Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Электоральный выбор в ракурсе религиозных предпочтений и образа кандидата: специфика, обоснование и сравнительный анализ
Научные статьи
01.02.16 12:53

вернуться

Электоральный выбор в ракурсе религиозных предпочтений и образа кандидата: специфика, обоснование и сравнительный анализ

alt
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Романова Д. Ю.
10 89 2015
Российская Федерация в соответствии с нормативно-правовыми актами и на основе Конституции РФ представляет собой светское государство. Однако есть характерные примеры того, как в ходе проведения политической предвыборной борьбы применяются технологии с опорой на компонент религиозных верований граждан. Для формирования положительного имиджа в глазах общественности некоторые политические лидеры используют религиозную веру в качестве основы для привлечения дополнительных голосов избирателей. Религиозные организации также принимают косвенное участие в политической борьбе, превращаясь в один из инструментов совершения политических манипуляций.

Российская Федерация представляет собой светское го­сударство на основе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015). В соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» деятельность религиозных организаций не должна влиять на избиратель­ный процесс. Тем не менее религиозные убеждения граждан играют не только роль духовной опоры, но также являются инструментом для формирования политического имиджа кандидата. Религиозные организации оказывают косвенную поддержку кандидатам и принимают участие в политической борьбе.

В ходе изучения данной проблематики автором было проведено исследование на основе результатов анализа фокус- группы жителей Москвы и Московской области, подтвержда­ющее, что электоральное мнение граждан во многом зависит от мировоззренческих основ политического кандидата с точки зрения образа, который он формирует и использует в пред­выборной борьбе. По результатам проведенного исследования выяснено, что 63 % опрашиваемых отмечают важность рели­гиозных предпочтений лидера или партии при голосовании. Совершая свой электоральный выбор, общество ориентиру­ется на то, что политический курс кандидата будет строиться, опираясь на нравственные идеологические установки религи­озной веры. Религиозная позиция кандидата воспринимается как одна из характеристик политической позиции партии или лидера. Статистика показывает, что 43 % участвующих в иссле­довании положительно относятся к тому, что государственные лидеры открыто выражают свою религиозную позицию, а так­же принимают участие в религиозных действах и процессах Церкви. Также стоит отметить, что 68 % придерживаются мне­ния, что наличие духовных основ веры влияет на нравственный облик личности кандидата.


 

Таким образом, можно утверждать, рассмотрение спец­ифики электорального выбора предполагает необходимость учитывать все факторы, так или иначе связанные с областью электоральных предпочтений.

Религиозный фактор стоит также рассмотреть в контексте политического манипулирования мнением граждан, напри­мер, посредством формирования мифологического образа политика. Одной из важных характеристик кандидата является его религиозная позиция. Ряд проводимых опросов показали, что 41 % опрашиваемых признают: если религиозная позиция с кандидатом совпадает, то такой политический деятель вы­зывает у них больше доверия.

    Религиозные предпочтения политика определенно поло­жительно влияют на мнение электората. Официальные пред­ставители религиозных институтов придерживаются позиции невмешательства и не имеют права публично агитировать лю­дей. Тем не менее священнослужители дают наставления па­стве, часть которой составляет определенный процент избира­телей. Например, 23 % участвующих в опросе отметили, что они знали, какого именно политического лидера поддержи­вала религиозная организация на прошлых выборах. Извест­но, что Русская православная церковь оказывала поддержку нынешнему Президенту России В. В. Путину, который в свою очередь всегда отличался теплым отношением к Институту Церкви. Однако когда религиозные ценности влияют на по­литические процессы государства, это, с определенной точки зрения, заставляет усомниться в его светском характере.

Тем не менее, по мнению юриста В. Колбасова, взаимо­действие государства с религиозными организациями не про­тиворечит его светскому характеру. Религиозные общности в условиях светскости демократического мира служат развитию и прогрессу социально-политической жизни общества. Рели­гиозная дифференциация на территории России обнаружи­вает необходимость мирного регулирования противоречивых интересов разных религиозных организаций. Только с помо­щью политического подхода можно прийти к компромиссам между различными культурами, идеологиями и религиями.

Следует признать, что влияние религиозного фактора на избирательные процессы не уменьшается, а скорее растет. Существование большого количества религиозных общин приносит в политическую систему государства свое видение реальности. Возникает необходимость профилактики всех возможных конфликтов и волнений на религиозной почве со стороны власти. Основными причинами конфликтов, связан­ных с религиозным фактором, может являться религиозный радикализм, экстремизм, фанатизм и пр. Проблематика ре­лигиозных конфликтов может в значительной степени разре­шаться с помощью Законодательства. Межконфессиональные отношения должны регулироваться государственной властью. Одной из спорных ситуаций, безусловно, является возмож­ность использования религиозного фактора в избирательном процессе.

Исключительная особенность религиозного фактора в по­литическом процессе заключается в том, что религия облада­ет огромным воздействием на массовое сознание, религиозная идеология способна изменять отношение граждан к власти, государственной политике и т.д. Несмотря на то, что еще в 1997 г. на Архиерейском соборе РПЦ было отмечено о том, что Церковь занимает позицию невмешательства в государ­ственные процессы и не принимает участия в политической борьбе, религиозный фактор все равно присутствует в изби­рательном процессе. Американский исследователь Н. Смелзер констатировал факт, что у религиозных групп отмечалось все большее стремление воздействовать на решение полити­ческих и социальных споров, которые появлялись на повестке дня во многих государствах7. Таким образом, позиция невме­шательства не всегда соблюдается на практике.

Источником политической власти и носителем государ­ственного суверенитета в России является народ. В формиро­вании отношения к политическим лидерам и государствен­ным процессам, происходящим в стране, коренным образом задействовано мировоззрение личности. Вполне естественно, что электоральное мышление мусульманина или буддиста будет отличаться от политического мышления христианина, атеиста или представителей других религиозных конфессий.

Высоким уровнем развития обладает политическая куль­тура среди протестантов. Возможно, что на это влияет струк­тура их общин. По мнению А. А. Нуруллаева, протестанты обладают собственными миниатюрными политическими си­стемами, в которых действуют лидеры, комитеты, существуют конфликты и консенсусы8. Среди протестантов на выборах 2012 г. также наблюдалось воздействие религиозного фактора.

В ряде современных держав религиозные элементы при­сутствуют при вступлении в должность политических лиде­ров - это может быть клятва на Библии или Коране. Однако в России подобная традиция отсутствует. Светское разделение религиозной жизни и государства превращает Церковь в са­мостоятельный политический субъект. Влияние религиозного фактора на избирательный процесс и политическую жизнь страны в целом можно оценить по результатам общественного мнения, которые приводит редакция «Независимой газеты». В 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был вклю­чен в список самых влиятельных политических деятелей стра­ны вместе с В. В. Путиным, Б. А. Березовским, Ю. А. Лужковым и др. Следовательно, Патриарх обладает огромным влиянием на мышление граждан Российской Федерации. Православный лидер играет не последнюю роль в политическом процессе и может воздействовать на электоральный выбор верующих граждан.

Религиозный фактор стоит также рассмотреть в кон­тексте политического манипулирования. В предвыборных кампаниях присутствуют схемы, направленные на то, чтобы обойти защитные компоненты сознания, оберегающие лич­ность от манипулирования. Религиозные убеждения общества используются, политическими мнением граждан управляют опытные имиджмейкеры. В предвыборных кампаниях можно обнаружить психологические приемы, применяемые манипу­ляторами с помощью информации, которая предоставляется СМИ. Например, 41 % опрашиваемых замечали использова­ние религиозной символики в политической рекламе. Таким образом, наблюдаются попытки манипуляций духовными ценностями избирателей для получения большего количества голосов, отданных политическим партиям или кандидатам.

Гражданин оказывается в ситуации, когда ему приходит­ся выбирать из предложенного числа кандидатов, политиче­ский имидж которых составлен из специально подобранной информации, часто скрывающей за собой скрытые психоло­гические приемы убеждения. Политические имиджмейкеры анализируют психологию социальных групп России, изучают ее интересы, беспокоящую ее проблематику, экономические условия, внутригрупповые конфликты и религиозный фактор в том числе. В результате предвыборные рекламные кампании представляют собой специфический рекламный продукт, ко­торый ориентируется на ценности и установки граждан и воз­действует на их электоральное поведение. Можно отследить тесную взаимосвязь между религиозными чувствами верую­щих и их политическими мотивами.

По мнению Р. В. Секретарева, официальные правила об автономии религиозных организаций и политических процес­сов на практике не означают их взаимной изоляции. Формы взаимодействия гражданских и религиозных институтов так­же анализируются Н. В. Старостенковым. Духовное наследие Церкви оказывает определенное влияние на формирование жизненных ценностей молодежи. Несмотря на то, что между государством и религиозными организациями происходит взаимодействие, укрепляющее культурный уровень социума, главная проблема состоит в том, что вера превращается в ин­струмент избирательного процесса, и данное обстоятельство не может не ранить чувства верующих, так как использование религии для построения политического имиджа недопустимо и не соответствует Федеральному закону № 123.

В качестве примера неправомерного использования ре­лигии среди политических партий можно привести ЛДПР. В 1995 г. несколькими инициативными депутатами был пред­ложен проект федерального закона, в котором речь шла о восстановлении статуса русской православной веры как госу­дарственной религии. Проект будущего федерального зако­на также предполагал введение представителей Церкви в на­блюдательные советы государственных и негосударственных СМИ, также в коллегии российских министерств и ведомств государства. Можно сделать вывод, что открыто поддержи­вая религиозные общины, политические партии стремились заручиться доверием электората. Однако выражение властью явного предпочтения по отношению к определённой рели­гиозной организации нарушает Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Тема реализации свободы ми­ровоззренческого выбора отражена в работах А. М. Верховско­го, который рассматривает свободу мысли, совести и выбора религии в условиях доминирующей христианской культуры. Основной характеристикой построения отношений между государством и конфессиональными общностями является светский характер РФ на основе ФЗ № 125. Тем не менее в госу­дарственных структурах все больше распространяются право­славные обряды, в СМИ можно все чаще встретить православ­ную позицию политических лидеров. Такие обстоятельства отрицательно сказываются на верующих людях, которые ча­сто подвергаются попыткам манипулятивного воздействия. В условиях явного доминирования православной культуры и ее участия в политических процессах заметный дискомфорт мо­гут ощущать последователи менее распространенных на тер­ритории России религиозных организаций.

Россия является светским государством, однако проведен­ные автором исследования доказывают, что религиозный фак­тор влияет на избирательные процессы страны. Выявлено, что значительная часть граждан обращает большое внимание на религиозные предпочтения политического лидера. Совершая электоральный выбор, общество рассматривает религиозную позицию кандидата как одну из характеристик его полити­ческого курса. Таким образом, религиозный фактор превра­щается в один из критериев отбора на выборах. Почти поло­вина людей, участвующих в опросах общественного мнения, отмечают, что совпадение религиозной позиции кандидата с их собственной вызывает у них чувство доверия. Тем не менее не все политические деятели, которые позиционируют себя, как религиозных людей, являются верующими на самом деле. Следовательно, стоит рассматривать религиозный фактор в контексте политического манипулирования мнением граж­дан. Православная культура является одним из способов фор­мирования положительного политического имиджа кандида­та или партии, но отмечаются случаи прямой манипуляции религиозными чувствами россиян с целью получения больше­го процента голосов для возможной победы на политических выборах.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика