Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Система принципов уголовно-исполнительного права
Научные статьи
25.01.16 10:46


Система принципов уголовно-исполнительного права

  
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Шахбанова Х. М.
10 89 2015
В статье рассматривается система принципов уголовно-исполнительного права. Безусловным является факт, что принципы имеют важное, главенствующее положение в процессе регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Различные ученые по-своему подходят к их определению. На сегодняшний день в Уголовно-исполнительном кодексе четко перечисляются все принципы.
  

Под принципами права в общем смысле следует пони­мать основные идеи, руководящие положения, являющиеся базовыми при регулировании общественных отношений.

Под принципом права понимается «базовое начало те­ории, которое воплощается в содержании данного учения и характеризует его сущность» Принципы права имеют как фундаментальное, так и техническое значение, определяющее направление соответствующего законодательства и его приме­нения. При этом правоприменение «не может использоваться не в целях, которые определены государственной правовой системой» то есть, уголовно-исполнительной политикой, ко­торая согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ отнесена к компе­тенции федеральных органов государственной власти.

В содержание уголовно-исполнительной политики вхо­дят наряду со стратегией, целями, задачами, основными на­правлениями, формами и методами, принципы правового регулирования исполнения наказаний и принципы организа­ции и деятельности уголовно-исполнительных органов. Таким образом, само право в меньшей степени влияет на формиро­вание принципов, а первенство принадлежит политике.


 

Вместе с тем в принципах уголовно-исполнительного права нормативную значимость приобретает доктринальная составляющая, заключающаяся в научно обоснованных пред­ставлениях и взглядах, правовых воззрениях. Иными словами, «принципы политики, выраженные в правовых нормах, ста­новятся принципами права. Отсюда следует, что принципы уголовно-исполнительного законодательства являются основ­ными положениями уголовно-исполнительной политики». Закрепленная в УИК система принципов уголовно-испол­нительного права не отражает все особенности уголовно-ис­полнительного права, международных принципов, правового регулирования исполнения отдельных уголовных наказаний и применения мер исправления. В ст. 8 УИК РФ указаны лишь общие принципы уголовно-исполнительного законодатель­ства, которые одновременно выступают общими принципами уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполни­тельного права.

   В научной и учебной литературе раскрывается сущ­ность принципов и дается их толкование, однако нет единого мнения о принципах уголовно-исполнительного права, их системе и соотношении с принципами уголовно-исполни­тельной политики. В науке уголовно-исполнительного права предпринимались и предпринимаются попытки исследова­ния принципов, предлагались и предлагаются различные их комбинации и перечни, являющиеся спорными. Принци­пы, предлагаемые учеными, выступают как доктринальные идеи, в основном отражающие субъективную позицию или субъективный фактор. Учитывая объективную необходи­мость дальнейшей разработки и совершенствования системы принципов уголовно-исполнительного права, можно про­анализировать некоторые имеющиеся в уголовно-исполни­тельном законодательстве нормы, выполняющие функции принципов, а также научные идеи, претендующие на роль принципов. Система принципов уголовно-исполнительного права выступает, прежде всего, научной категорией, состав­ляющей основу доктрины уголовно-исполнительного права. Россия имеет отличную уголовно-исполнительную науку, доставшуюся ей в наследство от царской пенитенциарной и советской исправительно-трудовой науки. Первый советский ИТК РСФСР 1924 г. является шедевром и классикой уголов­но-исполнительного законодательства, мало чем уступая со­временному Уголовно-исполнительному кодексу и в первую очередь благодаря тому, что его разрабатывали в первую очередь представители науки, многие из которых совмещали науку с практической деятельностью. В целях эффективного противодействия преступности нами предложен принцип декриминализации уголовно-исполнительных органов и тер­риторий. Такой подход основан на нескольких существенных факторах, свойственных России и не свойственных европей­ским странам. Россия имеет огромную территорию, в разы большую, чем все европейские государства вместе взятые, что не позволяет равномерно иметь полный набор уголовно-ис­полнительных органов. Места лишения свободы в условиях мегаполисов и другихкрупных городов представляют повы­шенную криминогенную опасность для окружающей среды. На уголовно-исполнительные органы оказывается давление со стороны организованной преступности такого региона. Преступные сообщества угрожают персоналу исправитель­ных учреждений, вовлекают их в криминальные связи, терро­ризируют сотрудников и их семьи.

Система принципов уголовно-исполнительного права представляет собой единую совокупность всех присущих ему принципов, расположенных в определенном порядке и выра­жающих его сущность и характерные особенности. В нее вхо­дят не только специфические отраслевые, но и ряд общепра­вовых и межотраслевых принципов.

До принятия действующего УИК РФ принципы на уров­не закона не закреплялись. Они носили исключительно док­тринальный характер. Мнения известных ученых-юристов по поводу доктринальных принципов были весьма различны. Б. С. Утевский предлагал урегулировать следующие принципы:

- единство задач всех государственных органов, в том чис­ле исправительно-трудовых учреждений и общественных уч­реждений, участвующих в борьбе за сокращение и последую­щее полное искоренение преступности;

- предупреждение преступлений как основная задача этих органов и общественных учреждений;

- возможность и необходимость новых важных шагов по пути «от тюрем к воспитательным учреждениям» и др. Какая- либо классификация предлагаемых принципов Б. С. Утевским не предусматривалась. К тому же ряд принципов носил явно политизированный и утопический характер, как, например, «полное искоренение преступности».

Новизна такой постановки вопроса состояла в том, что Б. С. Утевский впервые предложил урегулировать принципы на уровне закона.

А. Е. Наташев считал, что систему основополагающих идей советского исправительно-трудового права составляют принципы демократизма, законности, гуманизма, исправле­ния и перевоспитания осужденных, соединения наказания с мерами исправительно-трудового воздействия, индивидуа­лизации исправительно-трудового воздействия, общественно полезного труда.

Следует отметить, что А. Е. Наташев смешивал принци­пы всей отрасли права и принципы отдельных институтов. Общественно полезный труд осужденных, развитие полезной инициативы к принципам всей отрасли законодательства не относятся, а являются принципами института лишения свобо­ды.

Критикуя состояние разработки принципов исправитель­но-трудового права, Н. А. Стручков обоснованно указывал, что из-за недостаточной разработанности проблем принципов права в целом и принципов исправительно-трудового пра­ва в частности допускается смешение принципов и основных средств исправительно-трудового воздействия, закрепляемых в нормах исправительно-трудового права. Система принци­пов предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность, а их изучение помогает правильно применить нормы уголовно­исполнительного права, понять его сущность и назначение.

Учеными на различных этапах становления и развития уголовно-исполнительного права выделялась различная си­стема, и приводились различные перечни принципов уголов­но-исполнительного права.

Однако все ученые признавали, что существуют три груп­пы принципов:

1. Общеправовые принципы - это принципы, которые присущи всем отраслям права;

2. Межотраслевые принципы - это принципы, которые присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно­процессуальному, уголовно-исполнительному;

3. Отраслевые принципы присущи только данной отрас­ли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

В. Н. Кудрявцев полагает, что «общеправовые принци­пы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным прелом­лением общеправовых принципов».

Так, Н. А. Стручков, к общеправовым принципам, отно­сил такие принципы, как принцип «социалистического гу­манизма», принцип «социалистического демократизма», от­несен также принцип сочетания убеждения и принуждения.

Рассмотрев некоторые исторические аспекты нашей темы необходимо обратить внимание на закрепленную в действую­щем законодательстве систему принципов уголовно-исполни­тельного права. Так в ст. 8 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ закреплена система принципов уголовно-исполнительно­го законодательства, в которую входят:

- принцип законности;

- принцип гуманизма;

- принцип демократизма;

- принцип равенства осужденных перед законом;

- принцип дифференциации;

- индивидуализации исполнения наказаний;

- принцип рационального применения мер принужде­ния, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

- принцип соединения наказания с исправительным воз­действием.

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы смеж­ных отраслей права, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему принципов уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовное право, уголовно-исполнительное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика