Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль государства в процессах модернизации и управления обществом
Научные статьи
28.01.16 11:42

Роль государства в процессах модернизации и управления обществом

     
alt
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Магомедрасулова Р. Б.
10 89 2015
Статья посвящена роли государства в процессах модернизации и управления обществом.
В статье проведен анализ роли государства как субъекта модернизации и управления обществом, а также выявлена роль государства как субъекта модернизации. Рассмотрена система государственного управления и отношения, существующие в рамках этой системы.

Каждое государство располагает определенными природ­ными ресурсами, финансовым капиталом, интеллектуальным потенциалом, и от того, каким образом организовано управ­ление, зависит уровень социально-экономического развития государства. Управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохране­ния или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Проблема роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, несомненно, от­носится к числу наиболее актуальных для социогуманитарных наук. Это подтверждается наличием множества точек зрения на этот вопрос (в диапазоне от крайнего либерализма до эта­тизма) и непрекращающейся дискуссией среди их сторонни­ков. Быстро меняющийся современный мир заставляет ис­кать способы приспосабливаться к его изменениям, и в этом контексте государство, как наиболее эффективный механизм управления обществом, способный в кратчайшие сроки мо­билизовывать ресурсы и осуществлять экономические, техно­логические и т.п. прорывы, необходимые для успешного раз­вития в современных условиях, вызывает к себе повышенный интерес со стороны представителей разных отраслей научного знания. В силу вышеперечисленных факторов, степень науч­ной разработанности данной проблемы, естественно, доста­точно высока: весьма значительное место вопрос о государстве как субъекте модернизации и управления обществом занима­ет в работах С. А. Панкратова, В. А. Кобзаненко, О. Н. Опрят­ной, О. В. Гаман-Голутвиной и многих других представителей современной науки.


 

    Среди всех видов управления - государственное управ­ление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и исполь­зующей механизмы принуждения для обеспечения соблю­дения всеми объектами управления установленных правил поведения. В широком смысле организация управления включает государственное устройство, состав всех действую­щих социальных институтов, органы государственной вла­сти, территориальное устройство. Современное управление территориями основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, уста­навливающего «правила игры» и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыноч­ной экономике, его субъекта.

Государственное управление - исполнительная дея­тельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной дея­тельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и др. нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты ис­пользуют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государ­ственного принуждения.

Государственное управление как вид социального управ­ления характеризуется рядом особенностей. Если рассматри­вать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осу­ществляют все органы государства. Это управление реализует­ся в следующих формах (видах) деятельности:

- законодательная деятельность, осуществляемая пред­ставительными органами государственной власти;

- исполнительная деятельность, осуществляемая органа­ми исполнительной власти;

- правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства

Тем более, что ее необходимость на данный момент оче­видна, потому что многие важнейшие институты общества не отражены в ней или имеют двойственный характер.

В Конституции закреплены следующие положения:

1. В структуры административно-территориальных еди­ниц введены федеральные округа с их реструктуризацией для повышения эффективности управления. Подобная система может повысить эффективность существования федеральных округов как структур взаимодействия центра и регионов.

2. Определены формы существования административно­территориальных единиц в РФ: республики, края, области.

Таким образом, в России структура административно­территориального деления будет выглядеть так: федеральные округа, состоящие из республик, краев, областей. С возмож­ным изменением формы устройства субъекта.

Особое место уделено развитию теории краевого устрой­ства.

Край - административно-территориальная единица, которая должна создаваться на основе многонациональных регионов, для возможности реализации прав национальных меньшинств. Для этого в объединенных регионах, ставшими краями, должны быть созданы двухпалатные парламенты с представителями национальных меньшинств, которые защи­щали бы интересы своего народа.

В таком делении соблюдены права национальных мень­шинств, сохранив республики и развивая теорию краевого устройства. В Конституции должны даны четкие определения всех указанных категорий с определением правомочий.

Система государственного управления, в отличие от со­циального, частью которого она является, формируется и функционирует целерационально: на основе определенных идей и ценностей (монархических, либерально-демократиче­ских, социалистических, религиозных и др.). В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание си­стемы государственного управления как ее подсистемы. Каков тип политической системы и ее ядра — государства, таков и характер государственного управления.

Специфика системы государственного управления за­ключается также в том, что реализация ее функций, наряду с решением собственно управленческих задач, служит обе­спечению государственной политической власти, поскольку именно она обладает монополией на издание законов и при­менение легитимного принуждения, без чего государственное управление невозможно.

Функциональные взаимосвязи органов управления под­разделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые оз­начают следование одних органов предписаниям других: мест­ного самоуправления — региональным органам управления, а региональных — правительству страны. Это — связи сопод­чинения. Централизация государственного управления всегда базируется на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием управленческих ор­ганов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предме­тов ведения. Это — связи координации и сотрудничества. Вер­тикальные связи имеют тенденцию к доминированию над го­ризонтальными, поскольку государственной власти присуще свойство централизации и концентрации. Такая тенденция встречает противодействие со стороны территориальных ор­ганов управления. Системные взаимосвязи субъектов управ­ления динамичны; они реализуются и воспроизводятся в виде живых противоречий, регулируемых и разрешаемых в рамках конституционных норм путем усовершенствования схемы рас­пределения полномочий и предметов ведения.

Управленческие статусы субъектов различных уров­ней связаны с распределением политического пространства. Субъект высшего уровня функционирует в границах всего по­литического пространства. Региональный субъект действует в пределах региона; субъект местного самоуправления — в административно очерченных рамках местного сообщества. Дифференциация субъектов (органов управления) проявляет­ся в структуре управляемого объекта. Сфера жизнедеятельно­сти общества, связанная с общенациональными интересами,

— объект центральных органов управления; сфера трудовой, политической и социокультурной деятельности, составляю­щая круг специфических, региональных интересов, — объект заботы региональных институтов; то, что связано исключи­тельно с удовлетворением интересов местного сообщества, — предмет ведения органов самоуправления.

    Системные взаимосвязи органов управления, поскольку они иерархизированы, образуют структуру в виде пирамиды, основание которой составляет множество органов местного са­моуправления, а вершину — центральные институты власти и управления. Вертикаль власти «снизу» «доверху» — стержень такой структуры. Она может быть выражена жестко или мягко (пунктиром) в зависимости от типа политического режима.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика