Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Историко-правовые аспекты формирования и деятельности транспортной полиции
Научные статьи
11.01.16 10:35

Историко-правовые аспекты формирования и деятельности транспортной полиции

alt

 
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Мамлеева
Д.Р.
10 89 2015
Статья посвящена рассмотрению вопросов устройства, задач и полномочий транспортной полиции, а также основным способам обеспечения правопорядка на транспортных магистралях России. Автор анализирует нормативную базу организации и деятельности транспортной полиции во второй половине XIX в.

Вторая половина XIX в. характеризовалась наиболее ча­стыми изменениями в структуре и компетенции полиции. В 50-80-е годы исследуемого столетия была осуществлена реор­ганизация всей системы полицейских органов: 1) назначение полицейских чиновников со стороны правительства; 2) соеди­нение городской полиции с уездной; 3) отделение от полиции следственной, судебной и хозяйственной частей1. После про­ведения реформы полиции в нормативных актах подробно излагались права и обязанности всех звеньев полицейского аппарата по обеспечению безопасности и правопорядка в об­щественных местах. Образовывались новые полицейские орга­ны, учреждались вновь создаваемые должности, предлагалось множество проектов по реформированию всей полицейской системы Империи. Утвержден постоянный штат управления С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции, из­менены и дополнены действующие законы о С.-Петербургской полиции и её учреждениях, организована конно-полицейская стража, преобразована Московская городская полиция, рас­ширилась компетенция водной полиции и железнодорожной жандармерии. На железных дорогах были созданы специали­зированные полицейские управления, которые укомплекто­вывались жандармами. Ранее действовавшие жандармские эскадроны и жандармские команды были преобразованы в управления. В 1863 г. на С.-Петербургско-Варшавской и Риж- ско-Динабургской железных дорогах был введен особый по­лицейский надзор. Определен штат полицейского управления Николаевской железной дороги (Санкт-Петербург - Москва).


 

С расширением сети железных дорог, развитием движе­ния и увеличением перевозок пассажиров и грузов, формирова­нием новых структурных подразделений полицейских органов возникла потребность в более четком нормативном определе­нии круга их обязанностей. 27 июля 1861 г. было введено в дей­ствие Высочайше утвержденное «Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог», целью которого являлось учреждение жандармской полиции на железных дорогах. В Положении более детально регулировались обязан­ности транспортной полиции по сохранению правопорядка на станциях, задачи, решаемые жандармами до этого времени, были значительно расширены. Например, функции общей полиции по надзору за строительством железных дорог были дополнены рядом обязанностей, связанных с обеспечением порядка на станциях между проезжающими и строителями, а также с рассмотрением жалоб рабочих, подрядчиков, слу­жащих и проезжающих. В обязанности чинов жандармских полицейских управлений вменялась функция контроля за ис­полнением подрядчиками правил о порядке строительства железнодорожного полотна. Согласно положению, созданное «особое полицейское управление» комплектовалось чинами Корпуса жандармов. Штат офицеров формировался по согла­сованию шефа жандармов с главноуправляющим путями со­общений, нижние чины назначались по распоряжению Штаба Корпуса жандармов.

С 60-х годов XIX в. полицейские управления на железных дорогах, а позднее жандармские полицейские управления на железных дорогах функционировали практически на всей по­верхности земли, отчужденной под железные дороги, со все­ми «прилегающими» постройками и сооружениями. В янва­ре 1867 г. последовало высочайшее распоряжение о передаче подразделений жандармской полиции на железных дорогах в подчинение Корпуса жандармов. Тем самым, железнодорож­ные полицейские управления были изъяты из ведения мини­стра путей сообщения и переданы в жандармское ведомство. С этого момента железнодорожная полиция сформировалась как государственный правоохранительный орган на железно­дорожном транспорте, орган транспортной полиции.

Одним из основных нормативных актов, подтвердивших передачу жандармских полицейских управлений железных дорог из министерства путей сообщений в подчинение шефа корпуса, был Указ императора «Об обязанностях и подчине­нии жандармских полицейских управлений железных дорог». В соответствии с ним на данные управления, помимо задач об­щей полиции, в полном объеме возлагались наблюдательные функции. Так как жандармская железнодорожная полиция яв­лялась структурным подразделением Корпуса жандармов, то вполне естественно, что на нее распространялись соответству­ющие его приказы. В частности, согласно данному Указу чины транспортной полиции при исполнении своих обязанностей должны были строго следовать инструкциям и указаниям, предназначенным для всего Корпуса.

В последующие годы все принимаемые нормативные акты, регулирующие деятельность личного состава Корпуса жандармов, содержали отдельный раздел, конкретизирую­щий особые полномочия чинов транспортной полиции - жан­дармских полицейских управлений на железных дорогах.

Существенное значение в изменении организационно­правового положения железнодорожной жандармерии сыграл утвержденный 16 марта 1867 г. особый правовой акт - «Поря­док учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах», согласно которому в ведении каждого жан­дармско-полицейского управления находился участок дороги протяженностью 2 тысячи верст. В свою очередь это расстоя­ние делилось на отдельные участки по 200 верст. Причем на каждые 200 верст выделялся один участковый офицер. В состав каждого управления входили: начальник управления, участ­ковые офицеры и нижние чины в унтер-офицерском звании - на каждую станцию по два человека. Однако соблюсти столь конкретизированные нормы оказывалось весьма сложным, так как строительство новых железнодорожных веток продолжало развиваться достаточно быстрыми темпами.

Следующим шагом в коренном преобразовании жандар­мерии явилось создание проекта «Общего положения о Кор­пусе жандармов» - инструкции-предписания губернским жан­дармским начальникам, а впоследствии и принятие 9 сентября 1867 г. «Положения о Корпусе жандармов». Новое Положение законодательно закрепило организационно-структурные из­менения Корпуса относительно устройства транспортной по­лиции. К началу 70-х г. были утверждены штаты Балтийского, Виленского, Воронежского, Минского, Митаво-Риго-Орловско- го, Московско-Киевского, Московско-Ярославского, Московско- Воронежского, Киевско-Одесского, Финлядского, Харьковского жандармских полицейских управлений железных дорог.

Учрежденные Положением полицейские управления на железных дорогах выполняли те же функции, что и другие зве­нья структуры Корпуса жандармов, а именно: 1) розыск воров, беглых, кочевников, преследование преступников; 2) пресече­ние массовых беспорядков; 3) сопровождение опасных пре­ступников, арестантов; 4) несение патрульно-постовой службы на вверенной им территории при проведении различных го­родских мероприятий.

Немаловажное значение в организации и деятельности транспортной полиции в рассматриваемый период имели утвержденные императором «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» (19 мая 1871 г.). Данный нормативно-правовой акт регламенти­ровал уголовно-процессуальную деятельность транспортной полиции, предоставив ей право производства дознаний по го­сударственным и уголовным преступлениям, причем жандар­мам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и об­щей полиции в раскрытии уголовных преступлений. Особый раздел Правил определял порядок действий чинов жандарм­ских полицейских управлений железных дорог, в ходе которых служащим транспортной полиции, в частности жандармам, проходящим службу на отчужденных для железных дорог тер­риториях, предоставлялись все права и возлагались все обязан­ности общей полиции, а именно в отношении расследования преступлений в районе их действий.

Вместе с тем Штабом Корпуса жандармов были разра­ботаны инструкции для служебной деятельности железнодо­рожной полиции. Одной из них была «Инструкция для чинов жандармской и общей полиции на железных дорогах» (29 сентября 1873 г.). В ней перечислялись примеры практических действий в различных ситуациях. Например, в целях обеспече­ния общественного порядка и безопасности во время прибы­тия или отправления поездов, на железнодорожных станциях в специально предусмотренных наблюдательных постах разме­щалось установленное число жандармских офицеров и унтер- офицеров. При этом жандармы как лица, наделенные законом судебно-полицейскими функциями на железнодорожной тер­ритории, обязаны были сами производить все необходимые процессуальные действия. К инструкции также прилагался документ, регламентирующий основные обязанности офицера железнодорожной жандармерии, предусмотренные специфи­кой деятельности транспортной полиции: «Особые права для офицеров жандармского и полицейского». Согласно данному документу офицер железнодорожной полиции должен был до прибытия или отправления пассажирских поездов распреде­лить подчиненных нижних чинов по постам: у билетных касс, в залах ожидания, на платформе и в других местах в пределах станции. В случае невыполнения либо выявления нарушений установленных правил порядка поведения, жандармский офи­цер должен был принять соответствующие меры к виновным, с последующей фиксацией совершенного проступка в прото­коле.

Аналогичные условия организации и деятельности были предусмотрены для водной полиции, специально сформиро­ванной в целях обеспечения безопасности на речном и мор­ском транспорте. Данные подразделения представляли собой особый полицейский орган, деятельность которого связыва­лась с выполнением обязанностей, как на воде, так и в порто­вых сооружениях. На транспортную полицию помимо сугубо полицейских функций возлагались и обязанности по спасе­нию на водах. В частности, в зимнее время чинам водной по­лиции предписывалось ограждать полыньи, охранять стоянки судов от бродяг, осуществлять контроль за состоянием санных путей и катков, проложенных на речном льду, а также за спу­сками к рекам и каналам.

До конца 60-х годов XIX в. водные пространства г. Санкт- Петербурга состояли в ведении многих ведомств, а именно в полицейском отношении водами столицы заведовали чины наружной полиции (за исключением районов, относящихся к ведению Морского министерства, коменданта Петропавлов­ской крепости, Окружного Артиллерийского управления). Кроме того, общий судоходный надзор на реке Неве и ее при­токах состоял в ведении Министерства путей сообщения, в частности, обязанности освидетельствования перевозочных судов и пассажирских пароходов лежали на управлении ко­рабельной верфи, состоявшей при Министерстве финансов, и на ежегодно назначаемой пароходной комиссии. Вследствие такого распределения судоходного надзора судоходство на Санкт-Петербургских водах, возраставшее по мере развития столицы и торговли, из-за отсутствия особого специального органа для наблюдения за столичными водами встречало все больше и больше затруднений из-за постоянных массовых беспорядков на судах при их следовании. В этой связи возник­ло предложение об устройстве речной полиции.

В 1866 г. была учреждена особая комиссия под предсе­дательством Санкт-Петербургского генерал-губернатора для разработки проекта об учреждении специальной речной по­лиции. 27 июня 1867 г., согласно заключению этой комиссии, последовало Высочайшее повеление об устройстве речной полиции как структурного подразделения столичного поли­цейского управления, в ведении которого находились все реки и каналы в черте Санкт-Петербурга. Речная полиция состоя­ла из управляющего, 3 его помощников, необходимого числа нижних чинов по штату и команды матросов и морских унтер- офицеров сверхсрочной службы, ежегодно назначаемых Мор­ским министерством за счет сумм, отпускаемых на её содержа­ние. Чины в основном были из бывших морских офицеров, по тем или иным причинам оставивших службу на флоте.

7 мая 1891 г. было утверждено «Положение об админи­стративном заведывании портовым мореходством и о поли­ции в приморских торговых портах». Применительно к этому положению составлены штаты портовых управлений в Риге (1893 г.), Одессе (1893 и 1894 гг.), Санкт-Петербурге (1895 г.). Рас­ширены штаты речной полиции в Петербурге (1885 г.), Ниж­нем Новгороде (1882 и 1900 гг.) и Рыбинске (1885 г.). Затем был организован полицейский надзор на Рижском побережье8.

В 1894 г. было принято «Положение о портовой полиции в военных портах Империи», согласно которому для охраны ад­миралтейств, верфей, гаваней, а равно всех других зданий и со­оружений в военных портах Империи учреждалась особая пор­товая полиция, состоящая из портовых надзирателей, портовых старшин и портовых полицейских. Портовая полиция находи­лась в ведении начальников или командиров портов, а также в непосредственном распоряжении заведующих портовыми уч­реждениями, помощников капитанов и командиров. В Поло­жении также устанавливались требования для чинов портовой полиции, практически схожие с требованиями, предъявляемы­ми к чинам железнодорожной полиции. Так, чины портовой полиции определялись капитанами над портами, по принад­лежности из лиц, достигших 25-летнего возраста и состоящих в русском подданстве, грамотных всех сословий, преимуществен­но же: портовые надзиратели из отставных офицеров морского ведомства, а портовые старшины и портовые полицейские из лиц, состоявших на службе в портовой полиции.

К Положению была приложена инструкция, описывающая основные полномочия транспортной полиции непосредственно в портах Империи. В соответствии с инструкцией чины порто­вой полиции несли охранную службу каждый в пределах сво­ей компетенции, точно определенной ближайшим портовым начальством: относительно чистоты и порядка определенных участков порта; обеспечения безопасности и сохранности всего казенного и частного имущества, находящегося во вверенной им территории. Чины портовой полиции вправе были произво­дить дознание об усмотренных им в адмиралтействе или гавани преступлениях и проступках, руководствуясь статьями Военно­морского судебного устава. В завершение дознания ими состав­лялся протокол, где непосредственно указывалось время и место составления, кем и когда обнаружено нарушение, количество и ценность предметов, составляющих предмет преступления и проступка, имя, отчество, фамилия, место жительства обвиняе­мого, понятые и свидетели, если таковые были.

Вместе с тем «Временное положение об управлении Одес­ским портом и о портовой полиции» также называло основ­ные задачи водной полиции, которые практически совпада­ли с обязанностями железнодорожной полиции. В главе III Положения регламентировались предметы ведения, права и обязанности чинов портовой полиции. В частности, в компе­тенции чинов портовой полиции выделялись следующие обя­занности:

1) надзор за точным исполнением узаконений и распоря­жений правительства;

2) принятие необходимых мер как к исполнению уста­новленных узаконений и распоряжений, так и к пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и иных право­нарушений;

3) наложение в административном порядке взысканий за правонарушения;

4) разрешение гражданских споров по торговому море­ходству и морским промыслам в соответствии с нормами дан­ного Положения;

5) наблюдение за благоустройством и благочинием в гава­нях, на рейде, набережных и в иных местах, занимаемых пор­том и портовыми сооружениями;

6) наблюдение как за содержанием исправности рейдов гаваней и портовых сооружений со всеми находящимися при них приспособлениями, так и за правомерным пользованием ими;

7) принятие необходимых мер по спасению людей, судов и груза при кораблекрушениях;

8) принятие необходимых мер по предупреждению по­жаров;

9) контроль и надзор за отдельной категорией лиц, нани­мающихся мореходством и морскими промыслами (проверка паспортов, судовых экипажей и пассажиров);

10) производство осмотра, измерений и освидетельство­ваний судов и их механизмов;

11) оказание содействия таможенным и другим учрежде­ниям по исполнению ими своих обязанностей10.

В дальнейшем, в целях повышения эффективности дея­тельности транспортной полиции, издавались отдельные рас­поряжения по речной полиции, утверждающие особые пра­вила деятельности чинов водной полиции.

Вместе с тем деятельность транспортной полиции ре­гламентировалась нормами «Уложения о наказаниях уголов­ных и исправительных» 1845 г., предусматривающего более суровые меры наказания за преступления, совершенные на территории, подведомственной железнодорожной и водной полиции. Отделение 3 гл. 1 рассматривало преступления, со­вершенные чинами полиции; гл. 10 - нарушения правил, уста­новленных для охраны путей сообщения; отделение 5 главы 11 - нарушения постановлений о мерах, общих для безопасности мореплавания и др. Вместе с тем раздел 10 уложения содер­жал нормы, предусматривающие наказание за преступления против жизни, здоровья, свободы и чести, собственности и имущества граждан, подлежащие расследованию как чинами общей, так и транспортной полиции. Отдельные статьи Уло­жения подробно рассматривали соответствующие меры нака­зания за преступления, связанные с умышленным поврежде­нием водных сооружений и железных дорог, что впоследствии могло подвергнуть опасности жизни сотни людей. Например, в случае умышленного кораблекрушения, с целью кражи иму­щества судна, преступник приговаривался к ссылке на каторж­ную работу от десяти до двенадцати лет.

    Наряду с общими для всего Отдельного корпуса жандар­мов функциями чины транспортной полиции выполняли це­лый ряд характерных только для них служебных обязанностей. При этом вся деятельность регламентировалась огромным количеством нормативно-правовых актов, которые структур­но можно подразделить на несколько групп: царские указы и законы Российской империи; ведомственные акты, постанов­ления Военного ведомства; нормативные акты Министерства внутренних дел; ведомственные акты Министерства путей сообщения; приказы по Корпусу жандармов, начальника штаба корпуса жандармов; инструкции и циркулярные рас­поряжения Департамента полиции и штаба Отдельного кор­пуса жандармов. Несмотря на многочисленность источников законодательства о деятельности транспортной полиции, все они были направлены на совершенствование, конкретизацию, расширение функции транспортной полиции как правоохра­нительного органа, обеспечивающего безопасность на особых объектах обслуживания.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика