Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Характеристика правового положения лица, совершившего административное правонарушение, как особого правового режима
Научные статьи
12.01.16 11:01

вернуться

Характеристика правового положения лица, совершившего административное правонарушение, как особого правового режима

alt
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Морозова Н.А.
10 89 2015
В статье специфика правового положения лица, совершившего административное правонарушение, рассматривается с позиций правового режима в реалистическом понимании. Автор приходит к выводам о том, что к основным характеристикам такого правового положения относится: возникновение обязанности понести наказание с момента совершения административного правонарушения; переход правоотношения административной ответственности из статической стадии в динамическую; исполнение наказания в момент фактической реализации ответственности притом, что правоотношение административной ответственности не прекращается; включение в правовой режим кроме правил, вытекающих непосредственно из КоАП РФ, и иных правовых последствий, установленных другими законами.


Можно считать относительно устоявшимся в отечествен­ном правоведении понимание правового режима как особого порядка правового регулирования конкретной области обще­ственных отношений, состоящего из совокупности юридиче­ских средств и отличающегося определенным их сочетанием1.

В. Ю. Панченко, И. В. Пикулева подчеркивают, что пра­вовой режим как явление находится не только в сфере воз­можного, но и в сфере действительного, относится к реальной правовой деятельности, юридической практике, правовой жизни, а как понятие отражает реальное состояние, положе­ние и значение действующих правовых институтов не только в нормах права, но и в их практическом действии. Правовой режим в его реалистическом понимании отражает не только нормативные ограничения или льготы, но и состояние реаль­ной возможности или невозможности пользования правами, что и свидетельствует о благоприятности или неблагоприятности правового режима.


 

Вышеприведенное реалистическое понимание правового режима оказывается как нельзя более подходящим для описа­ния правового положения лица, совершившего правонаруше­ние, и, по сути, является особым правовым режимом, для ха­рактеристики которого важным является описание не только норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), но и того, как реально эти нормы действуют, а так же того, каким образом данный факт влияет на иные общественные отношения, где данное лицо участвует.

С момента совершения административного правонару­шения лицо вступает в правоотношение с государством, ха­рактеризующееся следующими взаимными обязанностями: у лица, совершившего административное правонарушение, воз­никает обязанность претерпеть негативные последствия свое­го деяния, а у государства в лице его уполномоченных органов - обязанность выявить правонарушение, дать ему верную ква­лификацию и привлечь лицо к ответственности, то есть обе­спечить вынесение компетентным органом в установленный законом срок законного акта, определяющего вид и размер наказания.

Правовое положение лица, совершившего администра­тивное правонарушение, при этом характеризуется следую­щими чертами.

Лицо с момента совершения правонарушения обязано понести наказание. При этом указанная обязанность понести наказание может не наступить - в силу того, что правонару­шение останется не выявленным, истечет срок привлечения лица к ответственности, лицо, совершившее правонарушение, умрет или будет ликвидировано либо по иным причинам (ст. 24.5 КоАП РФ5) .

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, обязанность по­нести наказание может считаться установленной только по­сле вступления в законную силу постановления судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. До этого момента лицо не может быть названо правонарушителем, а является лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Первое время после совершения правонарушения охра­нительное правоотношение юридической ответственности может находиться в статичном состоянии (государственное принуждение пребывает в состоянии потенциальной угрозы правонарушителю) - до выявления совершения правонару­шения органом, уполномоченным возбуждать производство по делу о совершенном административном правонаруше­нии.

После выявления правонарушения компетентным ор­ганом правоотношение административной ответственности переходит в активную (динамическую) стадию. С этого мо­мента у лица, совершившего административное правонару­шение, возникают процессуальные права и обязанности. У органа (должностного лица), осуществляющего производ­ство, также имеется ряд процессуальных прав и обязанно­стей, которые должны осуществляться им в строгом соответ­ствии с законом.

В ходе производства дело об административном право­нарушении проходит несколько стадий - возбуждения дела, составления протокола, проведения административного рас­следования, передачи дела на рассмотрение, подготовки дела к рассмотрению, рассмотрения дела, изготовления постанов­ления и вручения (направления) его лицу, в отношении ко­торого велось производство, подачи и рассмотрения жалобы, обращения постановления (решения) к исполнению, решения вопросов, связанных с исполнением постановления.

С момента вступления постановления органа (должност­ного лица) или решения суда в законную силу обязанность понести административное наказание обретает для право­нарушителя фактические, реальные формы - лицо должно исполнить наказание, то есть претерпеть негативные послед­ствия своих проступков.

Вступление постановления о назначении административ­ного наказания (решения о назначении наказания) в законную силу означает обязательность исполнения постановления по делу об административном правонарушении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2 КоАП РФ).

Обязательность исполнения административного нака­зания обеспечивается мерами государственного принуж­дения (ст. 20.25 КоАП РФ, Федеральный закон от 2 октя­бря 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Однако эта обязанность имеет ограничение во времени - в силу ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении адми­нистративного наказания не подлежит исполнению в слу­чае, если это постановление не было приведено в испол­нение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Момент (период) исполнения административного нака­зания может считаться этапом фактической реализации ад­министративной ответственности.

В момент фактической реализации ответственности про­исходит исполнение наказания, но правоотношение адми­нистративной ответственности не прекращается, поскольку законодательство предусматривает ряд последствий, возника­ющих у лица в связи с привлечением его к административной ответственности.

Лицо, привлеченное к административной ответственно­сти, пребывает в состоянии административной наказанности, суть которого составляет «юридическая память о совершен­ном преступлении»8 (правонарушении, в данном случае).

Срок данного состояния определен в ст. 4.6 КоАП РФ: оно начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и продолжается до истечения одного года со дня окончания исполнения дан­ного постановления.

В случае совершения однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергну­тым административному наказанию за совершение однород­ного административного правонарушения, новое правонару­шение считается повторным и его совершение само по себе является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Сам факт того, что ранее лицо привлекалось к ответственности, делает невозмож­ным назначение ему наказания в виде предупреждения даже в случае, если санкция статьи предусматривает такую возмож­ность (ст. 3.4 КоАП РФ).

Поскольку «наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, произведенную официально и гласно»10, одним из последствий можно считать длящийся эффект общественного порицания и морального осуждения правонарушителя.

Следует согласиться с К. В. Фатеевым, С. С. Харитоно­вым, С. В. Шанхаевым в том, что любой элемент государ­ственно-принудительной административной ответственности (осуждение, наказание, состояние наказанности) обладает вос­становительными началами, поскольку принуждает правона­рушителя к правомерному поведению.

Кроме вышеуказанных правил, установленных непосред­ственно КоАП РФ, в правовой режим, содержащий ограниче­ния для лица, совершившего правонарушение, входят и иные правовые последствия, установленные другими законами.

Например, сведения о лице, совершившем правонаруше­ние, вносятся полицией в специальный банк данных (п. 8 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Следует добавить, что нормативное установление срока хранения таких данных отсутствует, судебная практика исходит из того, что наличие спорных сведений в базе данных не нарушает прав и интересов указанных там лиц.

Как видно, указанные последствия выходят за пределы временного промежутка, определенного КоАП РФ. Не касаясь вопроса о справедливости и целесообразности этих ограничений, следует указать, что в теории и законодательстве нет системного подхода к их установлению.

Для того чтобы охватить и описать все указанные от­ношения, связанные с привлечением к административной ответственности лица за совершение административного правонарушения, как было сказано ранее, подходит поня­тие «правового режима», который применительно к рассма­триваемому вопросу можно охарактеризовать как особый порядок регулирования отношений, связанных с обязанно­стью правонарушителя понести административное наказа­ние за совершенное административное правонарушение, возникающих с момента совершения правонарушения до выявления административного правонарушения, в процес­се рассмотрения дела и исполнения административного на­казания, и после исполнения наказания и характеризующих весь спектр негативных последствий совершенного проступ­ка.

Если исходить из того, что сразу после совершения ад­министративного правонарушения лицо попадает под дей­ствие особого правового режима, то можно рассматривать все отношения - до выявления правонарушения, в процессе рассмотрения дела и исполнения административного нака­зания, и после исполнения наказания - как единый комплекс общественных отношений, что позволит более полно и точно определить баланс интересов участников общественных от­ношений, учесть приоритет защиты прав лица, в отношении которого применяются меры государственного принуждения, и в конечном итоге сделать применение мер государственного принуждения в связи с совершением лицом административ­ного правонарушения более последовательным.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика