Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Взаимодействие норм права и морали
Научные статьи
23.12.15 11:27
вернуться

Взаимодействие норм права и морали

alt 
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Магомедова Р.М.
10 89 2015
В данной статье проведен анализ проблем, связанных с правом и моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия морали. Так, право и мораль призваны регулировать общественные отношения, этот вопрос всегда был актуальным.


Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования обществен­ных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных обще­ственными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирую­щие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включен­ными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности.

Шершеневич Г. Ф. например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требова­ния общества к человеку. Не человек определяет, как он дол­жен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а обще­ство. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобря­ем с индивидуальной точки зрения..


 

Проблемой соотношения права и морали издавна за­нимались многие мыслители, данная тема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований. Вопрос о взаимосвязи морали и права получил определенное освещение уже во многих грудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабаты­вая правовую идеологию, пытались связать этику с законода­тельством. Например, римскими юристами был сформулиро­ван постулат, гласящий. «право рекомендует то, что одобрено обычаем» т. е. продиктовано нравственностью.

Социальные нормы образуют право догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым со­циальным отношениям, основанным на частной собственно­сти, социальном и классовом расслоении общества. Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей много­значности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права,» - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю пости­жения природы этого явления.

Естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стан­дарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.

Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введен­ное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в дан­ном случае Аквиант признавал правомерным выступление на­рода против монарха.

Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристо­телем и Цицероном, считал смешанную из «чистых форм», при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкцио­нировано знатью и народом. Регулятивная динамическая функция права направлена на оформление движения обще­ственных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений. Эта функция проявляется в систе­ме норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуально­го. Она сводиться к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: фиксируются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан. Охранительная функция права направлена на ох­рану регулируемых правом отношений, на охрану основопо­лагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.

Таким образом, право, как регулятор, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Мораль является одним из способов нормативного регу­лирования поведения человека, особой формой обществен­ного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства, это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений меж­ду людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Осо­бенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни.

Мораль воспитывает, участвует в формировании челове­ческой личности, ее самосознания, способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком сво­его достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гумани­стическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали. Эта особая форма общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность че­ловека - нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим со­бой ее идеальную, субъективную сторону, предписывает лю­дям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Оно дает оценку разным явлениям социальной действитель­ности с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности.

Один из философов - А. А. Гусейнов так определяет осо­бенности морали: она характеризует способность человека жить сообща и представляет собой форму отношений между людьми; мораль не подчинена закону причинности и прин­ципу полезности; моральный закон не допускает разведение субъекта и объекта; это тяжелый груз, который человек добро­вольно взваливает на себя. Мораль - это такая игра, в которой человек ставит на кон самого себя. Сократ был принужден вы­пить яд, Джордано Бруно был сожжен, Ганди был убит. Тако­вы ставки в этой игре.

Особенностью взаимосвязи и взаимодействия права и мо­рали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляют­ся государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, тра­дициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, пре­вращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием об­щественного мнения.

    Без нормального духовно-нравственного развития людей нет правильной политико-правовой государственной жизни. В настоящее время критерием любого закона должно быть признано его соответствие положениям международного пра­ва, которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие ценности гуманизм, справедливость, ми­лосердие, уважение естественных прав человека, его граждан­ских и политические свобод.

Анализируя соотношение права и морали, можно за­ключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют тре­бованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государ­ственными органами при разработке нормативных актов го­сударства.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика