Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Новая стратегия ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооружённого конфликта
Научные статьи
22.12.15 12:08

Новая стратегия ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооружённого конфликта

  
alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
Видинеев Д.И.
10 89 2015
В статье рассматривается новая стратегия укрепления деятельности ЮНЕСКО в области охраны культуры и содействия культурному плюрализму в случае вооруженного конфликта, включая конкретные предложения по приоритетным мероприятиям. Особое внимание уделяется достигнутым результатам в рамках осуществления ЮНЕСКО мер по защите культуры во время вооруженных конфликтов и в переходный период путем реализации соответствующих положений различных конвенций ЮНЕСКО в области культуры и проведения ряда инициатив по реагированию на кризисные ситуации.

За последнюю декаду с 2005 по 2015 г. увеличение числа случаев преднамеренного нападения на культурное наследие было связано со стратегией экстремистов использовать унич­тожение культурных ценностей в качестве средства ведения войны для дестабилизации обстановки в различных регионах мира. Такая стратегия осуществлялась в сочетании с исполь­зованием инструментов коммуникации и новых технологий в целях достижения максимального воздействия и распро­странения чувства ненависти в глобальном масштабе далеко за пределы зон существующих конфликтов. Целью этих дея­ний становится культурное разнообразие во всех его формах, а также учреждения и специалисты, деятельность которых направлена на оказание поддержки свободному мышлению и свободе мнений.


 

Вооруженные конфликты всегда оказывали разруши­тельное воздействие на культуру и наследие, в том числе в ре­зультате преднамеренного разрушения значимых маркеров самобытности. Разрушительные идеологии также не являют­ся новым веянием в истории. Культура, однако, в последние десятилетия все чаще оказывается на передовой линии кон­фликтов, а насильственный экстремизм становится одним из существенных факторов. В настоящее время угрозы культур­ному наследию в случае вооруженного конфликта исходят от преднамеренного разрушения, сопутствующего ущерба, вынужденного пренебрежения, а также от организованного разграбления и незаконного оборота культурных ценностей, которые приняли сегодня беспрецедентные размеры и явля­ются в некоторых случаях источником финансирования терро­ризма.

   Между тем, нападения на объекты культуры характери­зуются преднамеренным выбором в качестве мишени отдель­ных лиц и групп на основе их культурной, этнической или религиозной принадлежности. В сочетании с преднамерен­ным и систематическим разрушением культурного наследия, отрицанием культурной самобытности, включая книги и ру­кописи, традиции, а также места отправления культа, коллек­тивной памяти и обучения, такие нападения можно квали­фицировать как «культурную чистку». Наряду с агрессивной пропагандой эта форма различного по своим проявлениям надругательства над культурой является характерной чертой современных войн, особенно в ходе внутригосударственных конфликтов с участием негосударственных субъектов. Деяния, подобные тем, которые были недавно совершены Исламским государством (ИГ) в Ираке и Сирии и связанными с ним груп­пами в других странах, преследуют цель навязать сектантское видение мира и общества, уничтожить культурное разнообра­зие и плюрализм, вызвать отрицание культурных прав и ос­новных свобод. Проводимая таким образом культурная чистка направлена на искоренение культурного разнообразия в опре­деленном географическом районе и его замену простой и од­нородной идеологией культурного и религиозного характера.

В настоящее время наблюдаются систематический харак­тер и масштабы нападений на объекты культуры, что подчер­кивает сильную связь между культурными, гуманитарными и относящимися к безопасности аспектами конфликтов. Пред­ставляется, что сегодня защита в ходе конфликта культурно­го наследия и разнообразия имеет важнейшее значение, как для уменьшения уязвимости, так и для прерывания цикла насилия, в котором нападения на объекты культуры ведут к дальнейшему распространению ненависти, сектантства и к фрагментации общества, создавая питательную среду для постоянной нестабильности и конфликтов. Международным сообществом в многочисленных заявлениях и декларациях и, что особенно важно, в резолюции 2199 Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), принятой в феврале 2015 г., в двух пресс-релизах СБ ООН и в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН признано, что в конечном итоге нападения на культурное наследие и разно­образие - это нападения на людей, их права и безопасность.

   Поэтому сегодня растет осознание того, что охрана куль­турного разнообразия и развитие культурного плюрализма посредством сохранения материального и нематериального культурного наследия общин и защита прав человека и основ­ных свобод являются не только чрезвычайными мерами сохранения культуры. Это императив для безопасности и гумани­тарной деятельности в конфликтных и переходных ситуациях и один из важнейших элементов для обеспечения устойчивого мира и развития. Участие в культурной жизни, доступ к куль­туре и к ее живым проявлениям, включая нематериальное на­следие, могут способствовать укреплению стойкости людей и поддерживать их усилия, направленные на то, чтобы пережить и преодолеть кризис. Для активизации взаимосвязи между за­щитой культурного наследия и разнообразия и гуманитарной деятельностью, процессами миростроительства и политикой в области безопасности требуется новый подход как на между­народном, так и на национальном уровнях. При определении этого нового подхода необходимо учитывать еще один важ­ный фактор, а именно, появление ряда новых участников на всех уровнях - правительственном и неправительственном, международном и региональном. К их числу относятся авто­ритетные международные организации, такие как Интерпол, Всемирная таможенная организация, ЮНОДК, ЮНИДРУА, а также ИККРОМ, ИКОМОС, ИКОМ, ИФЛА и МАС, которые укрепили свои стратегии и программы для решения этого конкретного вопроса. В целях осуществления деятельности по защите всемирного культурного наследия, которому угро­жают войны и стихийные бедствия, эти организации создали в 1996 г. Международный комитет Голубого щита (МКГЩ). Необходимо укрепить это многостороннее участие на основе общего видения и общих приоритетов для скоординирован­ных действий.

   Организация Объединенных Наций по вопросам об­разования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является основной международной организацией, осуществляющей общий ман­дат в области культуры. ЮНЕСКО была создана после Вто­рой мировой войны с целью «содействовать укоренению идеи защиты мира в сознании людей» и обеспечивать «сохранение и охрану мирового наследия человечества - книг, произведе­ний искусства и памятников исторического и научного зна­чения». В соответствии с решением 196 EX/29 под названием «Культура в зонах конфликтов: гуманитарные аспекты и во­просы безопасности. Роль и ответственность ЮНЕСКО» Ис­полнительный совет ЮНЕСКО «предложил Генеральному директору ЮНЕСКО продолжать и активизировать усилия по защите культуры во время вооруженных конфликтов и в переходный период, в частности, путем укрепления потен­циала ЮНЕСКО в области быстрого реагирования на чрезвы­чайные ситуации в области культуры и борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей посредством применения со­ответствующих положений различных конвенций ЮНЕСКО в области культуры» (п. 13). В этом решении Исполнительный совет ЮНЕСКО «предлагает Генеральному директору укре­пить роль ЮНЕСКО в системе ООН в целях надлежащего учета культурной составляющей для укрепления межкультур- ного диалога, обеспечив вместе с тем выполнение ЮНЕСКО ее координирующей роли» (п. 14) и «разработать в партнер­стве с государствами-членами и другими соответствующими участниками стратегию укрепления деятельности ЮНЕСКО в области охраны культуры и содействия культурному плюра­лизму в случае вооруженного конфликта, включая конкретные предложения по приоритетным мероприятиям с указанием необходимых финансовых и людских ресурсов, и представить данную стратегию [...] на рассмотрение 197-й сессии Испол­нительного совета и 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО» (п. 15).

18 августа 2015 г. Секретариат ЮНЕСКО представил Ис­полнительному совету ЮНЕСКО документ 197 EX/10 под на­званием «Укрепление деятельности ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта». Этот документ содержит доклад о достигнутых результатах в рамках осуществления мер, предус­мотренных в указанном выше решении 196 EX/29, в частности, в пунктах 13 и 14, в соответствии с которым ЮНЕСКО прове­ла мероприятия по защите культуры во время вооруженных конфликтов и в переходный период путем реализации соот­ветствующих положений различных конвенций ЮНЕСКО в области культуры и проведения ряда инициатив по реагиро­ванию на кризисные ситуации в Йемене, Ираке, Ливии и Си­рии, а также представила стратегию укрепления деятельности ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта (далее - стра­тегия). Эта стратегия отвечает растущим запросам об оказа­нии помощи, поступающим от государств - членов ЮНЕСКО, затронутых конфликтами. Ее основой и руководством к дей­ствию являются общий мандат ЮНЕСКО в области культуры, а также соответствующие конвенции и рекомендации по охра­не культурного наследия и разнообразия и содействию куль­турному плюрализму.

ЮНЕСКО приобрела огромный опыт оперативной дея­тельности, создания сетей и применения передовой практики в деле восстановления культурного наследия после конфлик­тов, оказывая поддержку основным процессам восстановления и реконструкции в области культуры, например, в Камбодже, на Балканах, в Афганистане или Мали. Настоящая стратегия основана на уроках, извлеченных из такого опыта, и направ­лена на дальнейшее повышение актуальности, качества и ре­зультативности деятельности ЮНЕСКО по защите культуры.

В этой стратегии усилия ЮНЕСКО по защите культуры в ходе конфликта рассматриваются как неотъемлемая часть общего реагирования ООН на такие ситуации. Следователь­но, все предлагаемые инициативы будут осуществляться в консультации с соответствующими партнерами ООН на гло­бальном и страновом уровнях или в качестве составной части процессов реагирования ООН на конфликты.

    Стратегия рассчитана на шестилетний период, обеспе­чивая в то же время достаточную гибкость для адаптации к постоянно меняющимся обстоятельствам, и будет осущест­вляться до 2021 г. К этому времени ЮНЕСКО должна принять новую Среднесрочную стратегию, в которую будут интегрированы соответствующие приоритеты, касающиеся защиты культурного наследия в случае вооруженного конфликта.

Общей целью настоящей стратегии является уменьшение уязвимости культурного наследия и разнообразия до, в ходе и после конфликта в условиях беспрецедентных разрушений и угроз. Она основана на стандартах, технических знаниях и опыте оперативной деятельности ЮНЕСКО в области куль­туры, которые она стремится расширить и более активно ис­пользовать. Она направлена также на повышение потенциала деятельности ЮНЕСКО в ходе кризисов в условиях конфлик­тов, приобретающих все более сложный характер, когда куль­турное наследие и разнообразие подвергаются непосредствен­ной угрозе.

В рамках данной стратегии перед ЮНЕСКО ставятся две следующие взаимосвязанные задачи. К первой относит­ся укрепление способности государств - членов ЮНЕСКО предотвращать, уменьшать и ликвидировать ущерб, при­чиняемый культурному наследию и разнообразию в ре­зультате конфликта путем развития институционального и профессионального потенциала для усиленной защиты. ЮНЕСКО намерена оказывать поддержку национальному руководству и участию в осуществлении мер реагирования, когда культура подвергается опасности или становится объектом нападения в какой-либо конкретной стране. Ис­пользуя свое сравнительное преимущество единственного специализированного учреждения системы ООН с манда­том в области культуры, ЮНЕСКО будет сотрудничать с национальными властями в целях содействия осуществле­нию скоординированных международных мер реагиро­вания для достижения более эффективных результатов и воздействия. Вторая задача состоит во включении защиты культуры в гуманитарную деятельность, стратегии в об­ласти безопасности и процессы миростроительства путем взаимодействия с соответствующими заинтересованными сторонами вне сферы культуры. Это будет достигаться по­средством развития нового стратегического партнерства с отдельными участниками, в частности, с другими организа­циями системы ООН, для создания синергии, оперативных инструментов и механизмов в целях обеспечения эффек­тивного осуществления положений конвенций ЮНЕСКО, в особенности Гаагской конвенции 1954 г. и ее Протокола 1999 г., Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вы­воза и передачи права собственности на культурные цен­ности, а также содействия применению гуманитарных, свя­занных с безопасностью и миростроительством подходов, учитывающих культурные аспекты.

ЮНЕСКО, используя свой опыт и экспертные знания, будет увеличивать и расширять свою оперативную дея­тельность, направленную на укрепление способности го­сударств-членов обеспечивать лучшую защиту своего куль­турного наследия и разнообразия в качестве средств для развития и мира.

С учетом того, что принятие в мирное время необходи­мых мер для предотвращения утраты культурного наследия и разнообразия зачастую оказывалось наилучшим способом их защиты, деятельность будет строиться вокруг трех этапов любого цикла чрезвычайных действий, а именно, обеспечение готовности, незамедлительное реагирование в ходе конфликта и среднесрочное и долгосрочное восстановление/реконструк­ция. Важно адаптировать всеобъемлющий подход к защите культуры в ходе конфликта, включая ее правовую защиту на всех трех этапах. Одним из приоритетов этой стратегии в свя­зи с этим является создание синергии в деле осуществления соответствующих конвенций ЮНЕСКО в области культуры, особенно Конвенции 1954 г. и двух протоколов к ней, а также конвенций 1970 г., 1972 г., 2001 г. и 2003 г. Руководящим орга­нам соответствующих конвенций в этом контексте будет пред­ложено рассмотреть вопрос об укреплении оперативных ру­ководящих принципов и процедур для дальнейшего усиления защиты культурного наследия во всех его различных формах в случае вооруженного конфликта.

Кроме того, ЮНЕСКО будет расширять свои техниче­ские мероприятия, направленные на оказание государствам- членам помощи в выявлении, смягчении и уменьшении по­тенциальных рисков в целях предотвращения нападений на культурное наследие и разнообразие в ходе конфликтов. Будет сделан акцент на документировании материального и нематериального - движимого и недвижимого - культурно­го наследия, включая оцифровывание, в частности, посред­ством составления всеобъемлющих перечней. В дополнение к этому, будет укреплен потенциал национальных и местных властей, включая специалистов в области культурного насле­дия, сотрудников правоохранительных органов, а также соот­ветствующих участников из гражданского общества в сфере прогнозирования угроз, предотвращения незаконного обо­рота культурных ценностей, разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях и осуществления защитных мер для обеспечения усиленной защиты и безопасности на объектах культурного наследия и в музеях.

Поскольку в рамках управления культурным наследием и его сохранения мероприятия, касающиеся обеспечения го­товности к возможным рискам и уменьшения рисков в пред­дверии конфликта, пока еще носят ограниченный характер и финансируются в недостаточной мере, ЮНЕСКО продолжит и усилит на всех уровнях информационно-разъяснительную работу в целях содействия учету аспектов культуры и инвести­рования в культуру в качестве неотъемлемой части стратегий предотвращения конфликтов и ведения оперативной дея­тельности. В такой информационно-разъяснительной работе будет обращаться внимание на обязанности государств и от­ветственность международного сообщества за продвижение и применение в мирное время международных стандартов в области культуры, установленных в конвенциях ЮНЕСКО, в частности, в Гаагской конвенции 1954 г. и в двух протоколах к ней.

В целях обеспечения полного соблюдения всеми соответ­ствующими сторонами норм международного гуманитарного права, относящихся к защите культурного наследия в случае вооруженного конфликта, в частности, Гаагской конвенции 1954 г. и двух протоколов к ней - в ходе конфликтов ЮНЕ­СКО будет продолжать информационно-разъяснительную деятельность. Здесь основными принципами являются недо­пустимость использования культурного наследия в военных целях, а также превращения объектов и памятников в мише­ни для нападения. ЮНЕСКО будет поддерживать усилия го­сударств-членов по дальнейшему применению этих норм на национальном уровне.

Для борьбы с разграблением и незаконным оборотом культурных ценностей в ходе конфликтов ЮНЕСКО допол­нительно укрепит сотрудничество с Интерполом, Всемирной таможенной организацией, ЮНОДК, ЮНИДРУА, специ­ализированными подразделениями национальной полиции, ИКОМ и с другими партнерами в целях отслеживания, аутен­тификации, ареста, консервации и реституции похищенных и незаконно вывезенных предметов. Усилия будут сосредоточе­ны на повышении информированности (в частности, посред­ством социальных сетей) туристов, молодежи, рынка искус­ства, музеев и частных коллекций и на развитии потенциала юристов, администраторов наследия, правоохранительных органов, гражданских служащих, участников рынка произве­дений искусства, полиции, таможни и финансовой сферы в целях эффективного осуществления на национальном уров­не конвенций ЮНЕСКО 1970 г. и ЮНИДРУА 1995 г., а также более конкретных мер обязательного характера, касающихся незаконного оборота, таких как запрещение трансграничной торговли культурными ценностями из Ирака и Сирии, введен­ных резолюцией 2199 СБ ООН. Особый акцент будет сделан на проверке происхождения и проявлении должной осмо­трительности в отношении предметов культурного наследия (в частности, из Ирака, Сирии, Ливии и Йемена), поступаю­щих на рынок произведений искусства или в коллекции таких произведений, особенно имеющих археологических характер, и на сообщении о похищенных предметах полиции и соот­ветствующим международным учреждениям и экспертам. Особые усилия будут предприниматься также в отношении использования и эффективного применения экспортных и импортных сертификатов.

ЮНЕСКО будет продолжать участвовать в подготовке углубленных совместных оценок, таких как проводимая ООН/ Всемирным банком и поддерживаемая Европейским союзом оценка потребностей в постконфликтных ситуациях (ОППС), содействуя применению всеобъемлющего и систематическо­го подхода к восстановлению сектора культуры, который не ограничивается решением проблемы материального ущерба и разрушения и направлен на развитие национального потен­циала и разработку политики возрождения сектора культуры в целом. Опираясь на свои экспертные знания и опыт в обла­сти постконфликтного восстановления и реконструкции, в том числе на Балканах и в Афганистане, ЮНЕСКО будет оказывать государствам-членам помощь в разработке стратегий и пла­нов восстановления и реконструкции, а также содействовать формированию политики в сферекультуры.

В целях обеспечения лучшего знания и понимания норм международного гуманитарного права, касающихся защиты культурного наследия в ходе конфликта, будет расширено со­трудничество с военными, включая силы ООН по поддержа­нию мира. ЮНЕСКО будет использовать позитивный опыт осуществления резолюции 2100 (2013 г.) СБ ООН, учредив­шего Многопрофильную комплексную миссию ООН по ста­билизации в Мали (МИНУСМА) (миротворческая миссия в Мали) и поручившего ей обеспечить охрану объектов куль­турного наследия во взаимодействии с ЮНЕСКО8. В частно­сти, будет предложено включить в стандартную подготовку миротворческих сил модуль по защите культурного наследия и разнообразия. Выражается надежда, что в конечном итоге повышение информированности военных о касающихся куль­туры нормах международного гуманитарного права приведет к созданию в зонах конфликтов «охраняемых культурных рай­онов», т.е. значимых объектов культурного наследия, которые четко определены и защищены от конфликта на основе взаим­ного соглашения между вооруженными силами, действующи­ми в данном районе.

Будет продолжена и расширена деятельность, направ­ленная на повышение информированности общественности, в частности молодежи, на основе достижений проводимой в социальных сетях кампании Unite4Heritage («Объединиться во имя наследия»). Будут подготовлены информационные и про­пагандистские материалы по основным ценностям культурно­го разнообразия и плюрализма, а также по охране культур­ного наследия для противодействия пропаганде ненависти, сектантских взглядов и чрезвычайно жестокого насилия.

   В 2014 г. в целях лучшего реагирования на чрезвычай­ные ситуации на глобальном уровне ЮНЕСКО создала руппу мобилизационной готовности и поддержки (CLT/ EPR). Эта группа будет обеспечивать общую координацию настоящей стратегии для защиты культуры и поощрения культурного плюрализма в ходе конфликтов. Группа дей­ствует в тесной координации с секретариатами конвенций ЮНЕСКО, особенно с секретариатами конвенций 1954 г., 1970 г., 1972 г. и 2003 г., в целях охвата всех аспектов защиты культуры и поощрения культурного плюрализма во время конфликта. Базисной целью создания этой группы являет­ся достижение большей согласованности мер реагирования Сектора на чрезвычайные ситуации и уделение должного внимания долгосрочным стратегиям обеспечения готовно­сти и превентивной деятельности. Группа также оказывает помощь подразделениям ЮНЕСКО на местах, ответствен­ным за разработку и осуществление мероприятий в области создания потенциала и технической поддержки, связанных с подготовкой к чрезвычайным ситуациям и реагировани­ем в области культуры, обеспечивая тем самым техническое консультирование и поддержку. Она также обеспечивает общую координацию с заинтересованными сторонами, ис­пользуя существующие глобальные и национальные меха­низмы, включая недавно созданную платформу экспертов, действующую под руководством ЮНЕСКО, особенно в от­ношении осуществления резолюции 2199 СБ ООН.

Ввиду того, что воздействие конфликтов на культурное на­следие и разнообразие достигло беспрецедентных масштабов, государства-члены призвали ЮНЕСКО усилить и расширить ее меры реагирования. В этом контексте был разработан ряд новых инициатив: глобальные пропагандистские и координа­ционные усилия (например, проведение кампании и создание глобальной коалиции «Объединиться во имя наследия», ока­зание поддержки осуществлению резолюции 2199 СБ ООН, разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях для охраны культурного наследия в Сирии, Ираке, Ливии и Йеме­не), совершенствование потенциала мониторинга и оценки, а также укрепление программ в области развития потенциала для оказания помощи государствам-членам в смягчении воз­действия конфликтов накультуру.

Как было сказано выше, документ 197 EX/10 содержит доклад о достигнутых результатах в рамках осуществления ЮНЕСКО мер по защите культуры во время вооруженных конфликтов и в переходный период путем реализации соот­ветствующих положений различных конвенций ЮНЕСКО в области культуры и проведения ряда инициатив по реагиро­ванию на кризисные ситуации. К таким мерам относятся следую­щие мероприятия.

  В связи с осуществлением принятой 12 февраля 2015 г. ре­золюции 2199 СБ ООН о финансировании терроризма, запре­щающей торговлю предметами культурного наследия из Ира­ка и Сирии, Генеральный директор ЮНЕСКО созвала 1 апреля 2015 г. в Штаб-квартире ЮНЕСКО совещание с ограниченным составом участников, на котором собрались руководители уч­реждений - партнеров ЮНЕСКО в целях оказания поддержки государствам - членам ООН и борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей (Группа ООН по аналитической под­держке и наблюдению за санкциями, Всемирная таможенная организация (ВТО), Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК), Интерпол, ИКОМ и ИКОМОС). В результате этого совещания была соз­дана платформа экспертов, составлены график и дорожная карта действий с уделением особого внимания механизмам координации в целях обмена информацией и принятия со­вместных мер. Были разработаны также руководящие прин­ципы осуществления резолюции 2199 и соответствующей от­четности, которые были впоследствии доведены до сведения государств-членов циркулярным письмом от 5 мая 2015 г. Информацию о принятых ими мерах по выполнению резолюции 2199 представили 30 государств - членов ЮНЕСКО. Сведения о вкладе ЮНЕСКО, включая анализ докладов государств-чле­нов, были представлены Группе ООН по наблюдению за санк­циями для подготовки ее доклада о ходе работы по выполне­нию резолюции 2199, который планировалось опубликовать в середине июля 2015 г. Предварительная оценка принятых государствами-членами мер противодействия показывает, что приоритетное внимание уделялось двум компонентам: укре­плению правовой основы и разработке мероприятий, направ­ленных на повышение информированности общественности и наращивание потенциала. Несмотря на пока еще ограни­ченные масштабы непосредственных правовых мер, государ­ства-члены активизировали свои усилия по применению на национальном уровне принципа должной осмотрительности, который требует от возможного покупателя артефакта соблю­дения определенного стандарта осторожности для обеспече­ния легальности торговли такими предметами. Это является прямым результатом воздействия резолюции 2199. Опираясь на полученные ответы, ЮНЕСКО призывает государства-чле­ны и далее применять ряд мер, а именно предпринимать дей­ствия в отношении рынка предметов искусства в целях выявле­ния всей цепочки незаконного оборота в его конечной точке; содействовать ратификации и усилить осуществление Конвен­ции ЮНИДРУА 1995 г.; усилить ответственность за тщатель­ное изучение происхождения предмета на основе проявления должной осторожности для обеспечения добросовестной покупки; проводить на национальном уровне кампании по просвещению и повышению информированности обществен­ности; а также осуществлять сотрудничество с финансовым, торговым и банковским секторами с учетом высоких рисков отмывания денег и инвестиций в предметыстарины.

В связи с принятием резолюции 2199 СБ ООН в качестве последующих действий 27 апреля 2015 г. в Нью-Йорке к чле­нам СБ ООН обратились Генеральный директор ЮНЕСКО и Генеральный секретарь Интерпола по поводу «Борьбы с раз­рушением, контрабандой и хищением культурного наследия». Данное заседание по формуле Аррии было созвано по прось­бе сопредседателей СБ ООН постоянных представительств Иордании и Франции при ООН. Генеральный директор ЮНЕ­СКО 28 мая 2015 г. присутствовала на пленарном заседании ГА ООН по случаю принятия резолюции «Спасение культурного наследия Ирака». Впоследствии в Париже 2 июня 2015 г. со­стоялось совещании на уровне министров небольшой группы глобальной коалиции по противодействию ИГ, где она полу­чила приглашение принять в нем участие и по предложению министра иностранных дел Франции г-на Лорана Фабиуса выступила перед членами этой коалиции. Вышеуказанные мероприятия свидетельствуют о растущем осознании послед­ствий, которые имеют для безопасности случаи нападения на объекты культуры, и о ведущей роли ЮНЕСКО в пропаганде необходимости более сильной интеграции между защитой культуры, политикой в области безопасности и процессами миростроительства.

    В связи с этим в рамках 39-й сессии Комитета всемирного наследия в Бонне (Германия) 29 июня 2015 г. Генеральный ди­ректор ЮНЕСКО вместе с председателем этой сессии проф. Марией Бемер объявила о создании глобальной коалиции «Объединиться во имя наследия» в целях укрепления деятель­ности ЮНЕСКО по защите культуры в чрезвычайных ситуа­циях путем привлечения широкого круга партнеров. Усилия глобальной коалиции направлены на расширение поддержки защиты наследия посредством привлечения организаций в области обеспечения безопасности и гуманитарной деятель­ности, правительств, частного сектора, гражданского обще­ства и средств информации. Созданию глобальной коалиции непосредственно предшествовало принятие Комитетом все­мирного наследия на основании консенсуса Боннской декла­рации, в которой осуждаются случаи нападения на объекты всемирного наследия, совершаемого ИГ, а также выражается озабоченность в отношении других объектов в Йемене и Си­рии. В случае необходимости в декларации рекомендуется также включать культурный аспект в предпринимаемые ООН усилия по поддержанию мира и обеспечить координацию со стороны ЮНЕСКО международных мер реагирования в целях защиты культурного наследия в ситуациях конфликтов или стихийных бедствий.

Помимо этого, ЮНЕСКО проводила ежемесячные бри­финги, представляла доклады о своей деятельности и включа­ла информацию о культуре и наследии в ежемесячные докла­ды Генерального секретаря ООН о гуманитарной ситуации в Сирии в исполнение резолюций 2139, 2165 и 2191 СБ, а также о ситуации в Ливии. В докладе направленной в Ирак Миссии Центральных учреждений ООН по стратегической оценке (МСО), которая проводилась 21-29 апреля 2015 г., содержится ссылка на культурную чистку как тактику военных действий.

СБ ООН 29 июня 2015 г. единогласно принял резолюцию 2227, которая продлила мандат МИНУСМА. В ее мандате от­мечалось «содействие сохранению культуры - во взаимодей­ствии с ЮНЕСКО»9. ЮНЕСКО в июле 2015 г. завершила рабо­ты по восстановлению 14 мавзолеев в Тимбукту, разрушенных вооруженными группировками в 2012 г.

ЮНЕСКО также активизировала сотрудничество с Меж­дународным уголовным судом (МУС) в отношении проводи­мых им расследований в соответствии со ст. 8 (2) (e) (iv) его Римского статута, которая квалифицирует как военное пре­ступление нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благо­творительности, историческим памятникам в ходе как между­народных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. Сотрудничество между ЮНЕСКО и МУС в отношении Мали, начавшееся в 2012 г. после преднамеренного разрушения куль­турного наследия в Тимбукту, заключалось в предоставлении МУС подробной информации о культурном наследии. Оно также заложило надежную основу для дальнейшего взаимо­действия, особенно в отношении тех стран, которые еще не ра­тифицировали соответствующие конвенции или не являются государствами - участниками МУС.

30 июня 2015 г. был подписан меморандум о взаимопони­мании с ЮНОСАТ/ЮНИТАР, специализированным учреж­дением по дистанционному зондированию, в целях дальней­шего усиления взаимодействия между ЮНЕСКО и другими организациями системы ООН в области защиты культуры в чрезвычайных ситуациях. Тем самым это позволяет ЮНЕСКО укрепить свой потенциал мониторинга и оценки ущерба, при­чиненного культурному наследию, на основе использования спутниковых изображений.

    Вся эта деятельность ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооружен­ного конфликта финансируется в значительной мере за счет внебюджетных средств. Например, было собрано около 3 млн долл. для поддержки восстановления культурного наследия в Мали; взносы поступили от Швейцарии (1,1 млн долл.), Ев­ропейского союза (670 тыс. долл.), Норвегии (170 тыс. долл.) и Нидерландов (75 тыс. долл.). Осуществляется проект по охра­не культурного наследия Сирии в объеме 2,6 млн евро за счет взносов Европейского союза (2,5 млн евро) и правительства Фландрии (170 тыс. евро). Государство Кувейт финансировало международную конференцию высокого уровня по культур­ному наследию, подвергающемуся рискам в Ираке и Сирии, которая проводилась в ЮНЕСКО в декабре 2014 г. (100 тыс. долл.). В отношении Ирака ЮНЕСКО привлекла 1,5 млн долл. от Японии, 300 тыс. евро от Италии и 170 тыс. долл. от Нор­вегии для деятельности, направленной на укрепление защиты культурных ценностей и наращивание потенциала. В Ливии помощь ЮНЕСКО в этих областях финансируется Италией и правительством Ливии (по 1 млн долл. от каждой стороны).

Для настоящей стратегии ЮНЕСКО потребуется создать дополнительные должности за счет средств обычной програм­мы, чтобы обеспечить ее устойчивое реагирование в области культуры на возникающие конфликты. В связи с этим пред­лагается в рамках обычной программы и бюджета выделить на поэтапной основе за весь период осуществления стратегии, т.е. в течение следующих шести лет, начиная с января 2016 г., сумму в размере 2,5 млн долл. Эти средства послужат посте­пенному укреплению возможностей координации стратегии на глобальном уровне, а также ее осуществлению на страно­вом уровне.

Опыт выполнения ЮНЕСКО планов действий в чрезвы­чайных ситуациях во время конфликтов показывает, что для поддержки осуществления всех приоритетных мер в недавно созданный Чрезвычайный фонд наследия, согласно оценке, потребуется внести 25 млн долл. в виде внебюджетных взносов на поэтапной основе в течение оставшихся шести лет Средне­срочной стратегии 37 C/4. Ввиду непредсказуемого характера конфликтов, связанных с этим потребностей и спроса на ре­агирование со стороны ЮНЕСКО эта сумма определена на основе следующих элементов: потребности, определенные в связи с защитой культуры в ходе конфликтов, в течение следу­ющего шестилетнего периода будут оставаться очень высоки­ми; запросы к ЮНЕСКО об оказании помощи возрастут, по­скольку от ЮНЕСКО требуется увеличить и расширить свою помощь для решения, в частности, новых проблем защиты культуры в ходе конфликтов; увеличатся нормативные обяза­тельства ЮНЕСКО в результате запросов об оказании помо­щи, например, в связи с ее ролью в содействии осуществлению государствами - членами резолюции 2199 СБ ООН.

Следует отметить, что на 2015 г. сметные расходы (персо­нал и мероприятия) для реагирования ЮНЕСКО на конфлик­ты составляют 3,349 млн долл. при соотношении 1/11,5 (между средствами обычной программы и внебюджетным финанси­рованием). Таким образом, по сравнению с расходами за 2015 г. в течение последующих шести лет общий объем финанси­рования настоящей стратегии увеличится на 124 %, что позво­лит ЮНЕСКО восполнить отмеченные в настоящей стратегии пробелы в области реагирования.

    В интересах дальнейшего развития устойчивого внутри- организационного потенциала защиты культуры в случае вооруженного конфликта критически важно улучшить сба­лансированность между выделяемым на эти цели обычным бюджетом и внебюджетным финансированием. В связи с этим предлагается в течение следующих трех двухлетних пе­риодов, начиная с января 2016 г., выделить на поэтапной осно­ве в рамках обычной программы и бюджета сумму в объеме 5 млн долл. (по 2,5 млн долл. на персонал и мероприятия), произведя необходимые корректировки в плане работы доку­мента 38 C/5. Это будет соответствовать 20 % от общей смет­ной суммы (25 млн долл.), необходимой для осуществления настоящей стратегии в течение следующих трех двухлетних периодов. Эти средства будут использованы, прежде всего, на укрепление потенциала ЮНЕСКО в осуществлении стратегии на национальном уровне в затронутых странах путем создания в рамках обычной программы должностей категории специ­алистов в подразделениях на местах, где в настоящее время нет такого персонала. Предлагается также привлекать внебюджет­ные средства для финансирования остальной части бюджета этой стратегии, т.е. 20 млн долл. В идеальном случае внебюд­жетные взносы должны перечисляться в созданный ЮНЕСКО Чрезвычайный фонд наследия для укрепления согласованно­сти действий по осуществлению стратегии и обеспечению со­ответствующей отчетности. Следует отметить, что такие сред­ства будут использоваться, прежде всего, для удовлетворения неотложных потребностей и решения проблем, связанных с предотвращением утраты культурного наследия и разнообра­зия, подвергающихся рискам до, в ходе и непосредственно по­сле конфликта.

В заключение стоит отметить, что разрушение культур­ного наследия является не только культурной трагедией, но и проблемой безопасности, и что охрана культуры не может отделяться от гуманитарных операций и должна быть одним из ключевых компонентов любой стратегии укрепления мира. Такие разрушительные действия создают питательную сре­ду для тревожных тенденций радикализма и экстремизма и подтверждают актуальность основного мандата ЮНЕСКО, заключающегося в том, что «в сознании людей следует уко­ренять идею защиты мира». Это требует обновления и укре­пления всех инструментов, предназначенных для создания нравственной и интеллектуальной защиты мира. Необходи­мо укреплять институциональный и оперативный потенциал ЮНЕСКО для реагирования на эти угрозы в целях выполне­ния мандата ЮНЕСКО по прошествии 70 лет с момента ее соз­дания и адаптировать ее к потребностям современного мира.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика