Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Модернизация в политической системе
Научные статьи
03.12.15 10:31

вернуться

Модернизация в политической системе

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Златанов Б. Г.
9 88 2015
Рассмотрена модернизация в политической системе с учетом противоречий в мировом политическом процессе. Акцентировано внимание на противоречиях в политической модернизации. Доказано, что вектор развития политической модернизации может привести не только к положительному результату, что требует постоянного контроля со стороны лиц, находящихся на уровне принятия решений с целью минимизации негативных явлений.
Формирование и распространение идеологии, ценностей, отвечающих интересам большинства населения страны, способно обеспечить эффективность политической модернизации.

Мировой политический процесс развивается противо­речиво. Большинство стран мира ощущают не только миро­вой экономический кризис, но и последствия от санкционной политики, инициированной США и странами Западной Ев­ропы в отношении России. В идеале модернизация должна быть направлена на улучшение благосостояния большинства граждан. Общеизвестно, что на процесс формирования обще­ственно-политических институтов оказывали и пытаются ока­зывать влияние западные фонды и международные граждан­ские организации. По сути, большинство данных организаций были трансплантированы извне при финансовой поддержке зарубежных партнеров. Руководства данных структур полага­ли, что мировая общественность наряду с лидерами западных стран окажет поддержку трансформационным преобразо­ваниям во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в экономической. Взаимодействие различных органов как госу­дарственной власти, так и институтов гражданского общества, с другими акторами политического процесса в будущем вне­сет определенную ясность в отношении реальных интересов, преследуемых со стороны своих партнеров, и переосмысления взаимодействий с ними с целью защиты своих интересов.

    Политическое реформирование органически связано с процессом политической модернизации. Потребность в об­новлении политической сферы жизнедеятельности общества, которая практически всегда нуждается в совершенствовании, приводит к политической модернизации общества, вхожде­нию той или иной страны в современную цивилизацию.


Необходимо согласиться с позицией исследователей на­учной школы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Феде­рации Е. Г. Морозовой, Л. Н. Тимофеевой, О. Ф. Шабровым в отношении политической модернизации, которую рассма­тривают как более широкое понятие, включающее в себя про­цессы реформирования отдельных структур общественно-по­литической системы. Политическая модернизация является более радикальным процессом изменения политической си­стемы, чем простое реформирование ее отдельных элементов. Это не просто ее улучшение, а придание ей неких новых ха­рактеристик. Политическое реформирование в процессе по­литической модернизации представляет собой чрезвычайно важный компонент. Именно политическое реформирование позволяет приводить все политические институты в состояние, соответствующее изменившимся условиям жизни общества, достигать той или иной страной новых позитивных достиже­ний, направленных на повышение благосостояния граждан.

Общеизвестно, что политическая модернизация пред­полагает ряд конструктивных подходов, учитывающих спец­ифику конкретного государства и невозможность прежней политической системы самостоятельно справиться с вызова­ми времени и решением актуальных задач.

  Понятие политической модернизации акцентирует вни­мание на аспекте улучшения, усовершенствования полити­ческих институтов, общественно-политических институтов, и тем самым отличается от понятий «политическое развитие», «трансформация», «политическое реформирование», которые более нейтральны по отношению к динамике полити­ческого процесса. Политическая модернизация ориентирует общество и его политическую сферу на совершенствование, продвижение вперед, на разработку и реализацию новых це­лей, задач, приоритетов, стратегий.

Опираясь на достижения мировой социально-полити­ческой мысли в осмыслении опыта политической модерни­зации в разных обществах, необходимо отметить возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым общественно-политическим реали­ям, формирование новых институтов на политическом поле государства, обеспечивающих каналы для эффективного диа­лога между властными структурами и населением. При этом происходит расширение политического участия в полити­ческой жизни различных групп населения, рационализация власти и политической бюрократии, постоянное усовершен­ствование нормативной и ценностной систем общества.

Политическая модернизация позволяет системе бы­стрее адаптироваться, при этом действовать эффективнее, удовлетворять более разнообразные потребности большего числа людей и на более высоком уровне. Любое общество, вступая в контакт с более развитыми обществами и культу­рами и сопоставляя собственные параметры с характеристи­ками данных обществ, вынуждено модернизироваться, чтобы не потерпеть поражения в состязании с опередившими его и не оказаться в зависимости от них, в конце концов, чтобы улучшить своё качество жизни. При этом политическая мо­дернизация не обязательно приводит к положительным результатам. Особенно риски возрастают в условиях мирового экономического кризиса, а также отсутствия четкой страте­гии взаимодействий среди основных мировых политических акторов.

Традиционным объектом исследования процесса поли­тической модернизации является политическая система. По нашему мнению, процесс политической модернизации вы­ходит за рамки политической системы, ибо изменение одной сферы общества всегда отражается на функционировании его других сфер. Следовательно, проблема политической модернизации общества относится не к отдельным полити­ческим институтам или элементам политического процесса, а к целостности социально-политической системы, подраз­умевающей наличие совокупности структур и отношений, характеризующихся единством и функциональной взаимо­зависимостью.

Для эффективного осуществления политической модер­низации современного общества важно сформулировать кон­цепцию развития, которая предполагала бы осуществление преобразований в русле современных глобальных политиче­ских процессов и в то же время учитывала собственный куль­турный капитал, ментальность, идентичность, особенности исторического развития. Формирование и распространение идеологии, ценностей, отвечающих интересам большинства населения страны, способно обеспечить эффективность поли­тической модернизации.

Политическая модернизация общества, согласно иссле­дователю Е. В. Лисеенко, должна включать следующие направ­ления: модернизацию существующих политических инсти­тутов и структур; совершенствование законодательной базы; совершенствование всей сферы жизнедеятельности общества, связанной с развитием гражданского общества.

Общеизвестно, что современные социально-полити­ческие процессы характеризуются стремительными и мас­штабными изменениями. Это требует от исследователей не только выявления основных тенденций изменения, но и раз­вития политической теории — критического рассмотрения теоретических понятий в конкретной общественной ситуа­ции и переосмысления их в связи с изменением истори­ческих условий. Несмотря на критику модернизационного подхода в последнее десятилетие, понятие политической модернизации используется современными исследовате­лями для изучения направленности и глубины преобразо­ваний, происходящих в политической сфере общества.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика