Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Судебная реформа 1864 г. как составная часть реформ 60-х годов
Научные статьи
25.12.15 13:54

Судебная реформа 1864 г. как составная часть реформ 60-х годов

alt 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Бекишиев А.А.
10 89 2015
В статье рассматривается судебная реформа 1864 г. как составная часть реформ 60-х годов Российской империи. Раскрывается сущность данной реформы.

Правление Александра II ознаменовалось беспрецедент­ными по масштабу реформами, получившими в дореволюци­онной литературе название «великих реформ». Основными из которых явились земская и судебная реформы (1864).

Данные преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расчистили дорогу для развития капитализма в России, расширили границы граж­данского общества и правового государства, однако доведены до конца не были.


 

К концу царствования Александра II под влиянием кон­серваторов некоторые реформы (судебная, земская) были ограничены. Контрреформы, развёрнутые его преемником Александром III, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления.

20 ноября 1864 г., после рассмотрения в Государственном совете, царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на ос­нове следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, со­стязательности, несменяемости судей и следователей, глас­ности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей). Введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению вместо системы фор­мальных доказательств.

Судебные уставы предусматривали создание бессослов­ных судебных учреждений двух типов - общих судов и миро­вых судов.

Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми су­дьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имев­ших высшее или среднее образование, высокий имуществен­ный ценз, который несколько снижался только для отставных офицеров.

Приговор или решение мирового судьи можно было об­жаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла из окружных судов и су­дебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 70. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских

Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением граж­данских прав, рассматривались с участием присяжных за­седателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходили следующим образом - судебным за­седанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопрос перед присяжными. При­сяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт - виновен или невиновен подсудимый, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Затем коронные судьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приго­вор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных засе­дателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формаль­ного нарушения процессуального закона.

Имущественный ценз, необходимый для включения в со­став присяжных, был сравнительно высок. В присяжные до­пускались крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении - сельские старосты, волостные старшины и т.д. Но присяжные не избирались, а назначались. Порядок подбора присяжных был такой: специальные комиссии в уез­дах под председательством уездных предводителей дворян­ства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на кон­кретные заседания. Следовательно, решающую роль в подбо­ре присяжных играли предводители дворянства и председате­ли судов, то есть представители сословия дворян.

    Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве пер­вой инстанции дела по обвинению в преступлениях государ­ственных, должностных и некоторых иных. Эти дела судебная палата рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в од­ной коллегии с коронными судьями (чиновниками), что фак­тически сводило к нулю роль этих представителей.

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которо­го по каждому конкретному делу назначался императором. Предварительное следствие было изъято из полиции и пере­дано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры, но не вхо­дивших в ее состав, а причисленных к окружным судам и поль­зовавшихся правом несменяемости.

Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения в суде, над­зор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Особое внимание уделялось подбору су­дебных и прокурорских кадров. Для назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее 5 лет и отличаться «благопристойным поведением». Выпускники юридических факультетов университетов обычно стажировались при судах не менее 5 лет в качестве кандидатов на судебные должности. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных, выступавших за­щитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имев­ших право выступать лишь в мировых судах по разрешению суда и по доверенности одной из сторон (этот институт был учрежден в 1874 г. в связи с нехваткой присяжных поверенных).

Присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы в качестве помощ­ника присяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаны были сдать экзамен на право самостоятельного ве­дения дел.

Судебная реформа была наиболее последовательной бур­жуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохра­няла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и админи­стративным учреждением. Местные суды фактически контро­лировались губернаторами

    Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практи­ковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне. Сохране­ны были и чисто сословные суды - духовные, которые кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.

Со второй половины 60-х годов правительство начинает наступление на новые судебные уставы, стремясь ликвиди­ровать тип несменяемости судей и ограничить компетенцию суда присяжных. В 1866 г. из окружных судов в судебные пала­ты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. - дела о неповиновения властям, оскорблении властей, насильствен­ных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям.

Судебная реформа Александра II — комплексная ре­форма судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861 — 1863 годах, утвержденная в 1864 году и проведенная в 1866 — 1899 годах. Реформа предусматривала полное измене­ние судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окруж­ные суды и судебные палаты) и Кассационных департаментов Сената как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставле­ние и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяж­ных, созывавшихся для суда над обвиняемым и в тяжких уго­ловных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было огра­ничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было от­делено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие, прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура).

Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квали­фикации судебных чинов и искоренению коррупции. Осново­полагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судо­производства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями).




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика