Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Становление и развитие социальных прав человека и гражданина в Кыргызской Республике
Научные статьи
04.02.16 11:31

вернуться

Становление и развитие социальных прав человека и гражданина в Кыргызской Республике

alt
ПРАВО СТРАН СНГ
Воробьёв П.С.
11 90 2015
Социальные права – это одна из основ благополучного развития свободного и демократического государства. Данные права можно отнести к правам, лежащим в основе фундаментальных прав и свобод человека. Кыргызстан – довольно молодое государство, где все ещё возникают проблемы в осуществлении прав и свобод человека, в том числе и социальных прав.

Кыргызская Республика как независимое государство су­ществует с 1991 г., с момента развала Союза Советских Социа­листических Республик (СССР). До 1991 г. вся правовая систе­ма Республики была связана единой союзной Конституцией СССР, в связи с этим рассмотрение вопроса становления соци­альных прав человека в Кыргызской Республике невозможно без ссылки на законодательство СССР и Российской Социали­стической Федеративной Советской Республики (РСФСР).

После Великой Октябрьской революции 1917 г. и кра­ха Российской империи новое образованное государство - РСФСР, в состав которой на тот момент входила почти вся территория современного Кыргызстана, стала на тот момент одной из первых стран мира, закрепившей социальные права граждан в Основном законе государства - в принятой V Все­российским съездом Советов Конституции РСФСР 1918 г. Следует заметить, что нормативное закрепление некоторых социальных прав трудящихся началось несколько ранее при­нятия Конституции РСФСР 1918 г.


 

    Одними из первых документов, закрепляющих отдель­ные социальные права (право на страхование от всех видов по­тери трудоспособности, вдовства, сиротства и др.), было Пра­вительственное сообщение от 1 ноября 1917 г. «О социальном страховании», подписанное В. И. Лениным. Другим направ­лением деятельности Советского правительства в социальной сфере была организация системы народного образования. Конституция РСФСР в ст. 17 установила: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Россий­ская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Необходимо отметить, что данная норма носила больше де­кларативный характер, что признавалось даже советскими учеными-государствоведами. Однако положительным момен­том являлось то, что общее направление политики Советского государства в области образования было определено на уровне конституционной нормы.

После окончания гражданской войны была разработана первая Союзная Конституция СССР от 1924 г., где террито­рия современного Кыргызстана уже имела территориальную единицу в форме Кара-Киргизской автономной области в со­ставе РСФСР. Принятая следом Конституция РСФСР от 1925 г. в статьях о социальных правах человека особо не отличалась от Конституции РСФСР 1918 г., и многое здесь носило номенкла­турный характер.

Таким образом, в закреплении социальных прав в первые годы советской власти можно выявить следующую тенденцию: принятию соответствующих нормативных правовых актов предшествовало издание политических документов - прави­тельственных сообщений и обращений, а после того, как Все­союзная коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) монополизировала политическую власть - решений ее Цен­трального комитета и съездов. Особый характер политических документов ВКП(б) и место данной партии в политической си­стеме советского общества обусловило то обстоятельство, что провозглашенные в них права граждан приобретали харак­тер основных не только до их закрепления в Основном законе страны - в Конституции, но и до нормативной регламентации. Данное обстоятельство позволило некоторым ученым сделать вывод о том, что определенные социальные права (как, напри­мер, право на социальное обеспечение, право на отдых) в нача­ле 30-х годов XX в. были основными, т.е. опосредовали «наибо­лее существенные коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности», но не являлись конституционными.

   Относительным моментом начала построения государ­ственности в Кыргызской Республике является 5 декабря 1936 г., день принятия решения о создании новой союзной респу­блики в составе СССР - Киргизской Советской Социалисти­ческой Республики (Киргизская ССР). С этого момента статус Киргизской ССР уравнивался со всеми Республиками, входя­щими в СССР. Также 5 декабря 1936 г. была принята Союзная Конституция СССР, которая и закрепила Киргизскую ССР как равное союзное государство в составе СССР. Эта Конституция в истории получила название «Сталинская Конституция». Данная Конституция упоминает многие права, в том числе и те из них, которые сегодня принято подразделять на социаль­ные, экономические, культурные, политические и экономиче­ские права человека. Часть главы 10 Конституции 1936 г. была посвящена социальным и личным правам человека. Впервые в истории Советского государства в данной Конституции всем гражданам гарантировались равные права на труд и отдых (статьи 118-119), на материальное обеспечение в старости и по болезни (ст. 120), право на образование (бесплатное), в том числе обучение на родном языке (ст. 121). В Конституции га­рантировались гендерные права женщин (ст. 122), в которых женщина уравнивалась в правах с мужчиной. Также консти­туция гарантировала равноправие в правах вне зависимости от расовой, национальной принадлежности (ст. 123). Данные статьи Союзной Конституции нашли свое отражение и в Кон­ституции Киргизской ССР, что, учитывая специфику региона, сыграло большую роль при соблюдении прав человека. Но, не особо вдаваясь в историю, можно сказать, что данные права, к сожалению, были номинальные.

После Второй мировой войны произошли кардинальные изменения в формировании сегодняшних институтов прав человека. Этому способствовало и создание ООН в 1945 г., а также принятие основополагающего документа в институтах соблюдения прав и свобод человека - Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Наряду с Всеобщей декларацией прав человека, осново­полагающую роль в развитии и гарантировании государства­ми различных прав человека стали Международный пакт о политических и гражданских правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах от 16 декабря 1966 г. Данные пакты были ра­тифицированы СССР в 1976 г. Согласно Конституции СССР ратификация любых документов автоматически распростра­нялась и на союзные государства.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г., стала последней в истории СССР. Новый Основной закон должен был подчеркнуть этапность достигнутых при Л. И. Брежневе успехов, завершенность эпохи борьбы и нестабильности, воз­никновение «общенародного государства» как надстройки над «реальным социализмом» (промежуточная станция, призван­ная заменить отодвигавшийся в неведомые дали коммунизм). В период перестройки Конституция претерпела существен­ные изменения, но просуществовала до распада СССР в 1991 г.

Существенное влияние от ратификации данных пактов и возрастания роли прав человека в государстве можно про­следить в Конституции СССР от 1977 г. и в Конституции Киргизской ССР 1978 г. К примеру, если в «Сталинской Кон­ституции» от 1936 г. говорилось только об «основных правах и обязанностях граждан», то уже в Конституции СССР 1977 г. говорилось об «основных правах, свободах и обязанностях граждан» (Конституция Киргизской ССР от 20 апреля 1936 г., глава 6).

По сравнению с предыдущими Конституцией СССР от 1936 г. и Конституцией Киргизской ССР от 1936 г., наряду с сохранением предыдущих прав и свобод человека, в том числе относящихся к категории социальных прав человека, появи­лись новые статьи, дополненные благодаря ратификации вы­шеперечисленных пактов. Например, в Союзной Конституции появились новые статьи, такие как: ст. 42 - «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья» (ст. 40 Конституции Киргиз­ской ССР); ст. 44 - «Граждане СССР имеют право на жилище» (ст. 42 Конституции Киргизской ССР); ст. 46 - «Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры» (ст. 44 Конституции Киргизской ССР); ст. 47 - «Гражданам СССР... гарантируется свобода научного, технического и художествен­ного творчества» (ст. 45 Конституции Киргизской ССР); ст. 66 - «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей . Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им по­мощь» (ст. 64 Конституции Киргизской ССР).

Все это доказывает, что развитию и гарантированию со­циальных прав человека, а также другим правам человека в Советском союзе придавалось больше значение. Взятые на себя обязательства согласно Международному пакту об эко­номических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года Советским Союзом, по крайней мере, декларативно, выполнялись.

После развала Советского Союза и объявления государ­ственной независимости Кыргызской Республикой в 1993 г. была принята первая Конституция независимого Кыргызста­на, которая объявляла Кыргызскую Республику как «суверен­ное, унитарное, демократическое, правовое, светское, соци­альное государство». Согласно данной статье можно сделать вывод, что Кыргызстан объявлял себя в том числе и социаль­ным государством, что нашло основное отражение в главе вто­рой Конституции.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека на момент принятия первой Кон­ституции Кыргызской Республики ратифицирован не был. Ра­тификация была произведена только через год, то есть в 1994 г.

Несмотря на то, что с обретением государственной неза­висимости Кыргызской Республикой с 1991 г. неоднократно менялись, вносились изменения и поправки в Конституцию страны, основные права и свободы человека, в том числе и со­циальные права, никогда не подвергались изменениям, так как основные социальные права человека и гражданина касаются поддержания и нормативного закрепления социально-эконо­мических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, со­циальной защищенности с целью создания условий, при кото­рых люди могут быть свободны от страха и нужды.

Основное отличие социальных прав от личных (граж­данских) состоит в том, что для их реализации недостаточно одного лишь конституционного закрепления. Нормы Консти­туции о социальных правах не могут действовать непосред­ственно.

Реальность гарантии выполнения социальных прав, в ко­нечном итоге, зависит от политики, проводимой государством в экономической и социальной сферах. Прямое действие кон­ституционных положений об основных социальных правах человека и гражданина означает, что в них выражаются основ­ные направления реализации государством его социальной функции.

     В данном ракурсе социальная политика воспринимается более узко - как динамика и решение социальных проблем в определенный период. Поэтому акцент следует делать на том, что в рамках социальной политики происходит поиск средств и механизмов их применения с целью создания условий для полной реализации личностью своих социальных и культур­ных прав.

Хоть Кыргызстан во всех своих редакциях Основного зако­на и объявлялся социально ориентированным государством, на практике, к сожалению, многие права человека носили лишь декларативный характер. В принципе, недовольство проводимой руководством республики политикой, в том чис­ле и социальной, привело к двум «цветным» революциям 2005 и 2010 гг.

На сегодняшний день действует редакция Конституции, принятая на Всенародном референдуме 27 июня 2010 г. В дан­ной Конституции Кыргызская Республика, помимо провоз­глашения других атрибутов государства, также объявляется социальным государством.

Конституция 2010 г. усиливает защиту прав и свобод граждан. В раздел о правах человека включены предложения международных правовых институтов и правозащитников, в том числе и нормы международных конвенций по защите прав человека и гражданина.

Кыргызстан провозглашается социально ориентирован­ной страной, а создание условий для достойной жизни и сво­бодного развития человека возводится в ранг государственной политики. Под достойной жизнью понимается, прежде всего, возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь подобающие жилищные условия, меди­цинское обслуживание, качественное питание, жить в благо­приятной окружающей среде и т.д. Данное «социальное» по­нятие накладывает на государство определенные обязанности по их исполнению перед своими гражданами. Ведь человек должен быть уверен в своем будущем, и в случае необходимо­сти он может рассчитывать на поддержку государства. В этом и заключается суть всей социальной политики государства, что и относится к социальным правам человека.

     Несмотря на экономические и некоторые политические сложности, Кыргызская Республика не отказалась от целей, провозглашенных в Конституции, и примером их реализации являются национальные программы, направленные на гаран­тии обеспечения прав человека, в особенности уязвимым сло­ям населения. Одной из крупных программ, гарантирующих в том числе и выполнение социальных прав человека, является Национальная программа «Права человека». Данная про­грамма направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми стра­нами, в особенности на защиту уязвимых слоев населения. В программе не только достаточно подробно определены меры по совершенствованию и развитию социальной сферы, но и, что особенно важно, определены основные предложения нор­мотворческого регулирования социальных проблем. Общими гарантиями конституционных социальных прав человека и гражданина в Кыргызской Республике принято считать эко­номические, социальные гарантии, которые представляют со­бой совокупность экономических, политических, идеологиче­ских, социальных факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для их реализации. Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, так как созда­ют такие материальные условия, которые обеспечивают наи­более полное удовлетворение растущих материальных и ду­ховных потребностей личности. Экономическими гарантиями выступают, прежде всего, различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан. Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расшире­ния реальных условий для реализации потенциальных воз­можностей как каждой личностью, так и всем обществом. Надо иметь в виду и то, что хотя защита прав граждан государ­ством является гарантией их реального осуществления в наи­более полном объеме, само государство также нарушает пра­ва и свободы, избегая при этом ответственности. Последствия этого могут быть столь катастрофическими для общества, что никакие санкции, примененные к высшим должностным ли­цам государства, не будут равнозначны вреду, причиненному интересам общества, народа, человека и гражданина.

Общие гарантии образуют комплекс базовых усло­вий, который предопределяет в целом реальность конститу­ционных социальных прав человека и гражданина, является решающей предпосылкой формирования у человека заинте­ресованности в их реализации.

    Действительно демократическим государством может быть только то государство, где в полной степени соблюдают­ся и гарантируются основные права человека, и Кыргызстан, несмотря на все пережитые политические и экономически трудности, придерживается четкой цели по реализации всех гарантированных в Конституции Республики и международ­ных документах прав человека. Не зря Кыргызскую Республи­ку называют «островком демократии» в Центральной Азии, что накладывает ещё большие моральные обязательства на ру­ководство страны по соблюдению прав человека, в том числе и социальных прав.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика