Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Государственный суверенитет в системе международного права
Научные статьи
02.02.16 11:29

Государственный суверенитет в системе международного права

alt
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Кожемякин Н.В.
11 90 2015
В статье раскрывается юридическое понятие суверенитета в системе современного международного права. Проводится анализ понятия, история его появления. Раскрывается понятие суверенитета и его применение в современном международном праве.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и основывалось на европейском феодальном праве. Содержание понятия суверенитет - неограниченность власти верховного сюзерена в отличие от власти вассальных правителей. Соглас­но определению Ж. Бодена, суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принад­лежащая ему в силу его естественного права.

     Спустя века понятие суверенитета довольно сильно ви­доизменилось. Сегодня под понятием «суверенитет» пони­мается естественное и неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико­правовую самостоятельность, высшую ответственность, как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государ­ства. Юридическое качество, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого госу­дарства как полноправного субъекта международного права обусловлено правовым равенством независимых государств. В реалиях современного мира, в быстро развивающихся от­ношениях на международной арене, понятие суверенитета играет ключевую роль. Но под воздействием факторов, воз­никающих в связи с усилением межгосударственных связей, понятие «суверенитет» подвергается модернизации. В наше время немалое влияние на суверенитет оказывает глобали­зация, которая затрагивает не только экономическую сфе­ру деятельности человечества, но и непосредственно влияет на международные отношения и политику. Само понятие суверенитета можно охарактеризовать как в рамках между­народного права и внутригосударственного права, так и со стороны политики. Внешняя «сторона» государственного суверенитета - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его полити­ко-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права. Понятие суверенитета является основой равноправных отно­шений на международной арене. Существует также внутри­государственная «сторона» суверенитета. Она выражается в верховенстве и полноте государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, а также в ее монопольном праве на законодатель­ство, управление и осуществление правосудия внутри страны в пределах ее территории, за исключением свободных зон, дипломатических представительств и международных аэропортов. Политический суверенитет также является правовой категорией, которая раскрывает основную характеристику и принадлежность государства и власти, их верховенство.


 

А. А. Моисеев приводит следующие основные политиче­ские характеристики суверенитета:

а) право каждого государства избирать политическую форму;

б) право на издание законов и на внутреннее управление;

в) право вступать на сношения с другими государствами3.

Понятие «суверенитет» также стало основой для кодифи­кации под эгидой ООН одного из основополагающих прин­ципов современного международного права и международ­ных отношений - принципа суверенного равенства государств. Принцип суверенного равенства государств был закреплен в Уставе ООН, Декларации о принципах международного пра­ва, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята резолюцией 2625 (XXV) Гене­ральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г.), далее -Декла­рация 1970 г.

Данный принцип был отражен во многих международ­но-правовых актах. Так, в Уставе ООН закреплено положение, что ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Между государствами в соответствии с вышеуказан­ной Декларацией 1970 г. определяется понятие принципа су­веренного равенства, которое включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в)   каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и полити­ческая независимость государства неприкосновенны; д) каж­дое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Формально-юридическое равенство государств не озна­чает их фактического равенства в отношении их территории, численности населения, экономической и военной мощи, по­литического влияния в системе международных отношений и т. д. Принцип суверенного равенства государств предпола­гает, что все государства обладают в силу своей суверенности одинаковой правоспособностью и, вследствие этого, обязаны в равной мере строго соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Равноправие государств означает право каждого государ­ства принимать участие на равных началах с другими государ­ствами в решении всех международных вопросов, затрагиваю­щих законные интересы данного государства. Под суверенным равенством государств понимается также равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, участие государств на равноправной основе в создании норм между­народного права. Принцип суверенного равенства государств предполагает также равноправие всех народов и наций, неза­висимо от их величины, расы, языка, религии, уровня культур­ного и экономического развития.

С определением понятия государственного суверенитета соотносится также определение национального суверените­та и суверенитета народа. Под национальным суверенитетом понимается полнота власти нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер сво­ей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования само­стоятельного государства.

В многонациональном государстве суверенитет не может быть предоставлен только одной нации, как этно-социальной общности, включая в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титуль­ной» нации, существуют параллельно с ней. Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государ­ством, должен гарантировать суверенитет каждой из объеди­нившихся наций. Нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не может использовать свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискри­минация или стремление одной нации подчинить другую.

   Суверенитет народа (народ - граждане всех националь­ностей, проживающие на территории данной страны) озна­чает верховенство народа, как источника и носителя власти, его право самостоятельно решать свою судьбу, непосредствен­но или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, со­става его органов, контролировать деятельность органов госу­дарственной власти. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Государственный суверенитет или правоспособность го­сударства могут быть ограничены. Ограничение заключается в добровольном делегировании части своих прав при всту­плении в международную организацию или при заключении международных соглашений. Из собственной выгоды госу­дарство само может пойти на частичное ограничение своего суверенитета для достижения определенных в договорном порядке целей. В связи с этим государства по собственной воле делегируют или отказываются в пользу международных организаций от части своего суверенитета9. Среди междуна­родных межгосударственных организаций существует доста­точное количество объединений, таких как Европейский союз (ЕС) или Евразийский экономический союз (ЕАЭС) ,,, в рам­ках которых государства делегируют часть своего суверенитета для целей развития межгосударственных , торговых, социаль­ных, политических и других отношений. Безусловно, делеги­руя часть своих полномочий, государства при этом получают новые возможности, которые заключаются в более эффек­тивном взаимодействии и более качественном решении воз­никающих задач или ограничении угроз, стоящих перед ми­ровым сообществом. При этом в данных объединениях особо заинтересованы сами государства, так как решение правовых, политических, экономических, социальных, экологических и других вопросов более удобно в рамках специализированных международных организаций. Следует иметь в виду, что по­нятие суверенитета - одно из основополагающих для воспри­ятия сути и перспектив развития международных отношений. Важно помнить, что суверенитет - это неотъемлемое юриди­ческое свойство государства, в котором отображается его само­стоятельность, ответственность за свои действия и закрепляет­ся его независимость на международном уровне.

Немаловажной стороной в решении гуманитарных во­просов является деятельность международных организаций и заключение международных соглашений (Прим.: Женев­ские конвенции 1949 г. о защите жертв войны), которые были созданы благодаря добровольной уступке государствами ча­сти своего суверенитета в интересах развития и укрепления международного сообщества. Так, на примере Организации Объединенных Наций, можно сделать вывод о том, насколько эффективно работает содружество государств в решении со­вершенно различных задач. (Прим.: миротворческие опера­ции под эгидой ООН). Но при этом международные организа­ции не могут создавать права, характерные для суверенитета, исходя из того, что природа власти государственного сувере­нитета и международных организаций различна в своем про­исхождении. Суверенные действия государств в современном мире ориентированы на создание атмосферы социальной и политической стабильности для развития экономики. Полно­мочия государств гораздо шире, чем у любой международной организации. Суверенитет сам по себе является отличитель­ной чертой государства, его наличие отличает первичный субъект международного права (государство) от вторичных субъектов (международные организации).

   Россия на протяжении своей истории отстаивала важ­ность соблюдения международных принципов и самого ува­жения к международному праву и призывала все стороны международных отношений действовать согласно нормам международного публичного права. Ведутся споры о поня­тии, содержании, моменте возникновения глобализации, од­нако не отрицается сила и глубина воздействия этого феноме­на на весь комплекс сторон современной жизни, в том числе на государства и право. Наличие этого воздействия признано и действующим российским законодательством^. Так, в п. 8 Стратегии национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 г.11 прямо отмечается, что «развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни», а «между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов»12. В п. 22 этого же документа национальным инте­ресом России на долгосрочную перспективу признано обеспе­чение суверенитета Российской Федерации13. Защита сувере­нитета отражена также в статьях 3, 4 Конституции Российской Федерации. В них говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Никто не может при­сваивать власть в Российской Федерации. Суверенитет Россий­ской Федерации распространяется на всю ее территорию.

    В XXI в. устоявшаяся веками концепция суверенитета будет вынуждена столкнуться со множеством вновь возни­кающих вопросов, при решении которых суверенитет будет адаптироваться к новым реалиям. При этом не стоит забывать о той основе и ключевой функции, которую несет в себе суве­ренитет, а именно, уменьшение проявления насилия и уста­новление нейтралитета между государствами, сохранение стабильности и равноправия в межгосударственных правоот­ношениях.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика