Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые аспекты совершенствование законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка
Научные статьи
27.01.16 11:18

Некоторые аспекты совершенствование законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
Морин А. В.
10 89 2015
Статья посвящена отдельным пробелам в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Автор обращает внимание на необходимость дополнительной законодательной регламентации вопросов, связанных с: материальным стимулированием народных дружинников, требованиями к материальной оснащенности помещений дружин, единой символикой дружин и вопросами компенсации вреда, причиненного дружинникам.
     

Последние несколько лет характеризуются повышен­ным вниманием со стороны ученых, практиков и полити­ческих деятелей к вопросам взаимодействия общества и государства в сфере охраны общественного порядка и обе­спечения общественной безопасности. Причинами тому по­служили определенные коррективы внутренней и внешней политики государства, связанные с событиями в Украине, падением цен на нефть и наличием ряда ограничительных мер, применяемых к России Евросоюзом, США и другими странами.

В этой связи система обеспечения национальной безопас­ности как совокупность государственных и общественных ин­ститутов, действующих в интересах достижения необходимо­го уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности подверглась серьезным коррективам.

Режим экономии расходов госструктур ориентировал законодателя на поиск дополнительных путей и способов обеспечения общественного порядка и общественной безо­пасности минимальными средствами с максимальной эффек­тивностью.


 

Одним из наиболее значимых и перспективных видится активное привлечение общественности к охране общественно­го порядка. В этих целях Федеральным законом № 44-ФЗ от 02 апреля 2014 г.1 были созданы правовые условия для добро­вольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.

Рассматриваемый Федеральный закон достаточно под­робно определил принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка и поиске лиц, про­павших без вести, особенности создания и деятельности обще­ственных объединений правоохранительной направленности (целью которых является участие в охране общественного порядка), порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус самих народных дружинников.

Обращает на себя внимание тот факт, что, будучи ли­шенными органов муниципальной милиции, органы мест­ного самоуправления в соответствии с вышеуказанным Феде­ральным законом № 44-ФЗ создают условия для деятельности добровольных народных дружин (далее - ДНД). Органы же государственной власти в целях обеспечения законности, пра­вопорядка и общественной безопасности в соответствии с на­деленными полномочиями оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного по­рядка.

В целом рассматриваемый закон предусматривает 5 ос­новных форм участия граждан в охране общественного поряд­ка:

- содействие правоохранительным органам (предусма­тривается возможность участия граждан в охране обществен­ного порядка, в том числе при проведении массовых меро­приятий) и информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку;

- помощь правоохранительным органам в поиске про­павших без вести;

- работа в качестве внештатных сотрудников полиции (при соблюдении ряда предъявляемых законом требований);

- участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности по охране обществен­ного порядка, предупреждению и пресечению правонаруше­ний, распространению правовых знаний;

- участие граждан в охране общественного порядка в ка­честве добровольных народных дружинников.

Именно последней форме участия граждан в охране об­щественного порядка и следует уделить пристальное внима­ние. С ней связаны определенные перспективы улучшения ситуации в области предупреждения и пресечения престу­плений и административных правонарушений на территории Российской Федерации.

Так, в законе прописан порядок создания и деятельно­сти ДНД, особенности приема в них граждан. Определены и некоторые полномочия дружинников, к которым необходи­мо отнести право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных деяний, а также право при­менять физическую силу в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Членство в ДНД предусматрива­ет необходимость получения удостоверений, отличительной символики и формы, прохождение дружинниками специаль­ной подготовки.

Рассматриваемым законом предусмотрен ряд правовых и социальных гарантий, а также мер поощрения для внештатных сотрудников полиции и народных дружинников. Значимым представляется особое указание в тексте закона на запрет уча­стия граждан в охране общественного порядка, если подобное участие заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.

Законодательство субъектов Российской Федерации в ряде случаев конкретизирует положения рассматриваемого закона в части, касающейся вопросов материального стимули­рования, предоставления льгот и компенсаций народным дру­жинникам, а также материально-технического обеспечения деятельности добровольных народных дружин.

Вместе с тем, несмотря на достаточно подробную законо­дательную регламентацию вопросов организации и деятель­ности ДНД, существует ряд аспектов деятельности, нуждаю­щихся в дополнительном осмыслении и возможной доработке с учетом богатого исторического опыта, накопленного в ре­зультате деятельности дружин еще в советский период.

Прежде всего, несмотря на определенную финансовую обособленность и самостоятельность муниципалитетов, не­обходимым видится установление более четких границ ма­териального стимулирования народных дружинников (по­средством выплат разовых вознаграждений или «заработных плат») за осуществление ими предусмотренной законом дея­тельности.

Особое внимание необходимо уделить единству требова­ний к материальному оснащению предоставляемых дружи­нам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления помеще­ний, требований к техническим и иным материальным сред­ствам, которые необходимы для организации и деятельности дружин. Необходимо на федеральном уровне установить еди­ные требования и к отличительной символике ДНД, а также к выдаваемой дружинникам форме, дабы создать единый образ дружинника, за исключением образа дружинника из числа членов казачьих обществ.

Дискуссионным представляется и вопрос, связанный с не­обходимостью организации сдачи удостоверений народных дружинников на хранение в штаб дружины после несения ими службы с целью исключения возможных фактов злоупо­требления ими «служебным положением». Альтернативой видится лишь установление ответственности добровольных дружинников за подобного рода действия, что, на наш взгляд, контрпродуктивно.

Интересными видятся возможности института страхова­ния в обеспечении прав добровольных дружинников и досу­дебных процедур при урегулировании споров с их участием.

Предоставление же компенсаций членам семьи народ­ного дружинника в случае его гибели (смерти) вследствие уве­чья или иного повреждения здоровья, полученных в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, должно осуществляться не по соответствующим заявлением заинтересованных лиц, а по­средством одностороннего, обязательного (или безусловного) волеизъявления соответствующих органов государственной власти. Причем процессуальный порядок сбора необходимых в подобных случаях документов, подтверждающих факт полу­чения увечья или повреждения, должен быть детально регла­ментирован и возлагаться на соответствующие компетентные органы. Подобная процедура, как представляется, необходима в целях недопущения изменения формируемого положитель­ного общественного мнения об организации и деятельности ДНД на всей территории Российской Федерации.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика