Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Специфика профессиональной физической подготовки курсантов МВД России
Научные статьи
01.12.15 10:38

вернуться

Специфика профессиональной физической подготовки курсантов МВД России

alt
Фахрисламов Т. Р.
alt
Хакимов Н. Н.
 
ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Фахрисламов Т. Р., Хакимов Н. Н.
9 88 2015
В работе рассматривается специфика профессиональной физической подготовки курсантов МВД в условиях постоянного роста требований к сотрудникам органов внутренних дел и к моральному облику стража порядка. Выявлены задачи воспитательного процесса и физической подготовки курсантов.




На сегодняшний день происходящие в стране социально­экономические процессы находят свое отражение и в правоохра­нительной системе, обусловливая развитие в ней негативных яв­лений, снижающих эффективность ее деятельности и авторитет в российском обществе. Профессиональные и нравственные ка­чества сотрудников органов внутренних дел нередко подвергают­ся сомнениям и критике. Поэтому проблема улучшения работы правоохранительных органов приобретает все большую актуаль­ность. При этом особенно важно, чтобы главной целью их дея­тельности было реальное обеспечение прав и свобод личности.

В современных условиях возрождения национально-куль­турных традиций, построения демократического российского общества, осуществления реформ, интеграции в междуна­родное экономическое, информационное, культурное и об­разовательное пространство, актуальной становится проблема формирования высокодуховной, интеллектуально развитой и, прежде всего, здоровой личности. Особого внимания требует физическая подготовка курсантов, так как именно молодежь, степень ее готовности к будущей жизни определяет возмож­ность реализации масштабных государственных задач. И только профессионально подготовленный курсант в состоянии успеш­но учиться и в будущем реализовать свои физические возмож­ности. Изучение проблемы физической подготовки курсантов МВД показало, что значительное количество современных ис­следований посвящено специфике профессиональной подго­товке путем физического совершенствования курсантов.


 

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит еще и в том, что на современном этапе развития общества постоянно растут требования к сотрудникам органов внутренних дел и к моральному облику стража порядка. Возросший уровень пре­ступности, наличие в обществе противоборствующих полити­ческих сил, сепаратизм, национализм, экстремизм усложняют условия, в которых осуществляется деятельность органов вну­тренних дел, требуют укрепления законности и правопорядка, что находится в прямой зависимости от качества профессио­нальной физической подготовки, воспитания сотрудников и их личной дисциплинированности. Многие явления совре­менной жизни вызывают значительные перемены во взглядах и суждениях курсантов. По этой причине физическая подго­товка приобретает особое значение.

Приоритетными задачами воспитательного процесса яв­ляются:

- формирование у курсантов высокой культуры, нравствен­ности и гуманизма, необходимости учета общественного мне­ния, уважения к конституци­онным правам и свободам граждан, готовности к защите их жизни, воспитание чувства собственного достоинства, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, повышение престижа своей профессии в глазах граждан;

- формирование мо­рально-психологической устойчивости и поддержа­ния здорового физического состояния личного состава;

- создание действенной системы социально-право­вой защиты личного состава ОВД.

Курсанты МВД России - это особая группа молодых людей со своими проблемами, заботами, убеждениями и стремлениями, как в образовательном пространстве высшего учебного заведения, так и вне его. Их деятельность характеризуется многообразной жизнедеятельностью учебного процесса. Безусловно, все изложен­ное нуждается в комплексном изучении и разработке специальных программ, направленных на формирование нравственно-волевой подготовки курсантов, так как их дальнейшая профессиональная деятельность обусловлена высокой социально-психологической напряженностью и требует достаточного уровня физической и бо­евой подготовки, а нередко и спортивной квалификации.

Значимость рассматриваемой проблемы состоит еще и в том, что в стране отмечается нестабильность социально-эконо­мического развития, а с ней и криминогенной обстановки.

Задачами физической подготовки курсантов являются:

- формирование их физической и психологической го­товности к успешному выполнению оперативно-служебных мероприятий, умелому применению физической силы, бое­вых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности;

- подготовка к преследованию правонарушителей к дли­тельному ускоренному передвижению на местности;

- овладение системой практических умений и навыков са­мозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности;

- формирование необходимых интеллектуальных и про­фессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и другие);

- формирование у них сознательной потребности в занятиях физическими упражнениями, всеми прикладными видами спорта;

- укрепление здоровья, развитие у них физических и во­левых качеств;

- практическое участие их в работе спортивных секций, спортивных состязаний и спортивно-массовых мероприятий.

Как известно, курсант во время учебного процесса ставит перед собой задачу - как можно лучше подготовиться к своей профессиональной деятельности. В этом особую роль играет такое качество личности, как мировоззрение. Поэтому специ­фика профессионального воспитания личности должна рассма­триваться с точки зрения содержания того, кто воспитывается и совершенствуется. В таком случае следует уделить внимание высокому уровню методологической и методической подготов­ки будущего специалиста МВД, подготовке его к постоянному развитию идейной и нравственной культуры, развитию соци­ального подхода к учебному процессу, профессиональной ком­петентности и его физической подготовленности.

Изучение личности курсанта лучше всего начать с общих по­ложений, а потом с индивидуальных особенностей. Для выполне­ния указанных рекомендаций лучше всего приступить к построе­нию модели структуры личности. Такая модель должна включать систему требований, предъявляемых к его будущей профессии. Ведь личность - это сложное социально-психологическое образо­вание, которая состоит из множества взаимосвязанных и взаимо­проникающих моментов и факторов. Естественно, такая личность должна отвечать определенному ряду требований.

Первое требование к личности курсанта МВД должно от­ражать социальный заказ государства, то есть быть работни­ком правоохранительного коллектива.

Второе требование касается его профессиональной под­готовленности, в том числе и физической. А она зависит от развития эмоционально-мотивационной сферы, творческого мышления, волевых привычек и умения овладевать основны­ми теоретическими и практическими навыками.

Третье требование включает стремление личности к из­учению познавательных и дидактических процессов. Ведь бу­дущему специалисту во время работы придется сталкиваться со стратегическими, тактическими и оперативными планами и действиями. А в этом важную роль играют аналитическое мышление, без которого трудно решать поставленные задачи.

Не менее значимым в рассматриваемой модели личности считается четвертое требование - развитие эмоционально-воле­вых качеств у курсанта. Ведь специфика его будущей профессии связана с людьми особого склада характера, управлением деятель­ностью этих людей и воздействием на их психику. Естественно, бу­дущий работник правоохранительных органов должен быть спо­собным к аналитическому и педагогическому мышлению, а также быть критичным, самостоятельным, гибким, активным, быстрым, наблюдательным и творчески мыслящим. В то же время курсант должен отличаться высокой эмоциональной чувствительностью к другому человеку и обладать устойчивой нравственно воспитан­ной волей. А поэтому целеустремленность, упорство, самодисци- плинированность, способность к торможению, терпимость также важны в их будущей профессиональной деятельности. Конечно, эти качества нужно постоянно развивать и совершенствовать.

Учитывая изложенное, курсанту необходимо постоянно работать над самовоспитанием: совершенствовать направлен­ность жизненных стремлений, способностей (организатор­ских, познавательных, художественных, исследовательских), определить, какие из них больше поддаются развитию, понять свой характер т.д.

Пятое требование к личности курсанта касается его пси­хологических особенностей, то есть состояния здоровья, кото­рое во многом зависит от него самого.

   Здоровье, как записано в 1946 г. в Уставе Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ), - это состояние полного фи­зического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В дальнейшем появились другие определения здоровья. Предлагаем некото­рые из них. Так, рабочая группа экспертов ВОЗ, обсуждая в 1984 г. Концепции и принципы обеспечения здоровья, дала новую формулировку здоровья - степень способности индиви­да или группы, с одной стороны, реализовать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой, изменять или коопе­рироваться со средой. Здоровье, поэтому, рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.

В то же время Ю. П. Лисицын и А. В. Сахно (1988) предста­вили свой подход к пониманию здоровья - отсутствие болезней, здоровье и норма - понятия тождественны; это единство морфо­логических, психологических и социально-экономических кон­стант. Ведущие специалисты в области медицинской валеологии Г.Л. Апанасенко и Л.А. Попова (1998) дали следующее определе­ние здоровья - это гармония, внутрисистемный порядок, обеспе­чивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально вы­полнять биологические и социальные функции.

Как видим, здоровье состоит из трех основных составляю­щих: физического, душевного и социального.

Физический компонент здоровья характеризуется спо­собностью сохранять и использовать тело. Он определяется физическим развитием человека и его физической подготов­ленностью, физической формой и тренированностью, физи­ческой активностью и функциональной готовностью.

Второй основной компонент здоровья -душевный или психическое здоровье. Оно определяется способностью сохра­нять душевное равновесие и использовать резервы психики. А это значит, что курсант должен контролировать свои эмоции и поведение. Психическое состояние курсанта определяется эмоциональным состоянием. Оно может быть адекватным, эйфоричным, депрессивным, беспокойным, познавательным и т.д. Эмоции в жизнедеятельности курсанта помогают ему адаптироваться к окружающей среде.

Социальный компонент здоровья отражает способность курсанта сохранять и использовать отношения с другими людьми. На характер взаимоотношений во многом влияют его успеваемость, поведение, отношение к учебному процессу, занятие спортом, способность к общению и т.д.

Таким образом, специфика формированияпрофессиональ- ной физической подготовки у курсантов является одной из слож­ных комплексных проблем науки и практики. Для его изучения необходимо привлекать специалистов разного профиля - пси­хологов, физиологов, врачей, социологов, специалистов по фи­зической культуре. Причем при разработке профессиональной физической подготовки следует учитывать не только условия, об­стоятельства, факторы риска, образ жизни курсанта, но и компо­ненты здоровья - физический, душевный и социальный.

   Право и образование


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика