Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые аспекты развития мусульманского права в странах арабского востока
Научные статьи
21.01.16 10:54


Некоторые аспекты развития мусульманского права в странах арабского востока

  
alt
Магомедова Р.М.
alt
Нурмагомедов И.Г.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
Магомедова Р.М., Нурмагомедов И.Г.
10 89 2015
Исследование посвящено некоторым аспектам норм мусульманского права и реализации их на практике в странах арабского мира. Внимание уделено особенностям этой правовой системы, которая исходит из религиозной книги – Корана.

  

Формирование правовой системы в странах арабского мира обусловлено тем, что там распространена одна из вели­ких мировых религий - ислам. Нормы шариата, исходящие из Корана и Сунны, являются источниками нормативно-право­вой системы государств Востока.

Религия оказала сильное влияние на развитие всех сфер жизни общества, вплоть до того, что действует система наказа­ния шариатских судов.

Мусульманское право - сложное социальное явление, ко­торое имеет долгую историю развития. Оно возникло в пери­од разложения родоплеменного строя и становления ранне­феодального государства на западе Аравийского полуострова.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шари­ат). Эта правовая система, которая со временем приобрела ми­ровое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-ре­лигиозной общины в начале VII в. (при Пророке Мухаммаде (с.а.с.)) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при ди­настиях Омейядов и Аббасидов.


 

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневе­ковых стран Азии и Африки, принявших в той или иной сте­пени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

Ислам исходит из того, что существующее право произо­шло от Аллаха, который в определенный момент истории от­крыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охва­тывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано че­ловеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

Самая молодая из трех мировых религий ислам, но име­ет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить (шариат), т.е. предписания ве­рующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и со­ставляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обя­занностей, возложенных на человека, а не на правах, ко­торые он может иметь. По­следствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, по­этому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно ре­гулирует отношения толь­ко между мусульманами. В исламе государство играет роль служителя религии.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,2 до 1,5 морд человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последовате­ли ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (по­сле христианства).

Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Ма­рокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой си­стеме. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны. Здесь более 80 % населения является мусульманами, а ислам провоз­глашен в конституциях государственной религией.

Можно предложить следующую классификацию совре­менных правовых систем стран Востока, взяв за основу мас­штабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующее законодательство.

В одних странах - Саудовской Аравии и Иране - мусуль­манское право и по сей день применяется максимально широ­ко. В первую очередь, его нормы и принципы влияют на кон­ституционное законодательство и действующую здесь форму правления. К примеру, Конституция Ирана закрепляет поло­жение об обязательном соответствии шариату всех принима­емых законов. Для исполнения данного положения в этом го­сударстве изданы законы, которые закрепляют в своих статьях общие принципы и конкретные нормы той или иной школы мусульманского права.

Более того, следует отметить, что в Иране и Саудовской Аравии действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульман­ское наказание за отклонение от правил торговли, обществен­ного порядка или норм морали.

Во всех перечисленных странах данной группы мусульман­ское право и по сей день продолжает регулировать отношения личного статуса, здесь сохранились мусульманские суды.

Еще одна многочисленная группа - это правовые системы следующих арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).

В этих странах конституционное право закрепляет осо­бые положения мусульманского права и ислама. А конститу­ции многих из них говорят, что только мусульманин может стать главой государства, а мусульманское право выступает источником законодательства. Но в некоторых из этих стран (Ирак, Сирия) происходит определенная демократизация му­сульманско-правовых положений в части семейного законода­тельства.

Особое положение занимают правовые положения На­родно-Демократической республики Йемен и Туниса. Брачно­семейные законодательства данных государств отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательство запрещает полигамию, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 г. наделил женщину в семей­ных отношениях равными правами с мужчинами.

Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божествен­ный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиоз­ные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад.

Основная тенденция шариата направлена на оценку раз­личных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. По­этому не случайно, что одной из особенностей норм, состав­ляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обя­занности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чи­сто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

В Саудовской Аравии действует одна из наиболее жестких систем наказания в мире. Конституция страны и Уголовный кодекс продиктованы нормами шариата. Саудовская Аравия остается единственной страной, где казнь осуществляется в том числе путем отсечения головы.

Уголовное право основано на шариате. Законом запреще­ны устные или письменные обсуждения существующего поли­тического строя. В стране строго запрещены употребление и оборот алкоголя и наркотиков. За воровство полагается отсе­чение кисти. Внебрачные половые отношения караются плеть­ми. За убийство, богохульство и «колдовство» (предсказание будущего, гадание) полагается смертная казнь.

Кроме обезглавливания мечом (самый распространен­ный вид казни) применяется также побиение камнями и (ред­ко) расстрел. В особых случаях встречаются даже случаи рас­пятия обезглавленного тела. Большинство казней проходит публично, чаще всего на центральной городской площади.

   В Саудовской Аравии существует должность государ­ственного палача. В 2002 г. было казнено 47 человек (45 муж­чин, 2 женщины), в 2003 г. — 53 (52 мужчины, 1 женщина), в 2004 — 36 (35 мужчин, 1 женщина), в 2005 г. — 90 (88 мужчин, 2 женщины), в 2006 г. — 39 человек (35 мужчин, 4 женщины). К преступлениям, предусматривающим в Саудовской Аравии смертную казнь, относятся: умышленное убийство; гомосексу­ализм; вооруженное ограбление; прелюбодеяние, изнасило­вание; религиозное отступничество; контрабанда, торговля, хранение и употребление наркотиков; организация оппози­ционных властям группировок (политические партии вообще не существуют).

Смертные казни в Саудовской Аравии происходят, в среднем, более чем дважды в неделю. Так, по пятницам на площади Справедливости в центре Эр-Рияда, напротив глав­ной мечети города, собирается много людей.

Одобрено право саудовских женщин голосовать.

Король Саудовской Аравии принял решение, что отныне саудовские женщины смогут голосовать на выборах. Но управ­лять автомобилем им по-прежнему запрещено.

«В Саудовской Аравии королевский суд приговорил жен­щину к 10 ударам плетьми за управление автомобилем. Граж­данские законы ничего не имеют против водительниц, садить­ся за руль женщинам запрещает религия. Это первый вердикт подобного рода: ранее женщин за рулем задерживали на не­сколько дней, но потом отпускали».

В стране действует религиозная полиция (муттава). Солда­ты Шариатской гвардии постоянно патрулируют улицы и обще­ственные заведения с целью пресечения попыток нарушения ка­нонов ислама. В случае обнаружения нарушения виновный несет соответствующее наказание (от штрафа до отсечения головы).

В Иране за убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 вер­блюдов за смерть мусульманина и 50 за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении. За эти преступления могут назначаться и телесные наказания, и лишение свободы, и штраф, и устное порицание. Так, в Сау­довской Аравии водитель, нарушивший правила безопасности движения, наказывается 10 ударами плети, а организатор авто­мобильных гонок на улицах столицы — 50 ударами.

Следует иметь в виду, что не все школы мусульманского права одинаково решили вопросы ответственности за престу­пления этой категории, что в значительной мере объясняется отсутствием четко регламентированного законодательства, в частности уголовных кодексов.

Для приспособления мусульманского права к совре­менной действительности используются: соглашения, зако­нодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсу­са (Иджма) и аналогии (Кияс).

В ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусуль­манского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охваты­вает не только «личный статус», но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово-экономических отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика