Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Сущность гуманизма как общепризнанного принципа права, его нравственный аспект
Научные статьи
20.01.16 10:22

вернуться

Сущность гуманизма как общепризнанного принципа права, его нравственный аспект

alt
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Титова Т.В.
10 89 2015
В статье анализируется сущность гуманизма как общепризнанного принципа права. Отражается закрепление принципа гуманизма в международных правовых актах и отечественном праве, дается оценка нравственной составляющей принципа гуманизма.

В результате анализа и синтеза дефиниций к понятиям «принцип» и «гуманизм» мы приходим к выводу о том, что принцип гуманизма - это доктринальный принцип, составля­ющий мировоззренческую основу юридического толкования, основанный на признании высшей ценности человека как лич­ности.

Несмотря на то, что зарождение гуманистических начал в гражданском обществе наблюдалось еще с древних времен, в трудах античных философов и римских юристов, территори­ально нормативно-правовое закрепление принцип гуманизма получил в Англии, когда в Великой Хартии вольностей (Magna Carta) впервые нашли отражение нормы, направленные на за­щиту человека от произвола чиновников. Принятые там же позднее Петиция о праве английского парламента (Petition of right) и Билль о правах гарантировали свободу слова, недопу­стимость незаконного ареста и несоразмерной жесткости на­казания, ограничивали власть короля и пр.


 

   Принятие общих актов в области прав человека проде­монстрировало международное признание мировым сообще­ством необходимости неукоснительного соблюдения фунда­ментального принципа гуманизма. Первым международным актом в этой сфере, формально закрепившим принцип гу­манизма, является Всеобщая декларация прав человека, при­нятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Одобрение дан­ного документа стало настоящим феноменом, поскольку его разработчики, противостоящие друг другу по своим теорети­ческим воззрениям, все-таки смогли прийти к практическому согласию относительно сводного перечня прав человека. В декларации впервые были изложены фундаментальные права и свободы человека, что создало некий вид общего «основания», неписаного закона в точке практического пересечения пре­дельно различных теоретических идеологий и духовных традиций. Позднее, в 1966 г., появились Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В целом указанные международные правовые акты при­нято считать каталогом прав человека, состоящим из пяти групп прав: гражданских, политических, экономических, со­циальных и культурных. Основные положения указанных до­кументов заимствованы практически во всех существующих в настоящее время конституциях стран мира. В результате меж­дународного признания принципа гуманизма права и свобо­ды человека и гражданина провозглашены высшей ценностью в различных странах мира, а самой главной ценностью при­знано право на жизнь, абсолютный характер которой предо­пределяет приоритет принципа гуманизма среди остальных общепризнанных принципов права.

Всеобщая декларация прав человека послужила базой для других документов в области прав человека, таких как: Конвенция о статусе беженцев (1951 г.), определяющая их права, принимая во внимание принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свобо­дами без какой бы то ни было в этом отношении дискрими­нации; Декларация прав ребенка (1959 г.), направленная на обеспечение счастливого детства; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), предлагающая отказаться от ограничений и предпочтений, основанных на признаках расы, цвета кожи, родового, нацио­нального или этнического происхождения; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до­стоинство видов обращения и наказания (1984 г.), ориентиро­ванная на признание равных и неотъемлемых прав всех членов семьи, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и повышение эффективности борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания во всем мире.

С опорой на положения международных правовых актов в области прав человека и в связи с назревшей необходимо­стью придания ему императивной формы, облачения его в за­конный статус, принцип гуманизма получил закрепление и в национальном праве. Действующие в настоящее время норма­тивные правовые акты, начиная с Конституции РФ и заканчи­вая актами органов местного самоуправления, содержат нор­мы гуманистической направленности. Данные нормы права, с одной стороны, направлены на гарантирование прав человека с акцентом на саму ценность индивида и неотъемлемость его неотчуждаемых прав, а с другой стороны, предписывают соот­ветствующим органам соблюдать эти права, обеспечивать их реализацию, защищать и отстаивать.

Формальное закрепление принцип гуманизма получил в нормах кодифицированных актов отраслей российского права, что порождает необходимость его фактической реали­зации. В этой связи правовая политика любого государства должна быть направлена на обеспечение прав и свобод челове­ка, удовлетворение его потребностей, на охрану жизни, чести, достоинства каждого человека независимо от расы, пола, ре­лигиозных убеждений, - гуманизм должен превалировать над социокультурными аспектами человеческого бытия.

Фундаментальность и общепризнанность принципа гу­манизма обусловлена системой его императивов и субимпе­ративов, его структурных компонентов. При рассмотрении формальных и практических аспектов реализации принципа гуманизма мы неизбежно сталкиваемся с проблемой его по­листруктурности, т.к. реализация данного принципа затраги­вает необходимость реализации его составляющих.

Одним из компонентов, на наш взгляд, является состоя­ние уровня нравственности общества, достижение наивысше­го развития общества напрямую связано с уровнем развития члена такого общества, гражданина, должностного лица и т.д. В обществе с высоким уровнем нравственности и морали не имеет значения, формализованы эти права или нет, т.к. реа­лизация прав человека в таком обществе представляется есте­ственной.

     Так, по мнению Ч. Х. Кули, человек не существует вне социального порядка, и только на его основе он может со­вершенствовать свою личность, причем лишь в той степени, в какой сам этот порядок совершенен. Далее автор отмеча­ет, что любой человек в любой период своей жизни свободен или несвободен сообразно тому, окажется он или нет в усло­виях, способствующих полному и гармоничному развитию его личности. П. И. Новгородцев, в свою очередь, заметил, что новые задачи правового государства более чем какие-ли­бо иные требуют укрепления и поддержки со стороны фак­торов нравственных, средств воспитания и всяких способов общественного воздействия на умы и характеры людей, дол­женствующими свободными усилиями общества создавать более совершенное общество. Б. Н. Чичерин в своих трудах пишет о том, что всякое действие происходит под влиянием известного внутреннего или внешнего побуждения или ввиду достижения известной цели. Далее автор подчеркивает, что когда согласное с юридическим законом действие внушено не страхом внешнего наказания, а сознанием долга, оно получает нравственный характер.

Принимая во внимание позицию отечественных и зару­бежных ученых, представляется крайне необходимым форми­рование внутреннего побуждения и нравственного целеполагания любого действия индивида. Общественная идеология должна быть направлена на укрепление общности, патрио­тизма, стремления к взаимопомощи, гуманному отношению к окружающему миру. Не следует забывать о том, что нормы закона, основанные на гуманизме, нравственны.

Принцип гуманизма является общепризнанным и, на наш взгляд, учитывая современные реалии, должен быть по­ставлен во главу других общепризнанных принципов, т.к. исключительно гуманным путем, при условии соблюдения прав и интересов индивида, возможно создание правового со­общества с реализованным верховенством права. Ориентиром правовой политики должно стать повышение уровня духовно­сти, нравственности, статуса человека, обеспечение достойной жизни, творчества, самореализации, формирование иерархии ценностей.

     Вместе с тем разработка общепризнанных норм права в области прав человека сопряжена с проблемами имплемен­тации таких норм в различных странах мира, отличающихся своей уникальной культурой и исторически сложившимися традициями. Так, на сегодняшний день исламская концеп­ция прав человека не предусматривает отмену или ограниче­ние применения смертной казни. Более того, смертная казнь остается главным видом наказания в исламских государствах (Саудовская Аравия, Иран и т.д.). В этой связи указанные международные акты в области прав человека не являются окончательными, что подтверждается непрерывным поиском правоведов в данном направлении.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика