Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политика государства в сфере противодействия коррупции на государственной службе в российской федерации
Научные статьи
04.12.15 11:44

вернуться

Политика государства в сфере противодействия коррупции на государственной службе в российской федерации

alt
Миннигулова Д. Б.
alt

Курманов А. С.
alt
Ишмуратов М. М.
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Миннигулова Д. Б., Курманов А. С., Ишмуратов М. М.
9 88 2015
Коррупция как комплексное явление, присущее современному государственно-му управлению большинства стран мира, является одним из факторов, негативно влияющих на эффективность государственной власти. Поэтому политика государства по противодействию коррупции для предотвращения актов коррупции и минимизации их последствий на государственной службе, по мнению автора, требует внедрить особую систему оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и увязать ее с общей системой оценки их деятельности, с размером денежного содержания и т.п. В статье представлен подробный анализ современного российского законодательства как основного направления государственной политики по противодействию коррупции, в частности относительно антикоррупционной оценки деятельности государственных служащих, и предложены пути дальнейшего совершенствования законодательной базы России в данном управленческом кластере.

Противодействие коррупции как энтропия обществен­ного развития приобретает особую актуальность в контексте государственного управления и реализации полномочий госу­дарственными органами, вот почему требуется четкая законо­дательная регламентация, связанная с возможностью выявить и пресечь коррупцию на этапе возникновения ее предпосылок.

В настоящее время в России государственная антикоррупци­онная политика достаточно широко демонстрирует имеющиеся механизмы по противодействию коррупции, к примеру, антикор­рупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, предупреждение коррупции, анти­коррупционное образование и просвещение, борьба с коррупци­ей. Однако требует внимательного изучения такая важная часть политики государства по противодействию коррупции, которой уделено недостаточное внимание, как антикоррупционная оценка деятельности государственных гражданских служащих.


 

Анализ законодательства России позволил выявить име­ющиеся механизмы антикоррупционной оценки деятельно­сти государственных гражданских служащих:

1) проводится оценка коррупционно-опасных функций, при реализации которых могут возникать (существуют пред­посылки для возникновения) коррупционные риски (корруп­ционно-опасные функции);

2) определяются перечни должностей государственной службы и должностей в государственных корпорациях, заме­щение которых связано с коррупционными рисками;

      3) внедряются системы мониторинга исполнения долж­ностных обязанностей государственными служащими и работ­никами государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Действующая система формирования антикор­рупционной компетентно­сти государственных служа­щих наряду с позитивными опытом, традициями, на­учным, образовательным, человеческим потенциалом не лишена определенных противоречий, которые не в полной мере обеспечивают ее соответствие растущим запросам общества и по­требностям государствен­ной службы в современных кадрах.

В существующей теории и практике подготовки государ­ственных служащих возможно выделить следующие недостатки, относящиеся к антикоррупционной компетентности государ­ственных служащих:

- отсутствие теоретически обоснованной целостной оптими­зационной модели формирования антикоррупционной компе­тентности государственных служащих;

- отсутствие научно обоснованных критериев, показателей и уровней оценки антикоррупционной компетентности государ­ственных служащих и их деятельности в контексте противодей­ствия коррупции;

- дефицит практико-ориентированных, научно обоснован­ных образовательных программ, направленных на формирование конкретных аспектов антикоррупционной компетентности госу­дарственных служащих в соответствии с современными требова­ниями и задачами их профессиональной деятельности.

На основании мнений экспертов и анализа законодательной базы к наиболее эффективным методам противодействия кор­рупции необходимо отнести: повышение «транспарентности» всех проводимых государственных операций, сокращение дискре­ционных полномочий государственного служащего; выявление и предотвращение ситуации наличия у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может приве­сти к конфликту интересов; заключение антикоррупционных со­глашений между субъектами деловых отношений; формирование определенного психологического климата в коллективе государ­ственного органа, обеспечивающего нетерпимость к коррупцион­ным проявлениям; разработку программ внутриведомственных то­тальных проверок; действующих этических кодексов поведения, за нарушение норм которых наступает юридическая ответственность.

Анализ направлений повышения антикоррупционного ста­туса государства позволяет выделить основные векторы стратегий:

• совершенствование антикоррупционного законода­тельства и ужесточение контроля за его исполнением, повы­шение риска наказания для лиц, допустивших коррупцион­ные правонарушения;

• усиление экономических мер, направленных на повы­шение роли конкуренции и качества предоставляемых госу­дарственных услуг, минимизация потенциальной прибыли от коррупции, формирование дублирующих государственных структур, позволяющих оптимизировать конкретные админи­стративные процедуры;

• расширение и уточнение сферы внутреннего и внешне­го контроля и надзора, использование внутренних механизмов и стимулов, существующих в самом аппарате управления го­сударственного органа;

• создание специализированных органов, предназначен­ных для расследования нарушений законности в сфере госу­дарственной службы;

• создание реестров лиц, организаций, участвовавших в коррупционных событиях;

• исследование зон коррупционных рисков, оптимиза­ция административного ресурса;

• формирование экспертного пула на корпоративном и государственном уровне, позволяющего компетентно оцени­вать прецеденты коррупционных рисков и профессионально­го соответствия должностных лиц;

• идейно-нравственное возрождение общества, форми­рование позитивного репутационного ресурса государствен­ной службы и ее сотрудников, совершенствование корпора­тивных принципов, этики делового поведения, обеспечение социальных гарантий государственным служащим;

• перманентно совершенствующаяся кадровая политика и система подготовки государственных служащих;

• создание дееспособного органа управления государ­ственной службой;

• формирование системы мaтepиaльнoго пooщpeния aнтикoppупциoннoгo пoвeдeния государственных служащих;

• paзpaбoткa и внeдpeниe мeхaнизмoв диффepeнциaции oтвeтcтвeннocти зa кoppупциoннoe пoвeдeниe государствен­ных cлужaщих, в зaвиcимocти oт степени коррупциогенности функций, которые они выполняют;

• пpoвeдeниe aнтикoppупциoннoй экcпepтизы вceх дoлжнocтeй, c щлью cнижeния кoличecтвa кoppупциoнных pиcкoв;

• cиcтeмaтизaция и     юдифигация    имeющeйcя

нopмaтивнoй пpaвoвoй бaзы, cocpeдoтoчeниe уотлий та пoдгoтoвкe кoмплeкcных мep пpeдупpeждeния кoppупции/ oтpaжeнных в нopмaтивных пpaвoвых aктaх;

• внeдpeниe мeтoдики oцeнки кoppупциoнных pиcкoв.

В целом же общая логика модернизации и совершенство­вания процесса формирования антикоррупционной компе­тентности государственных служащих, по нашему мнению, должна представлять собой увеличение социальных гарантий и льгот для государственных служащих при одновременном

ужесточении наказаний для них, но разработанных на совре­менной научной и рациональной основе.

Характеризуя законодательную базу современной Рос­сии, следует отметить, что отсутствует федеральный закон, специально разработанный для оценки деятельности служа­щих в контексте противодействия коррупции на государствен­ной службе (отсутствует специальное законодательство).

Вместе с тем указанная сфера представлена в Российской Федерации общими нормативными правовыми актами, ко­торые тем или иным образом касаются антикоррупционной оценки деятельности государственных служащих, и эти акты возможно разделить на три основные группы:

1. Нормативные правовые акты, регулирующие противо­действие коррупции (в том числе нормативные правовые акты об основах противодействия коррупции, программные акты о противодействии коррупции, о коррупционных правона­рушениях, об органах, занимающихся расследованием таких правонарушений, об органах, в том числе общественных, за­нимающихся контролем и надзором в сфере противодействия коррупции), например, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Нормативные правовые акты, регулирующие органи­зацию и систему государственной службы (в том числе нор­мативные правовые акты о системе, об отдельных видах государ­ственной службы, об особых антикоррупционных мерах в сфере государственной службы), например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Подзаконные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие практику реализации положений нор­мативных правовых актов, представленных в первых двух груп­пах, которые в основном регламентируют такие вопросы как:

3.1. Проверка достоверности и полноты сведений, пред­ставляемых гражданами, претендующими на замещение госу­дарственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Фе­дерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.

3.2. Проверка достоверности и полноты сведений, пред­ставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, и государственными слу­жащими, и соблюдения федеральными государственными слу­жащими требований к служебному поведению.

3.3. Порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанно­стей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисле­ния средств, вырученных от его реализации.

3.4. Порядок уведомления государственными служащи­ми министерств и ведомств России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и проверки содержащихся в них сведений.

3.5. Утверждение положения о «телефоне доверия» по во­просам противодействия коррупции министерств и ведомств Российской Федерации (или Порядок работы телефона «горя­чей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции; Порядок организации работы «телефона доверия» по вопросам профилактики и противо­действия коррупции).

3.6. Порядок уведомления представителя нанимателя го­сударственными служащими министерств и ведомств Россий­ской Федерации о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и принятия мер по недопущению любой возможности возник­новения конфликта интересов.

3.7. Утверждение Перечня коррупционно опасных функ­ций, выполняемых министерствами и ведомствами России (или Перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции или Порядок оценки кор­рупционных рисков, возникающих при реализации функций министерств и ведомств РФ).

    3.8. Порядок поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных слу­жащих и урегулированию конфликта интересов (аттестацион­ную комиссию) государственного органа Российской Федера­ции обращения гражданина, замещавшего в государственном органе Российской Федерации должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или не­коммерческой организации.

3.9. Утверждение Этического кодекса государственных служа­щих министерства, ведомства, федеральной службы РФ или Кодек­са этики и служебного поведения государственных служащих.

3.10. Утверждение порядка проведения и состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегу­лированию конфликта интересов на государственной службе.

Вместе с тем стоит отметить, что не только законодательно, но и организационно сопровождается процесс противодействия коррупции. Так, в отдельных министерствах и ведомствах созда­ны специальные антикоррупционные подразделения на осно­вании Типового положения о подразделении по профилакти­ке коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа (утв. Аппаратом Прави­тельства РФ 18 февраля 2010 г. № 647п-П16), которые в том числе занимаются оценкой профессиональной деятельности государ­ственных служащих в контексте противодействия коррупции, в частности это проявляется в проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, на основании Письма Минтруда России от 22 июля 2013 г. № 18-0/10/2-4077 «О проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций» (вместе с Методическими рекомендаци­ями по проведению оценки коррупционных рисков, возникаю­щих при реализации функций). Именно указанный локальный акт наиболее всех остальных конгруэнтен теме исследования и рекомендует государственным органам и государственным кор­порациям из всего комплекса реализуемых ими функций вы­делить перечень тех функций, при реализации которых могут возникать (существуют предпосылки для возникновения) кор­рупционные риски (коррупционно-опасные функции).

Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретно­го управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным ин­тересам общества и государства.

В этой связи в ходе проведения данной работы должны быть выявлены те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также определена степень участия (широта дискреционных полно­мочий) должностных лиц в реализации коррупционно-опас­ных функций, учитывая, что степень такого участия является «высокой» для извлечения «коррупционной прибыли».

Результатом реализации вышеизложенных мероприятий станет сформированный (уточненный) перечень должностей в федеральных государственных органах и государственных кор­порациях, замещение которых связано с коррупционными рисками. Предполагается, что утверждение данных перечней должно осуществляться руководителем федерального госу­дарственного органа, государственной корпорации после рас­смотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегу­лированию конфликта интересов.

В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественно­го характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи.

Таким образом, федеральными государственными ор­ганами и государственными корпорациями будет определен круг должностных лиц, деятельность и имущественное поло­жение которых являются объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике

коррупционных и иных правонарушений, что позволит осу­ществлять обоснованный контроль за благосостоянием дан­ных должностных лиц и имущественным положением членов их семей. Они также определяют, что минимизация корруп­ционных рисков либо их устранение достигается различными методами: от реинжиниринга соответствующей коррупцион­но-опасной функции до введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

В целях недопущения совершения должностными лицами федеральных государственных органов и государственных кор­пораций коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, не­обходимо осуществлять на постоянной основе посредством: организации внутреннего контроля за исполнением должност­ными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий. При этом проверочные мероприя­тия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жа­лоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фак­тах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации; использования средств видеонаблюде­ния и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций; проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного пове­дения при исполнении коррупционно-опасных функций.

Также следует отметить, что пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане проти­водействия коррупции на 2014-2015 годы» дополняет указан­ные методы мониторинга коррупционных проявлений путем обязания Правительства Российской Федерации организовать внедрение в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных про­грамм, разработанных на базе специального программного обеспечения «Справки БК» и «Справки ГС».

Кроме того, каждым государственным органом России ведется работа по: мониторингу правоприменения законода­тельства о противодействии коррупции (Методика монито­ринга правоприменения законодательства о противодействии коррупции, разработанная Минюстом России); контролю за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам и иных нормативных пра­вовых актов в сфере противодействия коррупции; повышению эффективности работы по безопасности и предупреждению коррупционных и иных правонарушений; антикоррупцион­ному обучению федеральных государственных служащих.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика