Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Регресс политической системы: подходы, причины, технологии
Научные статьи
03.12.15 10:16

вернуться

Регресс политической системы: подходы, причины, технологии

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Гришин О. Е.
9 88 2015
В статье представлены некоторые подходы к пониманию регресса социально-политических институтов, политической системы в целом. Показаны регрессивные механизмы с учетом деградации элиты, выбора идеологии, недоверия к социально-политическим институтам, глобализации. Акцентировано внимание на этнической фрагментации как инструменте архаизации общества и социального регресса. Предложены некоторые способы и методы устранения причин, ведущих к регрессу политической системы.

На фоне кризисных явлений в мировом сообществе, по-прежнему актуальна задача исследования современных политических систем с точки зрения их эффективного функ­ционирования. Политические системы относятся к классу са­моорганизующихся систем. Потенциальные случайные или запрограммированные изменения могут привести к частич­ной или полной потере политической системой способности к функционированию. Нарушение ее устойчивости приводит к появлению в ней дестабилизирующих процессов, которые не поддаются управлению и дезинтегрируют взаимодействие ее элементов, что в свою очередь может обуславливать отход от поступательного развития, откат к пройденным худшим ус­ловиям функционирования политической системы. В связи с этим рассмотрим совокупность алгоритмизированных средств и методов, обеспечивающих регресс политической системы.

Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - дви­жение назад; regressus in infinitum - движение назад (в про­слеживании причин или условий), в бесконечное, то есть не имеющее завершения. Регрессивный - идущий назад (от об­условленного к условию, от действия к причине).


 

   Приведем ряд точек зрения на исследуемую пробле­матику. Так, например, С. М. Коломиец утверждает, что ге­неральными целями государства являются самосохранение (самовоспроизведение) и самоутверждение. Цели (интере­сы) разных государств и людей различны, и это приводит к противоречиям, что в свою очередь ведет к эволюции госу­дарства. Социальный прогресс государства характеризует­ся как «гармонизация» интересов государства и достаточно больших групп людей, при этом увеличивается количество людей с положительным (субъективно понимаемым) «ба­лансом» прав и обязанностей. Регресс же есть уменьшение количества людей с положительным «балансом» прав и обязанностей. В. П. Мохов связывает регресс с деградацией элиты, акцентируя внимание на том, что отдельные элитные группы прекращают осуществлять свою функцию по инсти­туционализации общества. Эта функция переходит к другим группам, которые начинают приобретать статус элитных. С потерей ее элита деградирует, что в свою очередь ведет к регрессу социально-политических институтов. А. Д. Тысячи- на, цитируя Э. Тодда, связывает утрату доверия к социаль­но-политическим институтам с движением назад в развитии человеческой цивилизации (революции неравенства, олигар­хические трансформации). Неверно выбранная идеология также является регрессивным цивилизационным компонентом. А. Н. Федин рассматривает элементы социального ре­гресса, опираясь на концепцию Р. Генона. В фокусе зрения автора - проблема взаимодействия культур различных ци­вилизаций в процессе общественного развития. Он полагает, что «преодоление регрессивных тенденций в современной России невозможно без построения новой модели социаль­ного прогресса, ориентированной на использование русской культурной матрицы в качестве источника развития». По мнению же О. А. Гомцян, «Россия находится в полосе затяж­ного кризиса, носящего системный характер. В государстве не сформировались ни результативная система современных общественных институтов, ни гражданское общество. Чело­веческий потенциал страны в условиях кризиса заметно по­низился. Все это - результат приобретения Россией пери­ферийного статуса в мире после периода бурных перемен, ввергших общество в процессы на мировой арене, связанные с глобализацией». Существует весьма оригинальный подход, предлагающий вариант выхода из кризисных регрессивных процессов человечества. «Выход из нынешнего глобального антропоинвайронментального кризиса в большей мере за­висит от нравственного возрождения человечества ... Чтобы современной цивилизации предоставить более адекватный шанс в преодолении этого регресса . создать . политиче­скую биоэтику. В прикладном смысле политическая биоэти­ка занимается вопросами давления политиков и управленцев на биоэтические институты и биоэтическое сознание, а также способствует наращиванию влияния биоэтических организа­ций, научных и профессиональных сообществ гражданского общества на социополитические решения». Г. И. Авцинова полагает, что регресс политической системы связан и с ра­дикальными трансформациями. Политический радикализм, по ее мнению, - это «социокультурный феномен, обуслов­ленный особенностями исторического, социально-полити­ческого, психологического, религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политиче­ских целей». И. Л. Морозов, отмечает, что «политический радикализм - основной принцип экстремистской идеологии, согласно которому существующая политическая система вос­принимается как абсолютно неприемлемая, несправедливая, не способная к эффективной модернизации и эволюции, а потому подлежащая уничтожению в максимально короткие сроки, немедленно». Это далеко не полный перечень под­ходов. Существуют и другие точки зрения на эту проблему.

    На наш взгляд, важно зафиксировать, что некоторые ис­следователи увязывают регресс с этнической фрагментацией общества. Н. Годжатюрк отмечает, что «любой этнос может опираться на свою историю. В случае предания этой истории забвению или недостаточного внимания к ней, народ обре­чен на регресс. А ведущую линию истории составляют инва­риантные факторы, проявлявшиеся на первых этапах чело­вечества, и в этом смысле определяющие границы развития общественно-политической среды». А. Л. Сафонов полагает, что «этническая фрагментация общества, порожденная кри­зисом нации, как более развитой социальной общности, свя­занной с социальным прогрессом XIX-XX веков, объективно порождает явления социального регресса и архаизации обще­ственных отношений, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов дальнейшего углубления кризиса нации, национального государства и его институтов». К. С. Даллакян рассматривает негативные стороны этноиммиграции, убеди­тельно демонстрируя отчужденность от участия в управлении национальным государством, которая ведет к регрессу суще­ствующей политической системы. Исследователи И. Ф. Коно­нов, С. В. Хобта и С. А. Щудло на широком фактологическом материале убедительно доказывают вышеизложенный тезис на примере Украины, что межрегиональные отношения, кото­рые сформировались на Донбассе и Галичине, сложились тра­диционно как наиболее различные. Порядок дискурса задает­ся борьбой за доминирование двух определений социальной реальности: этнического и гражданского. Данный порядок дискурса представлен во всех регионах Украины, но Восток и Запад демонстрируют максимальную концентрацию проти­воположных позиций. Таким образом, разделение общества по принципу «свои - чужие» ведет частичному или полному распаду политической системы. Примером для этого служат драматические события в бывшей Югославии, Украине, Си­рии и т.п.

Импонирует подход, предложенный М. Г. Анохиным. Он, рассматривая гомеостазис политической системы, выде­лял процессы ее дестабилизации и регресса. К регрессивным, как правило, достаточно динамичным способам и методам политических изменений он относил революции, контрре­волюции, гражданские войны, перевороты, кризисы, а также указывал на возможность реверсивных изменений в полити­ческой системе на определенных этапах ее развития. Такие формы политических изменений, как правило, связаны с применением, в той или иной степени, насилия, техноло­гий социального и политического протестов, внешнего влияния, манипулирования массовым сознанием и поведением, технологий создания хаоса, террористических актов и т.п.

    Таким образом, анализ показал, что, как правило, среди причин и условий возникновения регресса политических си­стем можно назвать следующие: общие кризисные системные явления человеческой цивилизации, борьба политических акторов за реализацию своих утилитарных интересов, потеря доверия к социально-политическим институтам, деградация элит, выбор ошибочного идеологического вектора развития, этническая дефрагментация общества, неэффективное функ­ционирование государства и гражданского общества, рево­люционные и реверсивные политические изменения. Алго­ритмизированными средствами и методами таких изменений выступают в основном неконвенциональные технологии поли­тической деятельности.

Для устранения причин и условий возникновения регрес­сионных тенденций трансформации политической системы, не претендуя на полноту и всеобъемлемость, назовем следу­ющие:

- выбор эволюционных механизмов развития политиче­ской системы;

- разработка и осуществление поступательной модели ее модификации;

- открытость функционирования и повышение доверия к социально-политическим институтам;

- построение (усиление) институтов гражданского обще­ства;

- поиск и реализация оптимальных системных идеологи­ческих платформ государства, как центрального звена полити­ческой системы;

- этническая интеграция общества;

- противодействие радикализму и экстремизму;

- консолидация интересов различных социальных групп;

- отрицание использования неконвенциональных техно­логий политического участия и т.п.

Конец ХХ - начало XXI веков наглядно демонстрируют наряду с дестабилизацией, неустойчивостью, разрушением и регрессию некоторых конкретных политических систем, ха­рактеризующихся возвратом к родоплеменному (клановому) устройству, к крайним формам национализма, ксенофобии, шовинизма, радикализма, отходом от демократических прин­ципов построения государства, расщеплением обществ по эт­ническому и религиозному принципам.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика