Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Отдельные криминологические аспекты террористических актов, совершаемых женщинами
Научные статьи
26.01.16 12:05


Отдельные криминологические аспекты террористических актов, совершаемых женщинами

  
alt 
КРИМИНОЛОГИЯ
Курбанова Д. Н.
10 89 2015
Статья посвящена проблеме террористических актов, совершенных женщинами; приводится социальный портрет женщины-смертницы, анализируются мнения экспертов в этом вопросе. Отдельное внимание уделено комплексу причин, по которым женщины встают на путь террористок-смертниц.


Целая серия громких террористических актов очень прочно вошла в жизнь российских граждан. На сегодняшний день терроризм стоит на первом месте среди проблем, с кото­рыми столкнулась наша страна в последнее десятилетие.

Планируя террористические акты, террористы рассчи­тывают прежде всего на психологический эффект, и он ста­новится значительно выше, если смертник - женщина. В этом одна из причин, почему в последнее время все чаще в роли террористов-смертников выступают женщины. Кроме того, в условиях ужесточения мер безопасности во многих государ­ствах мира женщине значительно проще проникнуть в места массового скопления людей для свершения теракта.

Для нас большой загадкой остаются женщины, участву­ющие в террористических актах. Подавляющее большинство террористических актов, совершённых в России, также произ­вели девушки.

По данным исследователей, в настоящее время 17 терро­ристических организаций в 14 странах мира прибегают к ис­пользованию террористов-смертников. Эта форма террориз­ма считается наиболее эффективной. За период 1980-2001 гг. лишь 2 % терактов были свершены смертниками, однако на их счету - 50 % всех жертв, причем это - без учета погибших в трагедии 11 сентября 2001 г. в США.


 

Социальный портрет террористки-смертницы слишком противоречив. Он формируется под воздействием множества политических и социальных, культурных и религиозных факто­ров, и поэтому в разных регионах мира различен. Специалисты объясняют молодость смертников теми настроениями, которые господствуют у разных возрастных групп. Так, положительное отношение к политическому насилию преобладает у 14,5 % мо­лодых людей в возрасте до 17 лет. Этот процент у следующей группы - в возрасте до 24 лет - составляет 14,9 %, а затем начи­нает снижаться, достигая 6 % у людей в возрасте 64 лет.

По уровню образования смертников вряд ли можно оха­рактеризовать как людей забитых и безграмотных. 8,3 % смер­тников успели получить лишь начальное образование, в то вре­мя, как 12,8 % из них имели дипломы о высшем образовании.

  Смертницы, как и их соратники-мужчины, молоды. Средний возраст смертниц, например, в Турции составляет 21,5 года, в Ливане - 23 года. Социальная среда, из которой вы­ходят смертницы, разнообразна. Среди них есть безработные и преуспевающие профессионалы, бедные и обеспеченные, студентки и безграмотные. Чаще это - незамужние женщины сложной судьбы. У многих погибли или пропали без вести члены семьи и близкие. Выбор пути смертницы делается как под влиянием каких-либо трагических событий в личной жиз­ни, так и сознательно, в силу идеологических убеждений.

Вербовкой кандидатов и их подготовкой в специальных лагерях смертников занимается разветвленная сеть вербовоч­ных центров и лагерей. В любом случае, вербовка считается тем эффективнее, чем раньше она проведена. В лагерях ор­ганизации «Тигры освобождения Тамил Элама» для выпол­нения терактов мобилизуются дети и подростки, чаще всего сироты, которые подвергаются усиленному «промыванию мозгов», жесткой психологической обработке.

По опыту событий в Чечне известно, что методов вербов­ки в ряды смертниц существует огромное количество. Среди них - «продажа» девушек боевикам, «накачивание» их нарко­тиками, изнасилования с последующим шантажом и принуж­дением согласиться выполнить «очистительную» миссию.

О том, какими путями женщины попадают в сети терро­ристов, поведала судьба чеченки Заремы Муджихоевой. Она попала в руки следствия, когда 11 июля 2003 г. оставленная ею сумка с полутора килограммами взрывчатого вещества не взорвалась. Гласности была предана судьба этой неудавшейся «шахидки». Ее муж погиб еще в период так называемой первой чеченской войны 1994-1996 гг. В то время она была беременна и вскоре родила дочь. Подруга Муджихоевой согласилась по­мочь ей: заплатить долги, дать деньги родителям, обеспечить всем необходимым дочь. Взамен, правда, она потребовала, чтобы Зарема выбрала «истинную дорогу к Аллаху». Что это за дорога, женщина вскоре узнала. Ее взяли с собой боевики и увели в горы. В течение месяца она готовила и обстирыва­ла боевиков, молилась и слушала рассказы о «преступлениях русских солдат в Чечне». Получив заряд ненависти, Зарему доставили в Москву, где разместили в одной из конспиратив­ных квартир. Вместе с ней проживали две другие молодые че­ченки, которые 5 июля 2003 г. взорвали себя на рок-концерте в Москве. Тогда погибло 15 и получило ранения 60 жителей и гостей Москвы. Теракт, порученный Зареме Муджихоевой, со­рвался, однако при разминировании бомбы погиб один из со­трудников российских спецслужб. Неудавшаяся террористка активно сотрудничала со следствием, и все же была осуждена на пожизненное заключение.

Анализируя причины участия девушек в террористиче­ских актах, специалисты различных научных направлений — психологи, политологи, криминологи, занимающиеся этой проблемой, выделяют следующие причины, по которым де­вушки вступают в террористическую деятельность.

1. Месть. Обусловлена желанием отомстить правоохрани­тельным органам за любимого человека, близкого родственни­ка. Айза Газуева 21 ноября 2001 г. взорвала себя возле комен­данта города Урус-Мaртaне Гейдара Гаджиева. О её жизни нам известно от её отца Ваха Газуева. Она мстила за своего ни в чём не повинного мужа Алихана. Комендант Урус-Мартановско­го района Гейдар Гаджиев славился своими безжалостными «зачистками» в поисках вооруженных ваххабитов. Но на этот раз он ошибся, забрав Алихана из дома и все же не стaл его отпускать. Его жестоко избили, затем приказали вызвать су­пругу Алихaнa в комендатуру, на её глазах Гаджиев вспорол живот Алихану и, схватив Айзу за волосы, мокнул в распоро­тое тело. Спустя четыре месяца произошёл теракт.

2 Борьба за национальное освобождение. Некоторые жен­щины, выбирая самоубийственный терроризм, мотивируют это тем, что участвуют борьбе за национальное освобождение. Данная причина всегда вдохновляла людей положить свою жизнь на алтарь свободы. В интервью, взятом российской те­лекомпанией НТВ, одна из девушек-террористок заявила, что для них безразлично, где они умрут. Они же выбрали смерть в Москве и возьмут души неверных с собой.

3 Искупление вины. Для девушек терроризм является ос­новным и единственным способом искупить свою вину перед родными, мужем, страной. На самоубийство преимуществен­но идут те женщины, которые, согласно шариату, совершили непростительные проступки. С этой точки зрения выбор роли смертницы — это лишь смена статуса опозоренной женщины на высокоценимый статус мученицы. У многих женщин, по­терявших честь, есть шанс «умереть с достоинством», путём совершения джихада против неверных. Такой шанс выпал и неудавшейся террористке Зареме Мужахоевой, которая не смогла подорвать себя возле «Mon Cafe» в Москве. По её сло­вам, на совершение теракта её толкнула опозоренная честь семьи. Она, для того что бы вывезти забранную семьёй мужа дочь из страны, совершила кражу драгоценностей у своей се­мьи, а затем не смогла взорвать автобус с русскими солдатами, что тоже легло позором на её семью.

4. Материальная компенсация. Ради больших денежных вознаграждений, которые получит семья террористки после совершения теракта, девушки идут на убийство невинных лю­дей и себя. Так, например, на «Норд-Осте» присутствовали и те, кого родные продали за 300000 $. По прошествии несколь­ких месяцев после теракта Хеда Хаджиева уехала в Баку, где получила обещанный гонорар за поход дочерей в Москву.

5 Религиозная причина. Сегодня большое значение име­ет широкое распространение религиозной нетерпимости или религиозный фанатизм. Д. В. Ольшанский в своей книге «Психология терроризма» говорит, что террор фанатичен ис­товой верой. Основывается религиозный фанатизм на истин­ной вере: после расправы над «неверными» убийца попадет в рай. Верующие слышат об этом с детства, начиная с семьи и заканчивая в мечетях. Неудивительно как решительно идут на смерть и убийство «невесты Аллаха».

    Оказывается, что большая часть террористических актов, совершённых в России женщинами, по показаниям эксперти­зы были совершены под воздействием психотропных веществ. Девушку необходимо было изъять из семьи и поместить в пси­хологически комфортное место, где на неё бы воздействовало чтение Корана, песни, постоянные молитвы с определённым речитативом и длительные беседы. Затем индивидуальный подход к каждой из будущих террористок заключался в запу­гивании, побоях или же сексуальном насилии. И вот терро­ристка с надломленной психикой готова на совершение джихада.

В недавнем прошлом сам факт использования женщин в качестве смертниц считался несовместимым с нормами и принципами религиозного учения ислама. Ситуация, по мне­нию исследователей, изменилась с началом чеченской кам­пании и появлением в Чечне террористок-смертниц. Перед исламистскими фундаменталистами встала задача религиоз­ного обоснования такого явления, ибо Коран строго запреща­ет самоубийство. Такое обоснование было найдено в формуле, гласящей, что женщины-смертницы свершают не акт само­убийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благово­лит. И все еже в исламском мире нет единства подходов к этой проблеме. Так, Саудовская Аравия, например, первоначально отказалась признавать действия женщин-смертниц в качестве акта мученичества. Однако в августе 2001 г. Высший исламский совет Саудовской Аравии выступил в поддержку того, чтобы палестинские женщины вступали в ряды смертниц.

     Даже такая радикальная террористическая организация как Хамас вплоть до января 2004 г. воздерживалась от исполь­зования женщин в качестве смертниц. Его лидеры исходили из того положения, что женщины могут идти на войну только тогда, когда ряды мужчин полностью истощатся. Теперь ду­ховные вожди Хамас объясняют свой отказ от этого принци­па тем, что в определенных условиях женщины могут более успешно и эффективно выполнить боевую задачу. Пока счи­тается, что наиболее опасная террористическая организация в мире - Аль-Каида - пока воздерживается по определенным причинам религиозно-этического плана от использования женщин-смертниц в качестве исполнителей терактов. Им от­водятся пока только вспомогательные роли в операциях Аль- Каиды. Однако, по оценкам специалистов, такое отношение может быстро поменяться. Не случайно, как заявляют пред­ставители спецслужб, в последнее время Аль-Каида ведет ак­тивную вербовку в свои ряды женщин. 




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика