором.

    Анализируя предмет прокурорского надзора в данной сфере, хотим остановиться на изменениях, которые были вне­сены в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» 22 дека­бря 2014 г., а именно появление полномочия осуществление надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации. В 2011 г. Следственный комитет при прокуратуре полностью отделился, и образовалось новое само­стоятельное ведомство - Следственный комитет РФ. С самого образования СКР начался процесс формирования новых зако­нопроектов, направленных на возврат прокурорского надзора следствию. Данный вопрос был поднят и на заседании Совета Федерации ФС РФ Валентиной Матвиенко, которая выразила опасение Совета о возросшем количестве возбужденных дел, арестах, переполненных СИЗО, невозможности прокурора не только направлять ход расследования, но и вмешиваться в него. Влияние прокуратуры осталось только на стадии вынесе­ния обвинительного заключения, но и его можно обойти. Ген­прокурор РФ Юрий Чайка, отвечая на вопросы Председателя Совета Федерации, высказался о том, что баланс полномочий между ведомствами нарушен, профессионализм расследова­ния дел упал, и надлежащий надзор будет повышать качество следствия. А гораздо ранее, на заседании Госдумы ФС РФ, он указал депутатам на их ответственность за существующие про­блемы вокруг этого вопроса, подчеркнув, что «СК породила прокуратура. Это мать для СК... и мы бережно относимся к этому. Если есть какие-то шероховатости между ведомствами - это прежде всего из-за того, что отсутствует баланс полномо­чий - это вина ваша, прежде всего, законодателей».

На остроту проблемы баланса полномочий отреаги­ровал Президент РФ Владимир Владимирович Путин пу­тём внесения президентского законопроекта № 573510-6 «О внесении изменений в ФЗ "О прокуратуре РФ"» от 21 июля 2014 г., который вскоре был подписан - 22 декабря 2014 г. № 427-ФЗ, с одновременными изменениями УПК РФ, ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», ФЗ «О фе­деральной службе безопасности». Данный закон наделил прокуратуру РФ общим надзором за Следственным коми­тетом России.

Характеризуя содержательную сторону сферы прокурор­ского надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, которые воз­никают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ и др.), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов.

Являясь родоначальником специальной прокурорской деятельности, общий надзор в отличие от других отраслей призван содействовать обеспечению законности в сфере го­сударственного управления. Исходя из этого его свойства, общий надзор можно считать звеном, цементирующим рос­сийскую государственность, способом согласования интересов Российской Федерации и субъектов, ее составляющих.

Конституция РФ (ст. 129), Федеральный закон «О про­куратуре Российской Федерации» (статьи 1 и 21) устанавли­вают, что прокуратура осуществляет надзор за исполнени­ем законов, действующих на территории РФ. В настоящее время действующие на территории Российской Федерации законы представляют двухуровневую систему, элементами которой выступают федеральные законы и законы субъек­тов РФ. В связи с этим предметом прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и зако­нов субъектов РФ.

Прокуратура осуществляет надзор не только за ис­полнением законов, но и за соответствием законам право­вых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и должностными лицами. В России, на всей ее территории, необходимо обеспечение единства законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и специальным органом государства, уполномоченным обеспечить это единство, яв­ляется прокуратура. Для этого она была создана, в этом со­стоит ее главная задача.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т.е. об­ладают соответствующими полномочиями, указанными в ст. 22 Закона «О прокуратуре».

Характер прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов указывает и на такой ограни­читель, как отсутствие у прокурора административных полномочий. Прокурор не вправе и не должен прини­мать меры по прямому устранению нарушений закона. Его миссия заключается в том, чтобы, выявив нарушения закона, их причины и способствующие им условия, по­ставить вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осу­ществление соответствующих мер. Содержание конкрет­ных мер и порядок их реализации определяются данным органом или лицом. Тем самым достигается цель, с одной стороны, сохранения в подобных ситуациях независимого положения прокурора, а с другой - обеспечения профес­сионального подхода к решению вопросов восстановле­ния законности.

По нашему мнению, одним из гарантов наиболее эф­фективного осуществления прокуратурой надзора за испол­нением законов является ее независимость от других ветвей государственной власти. Свидетельство тому - ее история, тра­диции и опыт.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика