Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Высшее юридическое образование как фактор эволюции правосознания и правовой культуры
Научные статьи
01.12.15 10:21


вернуться

Высшее юридическое образование как фактор эволюции правосознания и правовой культуры

ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Галушкин А. А., Коровяковский Д. Г., Понаморенко В. Е.
9 88 2015
В данной статье рассматривается влияние высшего юридического образования на формирование правосознания и правовой культуры юриста. Особое внимание уделяется идее социального компромисса как базису современного правосознания, преодолению позитивизации правосознания за счет большей востребованности в образовательном процессе достижений социологии права.


В настоящее время большинство развитых демократиче­ских стран мира осознали необходимость реформирования своих систем высшего образования с тем, чтобы студенты дей­ствительно стали центральной фигурой учебного процесса в высшей школе, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, раз­работчиков программ образования средств обучения админи­стративных работников, т.е. процесс познания, а не препода­вание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Требования, предъявляемые к квалификации выпускни­ков профессиональной школы, постоянно меняются. Особен­но это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специ­алисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализи­ровать, моделировать, трансформировать и использовать ин­формацию применительно к разным ситуациям и системам.


Правовая культура занимает обособленное место в соци­окультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политиче­ской и т.д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Куль­турная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Так вот, линейка наших услуг представлена возможностью найти диплом о высшем образовании в Москве http://www.diploms-online.net с гарантией анонимности и конфиденциальности. Специальная бумага о вашем обучении в институте или университете, который занесен в реестр, считается проведенной. Если говорить другими словами, документ о высшем образовании ничем не будет отличаться от того, который вы бы получили после многолетнего периода обучения. Также он спокойно проходит все соответствующие проверки на подлинность и качество.

     Юридическое образование выступает как форма воспро­изводства профессиональной правовой культуры и подчиняет­ся закономерностям развития и функционирования правовой системы общества. С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессио­нального образования страны. Оно имеет свои содержатель­ные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов; реализуется в различных формах специализированными социальными институтами- высшими учебными заведениями. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функциониро­вания и развития системы образования. В настоящее время подготовка юристов ведется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования четвертого поколе- ния.

С 2012 г. все основные образовательные программы ВПО реализуются по уровням согласно федеральному государ­ственному образовательному стандарту ВПО, срок освоения образовательной программы для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года, а для получения квалифи­кации (степени) «магистр» - два года.

В основе государственной политики реформирования юридического образования должно лежать четкое представле­ние о национальной конституционной модели современного юриста. Она (эта модель) сама по себе, в основных своих ха­рактеристиках, имеет конституционное обоснование: в основе всех ее составляющих должны лежать конституционные цен­ности демократической правовой государственности России.

В этой же модели должна лежать, на наш взгляд, фун­даментальная идея социального компромисса как важной предпосылки формирования правового демократического государства. А значит, правосознание и правовая культура современного юриста должны формироваться на «закваске» компромиссного сознания.

Мы вводим понятия «конфронтационное правосознание» и «компромиссное правосознание» в следующих значениях.

Конфронтационное правосознание - это правосознание субъ­екта, содержащее установку на защиту им своего субъектив­ного права (как оно его понимает) в оппозиции к правам дру­гих лиц. Компромиссное правосознание - это правосознание субъекта, содержащее установку на удовлетворение им своего субъективного права в конструктивном взаимодействии с ины­ми управомоченными субъектами.

Одной из наиболее востребованных идея компромисса является в англо-саксонской правовой семье, вследствие со­циальной ориентации прецедента как основного источника права, а также плюрализма и комплексности использования социальных регуляторов в правоприменении. Идея компро­мисса как довлеющая в правоприменении выделяется и в се­мье традиционного права.

Мы полагаем, что конфронтационное правосознание наиболее присуще позитивистскому типу правопонимания, при котором главным источником права признается норма­тивный правовой акт, а главным субъектом правотворчества выступает государство. Мы считаем, что позитивистское пра­восознание формирует конфронтационный потенциал зако­нодательства еще на стадии правотворчества, который только усиливается на стадии правоприменения. Господствующее се­годня позитивистское понимание правотворческого процесса полностью отрицает или существенно обесценивает влияние психологических и социальных факторов на процесс позитив­ного правотворчества. По нашему мнению, правообразование как процесс более широкий, чем правотворчество, включает в себя социально-психологически обусловленные предзаконо- дательную и постзаконодательную стадии.

Правотворчество сегодня и теоретически осмысляется, и фактически осуществляется, начиная со стадии подготовки проекта нормативного правового акта и заканчивая опубли­кованием нормативного правового акта, без учета иных выше­названных стадий.

В современном правотворческом процессе не уделяется достаточного внимания изучению общественного мнения на предмет наличия конфликтогенных факторов и возможных правовых инструментов снижения социальной напряжен­ности, и тем более - изучению и мониторингу содержания общественного правосознания. Изучение общественного пра­восознания предполагает не только оценку при помощи со­циологических методов отношения индивида к тем или иным социальным институтам и правовым текстам, но прежде всего, посредством психологического инструментария, анализ его фактических интересов, потребностей, притязаний (могущих быть объектом правового регулирования), содержания идеи права и правового идеала, деформаций правосознания и т.д.

Таким образом, в юридической практике не уделяется должное внимание эффективности закона, его регулятивно­му, конфликтологическому потенциалу. Закон не проходит ни предваряющей законотворчество социальной легитима­ции, ни последующей социальной верификации. К закону не предъявляются требования социальной полезности, закон не рассматривается в координатах системы нормативного ре­гулирования как один из инструментов гармонизации обще­ственных отношений в его взаимосвязи с другими инструмен­тами.

   Критериями качества нормативного правового акта в со­циологическом подходе выступают адекватность нормы права уровню развития общественных отношений и уровню право­сознания, полезность правовой нормы в качестве социального регулятора. Если норма права не удовлетворяет этим крите­риям, она не должна использоваться в качестве медиативного инструмента, и тогда медиатор обращает преимущественное внимание на иные источники права и даже на иные, нежели право, социальные регуляторы.

Конечной целью правового регулирования через призму социологии права может быть только гармонизация, упоря­дочение общественных отношений через удовлетворение по­требностей, интересов, притязаний, что снижает конфликт­ный потенциал социального взаимодействия.

Итак, можно резюмировать, что имеющиеся в отечествен­ном общественном (в том числе профессиональном) правосо­знании установки, проявляющие себя и в подготовке юристов, и в юридической практике, не способствуют, а возможно и прямо противоречат целям гармонизации общественной жизни.

    Таким образом, отечественная система подготовки юри­стов требует существенной адаптации для целей подготовки юриста как активного субъекта формирующегося гражданско­го общества.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика